Elite-Astronomy

Самая большая планета Солнечной системы

Самой большой планетой Солнечной системы и наиболее массивной из них является Юпитер. Его экваториальный диаметр равен 143884 км, что в 11,209 раз превышает диаметр Земли и составляет 0,103 диаметра Солнца. По объему Юпитер эквивалентен 1319 объемам Земли. Масса Юпитера в 318 раз превышает массу Земли и в 2,5 раза больше массы всех остальных планет, вместе взятых. Для того, чтобы образовалась масса, равная массе Солнца, потребуется 1047 таких планет, как Юпитер.
Экваториальный диаметр следующей самой большой планеты, Сатурна, составляет 0,84 диаметра Юпитера, а его масса равна 0,30 массы самой большой планеты. Как Юпитер, так и Сатурн смогли достичь столь больших размеров потому, что они формировались в ранний период развития Солнечной системы в таком месте, где можно было собрать большое количества газа солнечной туманности.

Планета с самым большим количеством лун

За последнее десятилетие было открыто много новых лун гигантских планет – Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. На 1 октября 2004 г. наибольшее количество лун имел Юпитер – 63, за ним шел Сатурн – 33 луны, затем Уран – 26 и Нептун – 13. Вполне вероятно, что у всех четырех планет есть до сих пор не открытые небольшие луны. Происхождение планетарных лун не вполне ясно. Однако кажется вероятным, что большие луны этих гигантских газовых планет сформировались вместе и одновременно с родительскими планетами, а небольшие внешние луны являются астероидами, захваченными позднее.

Самая горячая планета

На Венере температура поверхности составляет от 460 до 480 °C, благодаря чему ее можно считать самой горячей планетой в Солнечной системе. Высокая температура венерианской поверхности связана с наличием у нее плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа. Атмосфера выполняет роль теплоизолирующего одеяла: средняя температура поверхности на 500 градусов выше той, которая была бы при отсутствии атмосферы. Солнечное излучение проникает через облака Венеры, а из-за наличия в атмосфере углекислоты возникает явление, известное как парниковый эффект. В ранней истории Солнечной системы, когда Солнце было не столь ярким, как сейчас, Венера была холоднее, и, вероятно, на ней были океаны жидкой воды. Вода постепенно испарялась, способствуя возникновению парникового эффекта, но примерно за миллион лет вся она рассеялась в космическом пространстве. По мере повышения температуры из скальных пород на поверхности планеты освобождалось все больше углекислоты, что привело к стремительному развитию парникового эффекта и к наблюдаемому ныне перегреву Венеры.

Самая яркая планета Солнечной системы

Самая яркая планета Солнечной системы - Венера. Ее максимальная звездная величина равна -4,4. Венера ближе всех подходит к Земле и, кроме того, наиболее эффективно отражает солнечный свет, поскольку поверхность планеты закрыта облаками. Верхние слои облаков Венеры отражают 76% падающего на них солнечного света.
Когда Венера выглядит наиболее яркой, она находится в фазе серпа. Орбита Венеры лежит ближе к Солнцу, чем орбита Земли, поэтому диск Венеры полностью освещен только тогда, когда она находится на противоположной от Солнца стороне. В это время расстояние до Венеры самое большое, а ее видимый диаметр - самый маленький.

Самая маленькая планета Солнечной системы

Самая маленькая планета Солнечной системы - Плутон. Его диаметр равен всего 2400 км. Период вращения 6.39 суток. Масса в 500 раз меньше земной. Имеет спутник Харон, открытый Дж. Кристи и Р. Харрингтоном в 1978 году.

Самая ветреная планета в Солнечной системе

Самые большие скорости ветра в Солнечной системе были зарегистрированы на Нептуне в экваториальной области планеты. Крупномасштабные атмосферные образования движутся с востока на запад со скоростью около 325 м/сек относительно ядра планеты, а более мелкие перемещаются почти вдвое быстрее. Это означает, что скорости потоков у экватора Нептуна приближаются к сверхзвуковым. Скорость звука в атмосфере Нептуна составляет примерно 600 м/сек. Сильные ветры наблюдаются на всех гигантских планетах, но не ясно, почему самое быстрое движение атмосферы отмечается именно на Нептуне. Возможно, это связано с влиянием внутренних источников тепла Нептуна. Вторая среди "самых ветреных" планет – Сатурн, где максимальные скорости ветра примерно вдвое меньше, чем на Нептуне.

Самое холодное место в Солнечной системе

Самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная на поверхности тел в Солнечной системе, - поверхностная температура одной из лун Нептуна, Тритона. По измерениям, сделанным "Вояджером-2", эта температура оказалась равной –235 °C, что всего на 38 °C выше абсолютного нуля. Температура поверхности Плутона почти наверняка близка к этим значениям, но пока мы имеем только ее оценки, сделанные с поверхности Земли. По этим оценкам яркие области Плутона имеют температуру около –233 °C, а более темные примерно на 20 °C теплее. Плутон и Тритон кажутся очень похожими друг на друга: степень их подобия намного больше, чем у любой другой пары тел в Солнечной системе. Поверхностная температура планет или лун зависит от нескольких факторов: насколько велико расстояние от Солнца, имеется ли внутренний источник тепла, каково влияние атмосферы. Как Тритон, так и Плутон получают от Солнца очень мало тепла, не имеют внутреннего источника тепла и сильно охлаждаются за счет испарения льда с их поверхности.

Самая большая луна

Самая большая в Солнечной системе луна - спутник Юпитера Ганимед, диаметр которого равен 5262 км. Самая большая луна Сатурна -Титан - по размеру второй (диаметр составляет 5150 км), хотя одно время считалось, что Титан больше Ганимеда. На третьем месте идет соседний с Ганимедом спутник Юпитера Каллисто. Как Ганимед, так и Каллисто больше чем планета Меркурий (диаметр которого 4878 км). Ганимед своим статусом "самой большой луны" обязан толстой мантии льда, которая покрывает его внутренние слои из скальных пород. Твердые ядра Ганимеда и Каллисто, вероятно, близки по своим размерам к двум небольшим внутренним галилеевым лунам Юпитера - Ио (3630 км) и Европе (3138 км). Однако из-за близости к Юпитеру они получают больше тепла, так что Ио совсем не имеет ледяной мантии, а у Европы имеется только тонкая корка льда, возможно, со слоем растаявшей подо льдом воды. В отличие от них, Ганимед наполовину состоит изо льда, а наполовину из твердых пород.

Самая маленькая луна

Самая маленькая луна, размеры которой точно известны - спутник Марса Деймос. Его форма близка к эллипсоиду с осями 15x12x11 км. Возможный соперник Деймоса - луна Юпитера Леда, диаметр которой оценивается примерно в 10 км. Размеры других небольших лун, вращающихся вокруг внешних планет, точно определить трудно, поскольку их можно наблюдать только как точечные объекты. Оценки их размеров зависят от того, какое значение принять для отражательной способности их поверхности. Диаметры некоторых недавно открытых лун Юпитера и Сатурна оцениваются всего в несколько километров. Считается, что Деймос, как и другой спутник Марса, Фобос, а также большинство новых лун гигантских планет представляют собой астероиды, захваченные планетой. Оба спутника Марса имеют очень темную поверхность, отражая всего несколько процентов падающего на них света. Эти спутники подобны астероидам, которые обычно находят во внешней части пояса астероидов и в группе троянцев - астероидов, связанных с Юпитером. Возможно, что и Леда представляет собой астероид, захваченный Юпитером и оказавшийся на орбите вокруг него.

Самый высокий вулкан в Солнечной системе

Самые высокие вулканы в Солнечной системе - щитовые вулканы на Марсе, а наибольшую высоту имеет гора Олимп. Ее вершина поднимается на 25 км выше уровня окружающего плато, причем поперечник основания составляет почти 550 км. Для сравнения можно указать, что Гавайские острова на Земле возвышаются над морским дном всего на 10 км. Щитовые вулканы растут в высоту постепенно, в результате повторных извержений из одного и того же жерла. На Марсе щитовые вулканы намного больше, чем на Земле благодаря нескольким причинам. Хотя в настоящее время эти вулканы, по-видимому, уже не являются действующими, они, вероятно, образовались раньше и были активными намного дольше, чем любые вулканы на Земле. При этом горячие вулканические точки на Земле с течением времени изменяли свое местоположение из-за постепенного движения континентальных плит, так что для "построения" очень высокого вулкана в каждом отдельном случае времени не хватало. Кроме того, низкое тяготение позволяет изверженному веществу образовывать на Марсе намного более высокие структуры, которые не обрушиваются под собственной тяжестью.

Самая наблюдаемая комета

Больше всего возвращений к Земле было отмечено у периодический кометы 2P/Энке. Так как она никогда не удаляется от Солнца дальше чем на 4 астрономические единицы, едва выходя за пределы пояса астероидов, при современных методах наблюдения ее можно наблюдать непрерывно. Комета 2P/Энке находится на необычной орбите - ее период равен всего 3,3 года, что намного меньше, чем у любой другой периодической кометы. Независимые "открытия" этой кометы были сделаны сначала Пьером Мешеном (в 1786 г.) и Каролиной Гершель (в 1795 г.), а затем (в 1805 и 1818 гг.) - Жаном Луи Понсом. Но уже в 1819 г. Иоганн Энке показал, что все эти наблюдения относятся к одной и той же комете, и вычислил ее орбиту. С тех пор до 2005 г. было зарегистрировано 59 прохождения кометы через перигелий. Количество появлений этой кометы в небе можно, например, сравнить с 30 известными возвращениями кометы Галлея с 239 г. до н.э. до 1986 г.

Комета, наблюдавшаяся в течение самого большого периода времени

Комета Галлея (1P) в 1986 г. Наблюдения кометы Галлея, официально известной как комета 1P/Галлея, были прослежены назад вплоть до 239 г. до н. э. Ни для одной другой периодической кометы нет исторических записей, которые могли бы сравниться с кометой Галлея. Комета Галлея уникальна: она наблюдалась на протяжении более двух тысяч лет 30 раз. Это связано с тем, что эта комета намного больше и активнее других периодических комет. Комета названа по имени Эдмунда Галлея, который в 1705 г. понял связь между несколькими предыдущими появлениями кометы и предсказал ее возвращение в 1758-59 гг. В 1986 г. космический аппарат "Джотто" смог получить изображение ядра кометы Галлея с расстояния всего в 10 тысяч километров. Оказалось, что ядро имеет в длину 15 км при ширине 8 км. Кома и хвост этой самой известной кометы образуются при нагревании ядра Солнцем, так что выбросы газа и пыли прорываются через темную оболочку, покрывающую ледяное ядро.

Самая яркая комета

На основании сохранившихся записей нельзя судить о том, какая из наблюдавшихся в прошлом комет была самой яркой. Так как яркие кометы представляют собой очень протяженные небесные объекты, точно определить их яркость почти невозможно. Впечатления, получаемые наблюдателем от той или иной кометы, очень субъективны; они зависят от длины хвоста и от того, насколько темным было небо во время наблюдения. К самым ярким кометам XX столетия относятся так называемая "Великая комета Дневного света" (1910 г.), комета Галлея (при появлении в том же 1910 г.), кометы Шеллерупа-Маристани (1927 г.), Беннетта (1970 г.), Веста (1976 г.), Хейла-Боппа (1997 г.). Самые яркие кометы XIX века, - вероятно, "Большие кометы" 1811, 1861 и 1882 гг. Ранее очень яркие кометы были зарегистрированы в 1743, 1577, 1471 и 1402 гг. Самое близкое к нам (и наиболее яркое) появление кометы Галлея было отмечено в 837 г.

Самый близкий подход кометы к Земле

Среди зарегистрированных сближений комет наиболее близко к Земле подходила комета Лекселя в 1770 г. Наименьшее расстояние до Земли было достигнуто 1 июля 1770 г. и составило 0,015 астрономических единицы (т.е. 2,244 миллиона километров). Это в шесть раз превышает расстояние до Луны. Когда комета находилась ближе всего, видимый размер ее комы был равен почти пяти диаметрам полной Луны. Комета была открыта Шарлем Мессье 14 июня 1770 г. но свое название получила по имени Андерса Иоганна (Андрея Ивановича) Лекселя, который определил орбиту кометы и опубликовал результаты своих вычислений в 1772 и 1779 гг. Он нашел, что в 1767 г. комета близко подошла к Юпитеру и под его гравитационным воздействием перешла на орбиту, которая проходила вблизи Земли. Однако при следующем, еще более близком подходе к Юпитеру, возмущение траектории кометы Лекселя оказалось настолько большим, что с Земли она больше не наблюдалась.

Самый большой астероид

Седна (2003 VB 12) является наиболее крупным и дальним астероидом Солнечной системы (по состоянию на октябрь 2005 г.). Он только немного меньше, чем Плутон, и его диаметр оценивается в 1700 км.
Орбита Седны очень вытянута, в настоящее время астероид находится на расстоянии около 90 а.е. от Солнца. Седна является потенциальным членом облака Оорта.

Рекомендуем ознакомится: http://elite-astronomy.narod.ru