Паломарская обсерватория (Калифорния)

О бсерватория на горе Паломар в Калифорнии, где размещен 5-метровый Телескоп Хейла. Обсерватория принадлежит и эксплуатируется Калифорнийским технологическим институтом (Калтех). Другие инструменты обсерватории - 1,24-м (48") Большой Шмидт Осчина (с 1948 г.), 46-см камера Шмидта и 1,5-м рефлектор, находящийся в совместной собственности Калтеха и Института Карнеги в Вашингтоне.

Работы по сооружению 5-метрового телескопа-рефлектора были начаты в 1930 г. после получения Калифорнийским технологическим институтом гранта Рокфеллеровского фонда. Завершение работ было отсрочено Второй мировой войной. Официальное открытие состоялось в 1948 г. и телескоп был посвящен памяти Джорджа Эллери Хейла (1868-1938), инициатора и вдохновителя проекта.

Пятиметровый рефлектор Паломарской обсерватории. Фотография выполнена с большой экспозицией, в течение которой купол башни с открытой щелью повернулся, что создало эффект его прозрачности.

На Паломарской обсерватории при помощи зеркально-линзового телескопа системы Шмидта был проведен обзор, состоящий из тысячи карт, запечатлевших в двух цветах объекты неба до 21-й звездной величины.

Пятиметровый телескоп Паломарской обсерватории является самым старым из крупнейших телескопов мира.

Маунт-Грэхемская международная обсерватория (Аризона)

В ней должен быть построен Большой бинокулярный телескоп - телескоп, состоящий из двух 8,4-метровых зеркал на одном креплении. Это совместный проект Аризонского университета и Арчетрийской астрофизической обсерватории во Флоренции (Италия). Бинокулярное устройство сделает телескоп эквивалентным (по мощности принимаемого светового потока) телескопу с 11,8-метровым зеркалом, а по разрешающей способности - с 23-метровым.

Обсерватория Мак-Дональда (штат Техас)

В ней расположен Телескоп Хобби-Эберли - большой телескоп. предназначенный специально для спектроскопии. Построенный общими усилиями Техасского университета в Остине и нескольких других университетов США и Германии, телескоп был введен в действие в 1997 г.

Имеет 11-метровое сегментированное зеркало, постоянно наклоненное под углом 35° к зениту, установленное на конструкции, которая может вращаться по азимуту для наведения в любом направлении. Телескоп отслеживает цели при помощи подвижного вторичного зеркала. Во время наблюдений работает область главного зеркала диаметром 9,2 м. Хотя наклон главного зеркала фиксирован, телескоп тем не менее дает возможность наблюдать объекты в области, составляющей около 70% всего доступного в этой точке неба.

Координаты инструмента – 30° 41' се в. широты и 104° 01' зап. долготы.

Обсерватории Мауна-Кеа (Гавайские острова)

На 10-метровом зеркале телескопа «Кек-1» на Гавайских островах при помощи сегментирования получено разрешение 0,02". Там же на высоте 4150 м над уровне моря расположен телескоп «Кек-2».

Телескоп Субару - 8,3-метровый телескоп Японской национальной астрономической обсерватории, расположенный на вершине горы Мауна Кея (Гавайские острова), на высоте 4 139 метров над уровнем моря. Его сооружение начато в 1991 г. а ввод в действие состоялся в 1999 г. Телескоп предназначен для работы в визуальном и инфракрасном диапазонах спектра в трех фокусах с относительными отверстиями f/1.8, 12.2, 12.6. Оптическая система – Ричи-Кретьена. Зеркало – монолитное, тонкое, имеет новейшую активную систему управления, в результате чего достигается рекордное качество изображения для наземных телескопов.

Координаты инструмента: 19° 50' сев. широты и 155° 29' зап. долготы. "Субару" по-японски означает Плеяды.

Телескопы Джемини - два 8-метровых телескопа для оптической и инфракрасной астрономии, сооружаемые в рамках международного сотрудничества США, Великобританией, Канадой, Чили, Бразилией и Аргентиной. Один из них расположен в северном полушарии, в Обсерваториях Мауна-Кеа на Гавайях, другой - в южном полушарии - в Сьерро-Пачин в Чили, вблизи Межамериканской обсерватории Сьерро-Тололо. Такое расположение телескопов гарантирует для них полный охват неба. Гавайский телескоп пущен в 1998 г. и его южный "близнец" - в 2000 г.

Обсерватория Маунт-Вилсон

обсерватория вблизи Пасадены, штат Калифорния (США), расположенная на горе Маунт-Вилсон (на высоте 1750 м). Первым инструментом этой обсерватории был горизонтальный солнечный телескоп, введенный в действие в 1904 г. по проекту Джорджа E. Хейла. В течение нескольких последующих лет были добавлены два башенных телескопа, сначала 60-футовый, а затем - в 1910 г. - 150-футовый. Сооружение 1,5-метрового отражательного телескопа было начато в 1904 г. и закончено в 1908 г. Зеркало для телескопа Хейлу подарил его отец в день рождения. Этот телескоп оставался самым большим в мире до открытия в 1917 г. 2,5-метрового Телескопа Хукера.

До 1985 г. обсерватория эксплуатировалась Институтом Карнеги. С 1948 по 1970 гг. она имела общую администрацию с Паломарской обсерваторией и они носили объединенное название "Маунт-Вилсоновская и Паломарская обсерватории". В период 1970-80 гг. название было заменено на "Обсерватории Хейла". В 1980-85 гг. Маунт-Вилсоновская обсерватория стала частью объединения "Обсерватории Маунт-Вилсоновская и Лас-Кампанас". Институт Карнеги прекратил свою работу в Маунт-Вилсоновской обсерватории в 1985 г. когда Телескоп Хукера на некоторое время вышел из строя. С 1985 г. солнечные башни и 60-дюймовый телескоп используются Гарвардским университетом и астрономическими отделениями Южнокалифорнийского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Впоследствии Телескоп Хукера был модернизирован и в 1993 г. снова введен в действие.
На Маунт-Вилсон размещены также несколько оптических и инфракрасных интерферометров. Самый большой интерферометр, пуск которого намечен на 1998 г. - массив CHARA Университета штата Джорджия. (CHARA - сокр. Center for High Angular Resolution Astronomy - Центр астрономии большого углового разрешения.) Он состоит из пяти 1,0-метровых телескопов, расположенных в форме буквы "Y" на круге 400- метрового диаметра.

Европейская южная обсерватория

Европейская исследовательская организация, основанная в 1962 г. с целью сотрудничества в области астрономии и создания современной базы для европейских астрономов. Членами ESO являются восемь государств - Бельгия, Дания, Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Швеция и Швейцария. Штаб-квартира организации находится в Гархинге под Мюнхеном в Германии, а обсерватория - в Ла-Силла в Чили.

Более подробно с обсерваторией можно ознакомиться на сайте Европейской южной обсерватории (на английском языке)

Обсерватория дель Рок де лос Мучачос (Ла-Пальма, Канарские острова)

Телескоп Вильяма Гершеля - 4,2-метровый альтазимутальный отражательный телескоп, входящий в группу Исаака Ньютона в Обсерватории дель Рок де лос Мучачос (Ла-Пальма, Канарские острова). Он используется Королевской Гринвичской обсерваторией, а время наблюдения делится между сотрудничающими странами - Великобританией, Испанией и Нидерландами. Этот телескоп имеет общее назначение и снабжен большим набором инструментов. Он был введен в действие в 1987 г.

Йеркская обсерватория

обсерватория в Уильямс Бэй (штат Висконсин, США), которая принадлежит Факультету астрономии и астрофизики Чикагского университета. Размещенный в обсерватории телескоп - самый большой из существующих рефракторов (диаметр линзы объектива 1,0 м). Он был построен в1895-97 гг. и известен как 40-дюймовый телескоп.

Этот телескоп в значительной степени был "детищем" Джорджа Эллери Хейла, который позже приложил много сил для создания 2,5-метрового Телескопа Хукера в Маунт-Вилсоновской обсерватории и 5,0-метрового телескопа в Паломарской обсерватории. Вместе с Уильямом Рейни Харпером он убедил чикагского миллионера Чарлза Йеркса финансировать проект. Часть компонентов телескопа (в том числе объективы) были уже изготовлены для другого проекта, который остался неосуществленным. Механические детали были изготовлены фирмой "Уорнер и Суэйси" (Кливленд, Штат Огайо).

Здание обсерватории, построенное архитектором Генри И. Коббом, известно своей изысканностью. 40-дюймовый телескоп все еще используется в некоторых исследовательских программах.

Ликская обсерватория

Обсерватория, принадлежащая Калифорнийскому университету, которая расположена на горе Гамильтон (хребет Дьябло в Калифорнии) на высоте 1300 м. Теперь обсерватория представляет собой просто станцию наблюдения, управлямую из университетского городка Санта-Круз, принадлежащего Калифорнийскому университету.

Средства для строительства обсерватории были предоставлены университету бизнесменом и миллионером Джеймсом Ликом (1796-1876). Сооружение здания и 36" (92-см) рефрактора было завершено в 1888 г. через двенадцать лет после смерти Лика. Сам он похоронен у основания телескопа.

В настоящее время основным исследовательским инструментом обсерватории является 3-метровый рефлекторный телескоп Шейна, работающий с 1959 г. 92-сантиметровый рефлектор Кроссли, построенный Эндрю Коммоном, был подарен обсерватории в 1895 г. его английским владельцем Эдуардом Кроссли. Самый современный инструмент - 1,0-метровый автоматизированный рефлектор Найкела, вошедший в строй в 1980 г. Имеется также 50-сантиметровый астрограф со сдвоенной трубой, предназначенный специально для получения фотографий одновременно в синей и желтой областях спектра.

Пулковская обсерватория
(Главная Астрономическая Обсерватория)

Обсерватория Российской Академии наук, основанная в 1839 г. Первым директором, определившим на многие годы задачи главной российской обсерватории, стал В.Я. Струве (1793-1864). Обсерватория располагала 15-дюймовым рефрактором, который был крупнейшим в мире в течение 25 лет. В 1885 г. сын В.Я. Струве - О.В. Струве (1819-1905), ставший с 1862 г. директором обсерватории, добился ассигнований на 30-дюймовый рефрактор, опять же крупнейший в мире. Объектив этого рефрактора был заказан у А.Кларка в США, а механика - у фирмы Репсольда в Гамбурге. Этот телескоп вступил в строй в 1885 г. но продержал титул крупнейшего всего год.

В результате к концу XIX века за Пулковской обсерваторией утвердилась слава "астрономической столицы мира". В 1893 г. инструментарий ГАО пополнился нормальным астрографом (D=330 мм, f=345 см).

Тяжелые испытания выпали на долю обсерватории в 30-х - 40-х гг. ХХ века. Репрессии 1936-37 гг. унесли жизни многих ведущих астрономов, а в 1941-42 гг. обсерватория, оказавшаяся практически на линии фронта, была полностью разрушена. Решение о ее восстановлении было принято уже в марте 1945 г. а официальное открытие восстановленной обсерватории состоялось в мае 1954 г.

Фотографические наблюдения велись на 26-дюймовом рефракторе, полученном по репарации в 1947 г. Среди других инструментов следует упомянуть большой пулковский зенит-телескоп ЗТФ-135, нормальный и зонный астрографы, горизонтальный солнечный телескоп АЦУ-5 (с 1965 г.).

Близость большого города являлась существенной помехой для астрофизических наблюдений. Поэтому ряд работ проводился на южных обсерваториях, в том числе на Симеизской обсерватории в Крыму (бывшей с 1912 по 1945 г. филиалом ГАО), постоянно действующей Араратской экспедиции в Армении (1974-91), на телескопе Астрофизического института АН Казахстана, Кисловодской горной станции (образована в 1948 г.). Некоторые астрометрические наблюдения проводились в Николаевском отделении ГАО.

Рекомендуем ознакомится: http://gymnasium441.ru