Римские Акведуки

Римские Акведуки
Ничто лучше не говорит о характере устройства древнеримских городов, как акведуки. «Акведуки — главное свидетельство величия Римской империи», — утверждал сенатор Юлий Фронтин, заведовавший в начале II в. водоснабжением Рима. Чистая вода из горного источника, как известно, во все времена считалась самой лучшей питьевой водой. Широкое распространение в римских городах бань — терм, общественных и частных, также требовало много воды.
Необходимость снабжения огромного, с миллионным населением, Рима водой заставляла создавать каналы, шлюзы, резервуары для регулировки воды, длинные акведуки. Эта традиция вскоре распространилась по всей Римской империи. Везде, будь то в Галлии или во Фракии, римляне старались создать максимальные условия комфорта. Каждый римский город обязательно обеспечивался водой в нужном количестве не только для питья, но и для терм (бань), как общественных, так и частных. Вода бралась из колодцев, но большей частью доставлялась из горных источников водопроводами. Там, где на дороге встречались овраги, ущелья или склоны холмов, сооружались каменные арочные акведуки. Эти чисто утилитарные постройки римлян этого времени свидетельствуют о высоком уровне их мастерства и достижениях инженерной мысли.

Первый акведук появился в Риме еще в IV в. до н.э. а к III в. н.э. когда население города превысило миллион человек, Рим снабжало водой уже 11 огромных акведуков. Юлий Фронтин гордо заявляет, что «нельзя сравнивать их каменные громады с бесполезными пирамидами Египта или с самыми прославленными, но праздными сооружениями греков».
В I в. нашей эры в Риме был воздвигнут грандиозный и прекрасный в своем величии акведук императора Клавдия. «Ничего более удивительного не было на всем земном шаре», — писал о нем видный римский ученый Плиний Старший. Старый акведук Марция, обходивший возвышенности и овраги, имел длину 90 км. Акведук Клавдия, достигавший высоты 27 м, благодаря многим мостам и тоннелям был короче на 30 км. Акведук пересекал сближающиеся около Рима и идущие у городской стены почти рядом Лабиканскую и Пренестинскую дороги. В этом месте под акведуком были сооружены огромные двухпролетные ворота, называемые Порта Маджоре. Сложенные из грубых блоков травертина, они производят впечатление особенной мощности.

Замечательным инженерным и в то же время архитектурным памятником II в. н.э. является знаменитый акведук через реку Гард на юге Франции, носящий современное название Пон-дю-Гар — Гардский мост.
Гардский акведук был построен для снабжения водой города Ним (Немаус) — одного из центров богатой и процветающей римской провинции Галлии. Это величественное и гармоничное сооружение является единственной сохранившейся частью протянувшегося на 50 км Нимского акведука. В Ним вода бежала с возвышенности по водопроводным трубам протяженностью до 30 км. Препятствием для прокладки труб водопровода явилась река Гард. Через нее, в 22 километрах от Нима, и был построен мост в виде трехъярусной аркады высотой 49 м.

Это замечательное инженерное сооружение было создано в конце 1 в. до н.э. Замысел его строительства связывают с именем римского полководца Марка Агриппы — зятя и ближайшего помощника императора Октавиана Августа.
Длина моста составляет 275 м. Он состоит из трех арочных ярусов. Первый ярус состоит из шести арок, пролеты которых имеют ширину от 16 до 24 м. Центральная арка, соединяющая берега реки, имеет пролет в 24,4 м. Над первым ярусом расположен второй, насчитывающий 11 арок такого же размера. Третий, верхний ярус, несущий водоводную трубу, состоит из 35 значительно меньших (4.6 м) арок.

Гардский мост — идеальный образец кладки из тесаного камня. Особую сложность для строителей представляла кладка арок. Особенностью сооружения является то, что тщательно подогнанные каменные блоки, подобно многим лучшим римским постройкам, были уложены без известкового раствора. На 8-й арке второго яруса начертано имя «Вераний». Возможно, так звали архитектора, строителя моста.

Выстроенный из золотистого камня мост Пон-дю-Гар — прекрасное создание человеческой мысли, объединившей инженерный расчет и требования эстетического вкуса. «Вид этого простого и благородного сооружения, — писал Жан-Жак Руссо,— поразил меня тем сильнее, что оно находится среди пустыни, где тишина и одиночество делают памятник еще более потрясающим, а восхищение им более сильным». До сих пор Гардский мост используется как переправа через реку. Красота, ритмичность его аркад, удачное размещение их по ярусам еще более подчеркиваются гармонией с окружающим пейзажем.

В Испании, в городе Сеговия, сохранился акведук, достигающий высоты 30 м. Это одно из самых грандиозных сооружений римской эпохи. Сложенный из насухо уложенных блоков гранита, он производит неотразимое впечатление. Точная дата постройки акведука неизвестна, вероятнее всего, это конец I — первая половины II в. н.э. времена правления императоров Веспасиана и Траяна. По акведуку в Сеговию поступает вода из реки Риофрио, и его протяженность составляет 17 км. Огромный, 728-метровой длины пролет, опирающийся на 119 арок, переброшен над предместьями старого города. Другой пролет, 276-метровой длины и высотой 28,9 м, поддерживаемый двумя рядами аркад, пересекает городской центр. Первоначально вода из акведука поступала в большую цистерну, носившую название Касерон, а уже оттуда распределялась по системам городского водопровода.

В XI столетии акведук был частично разрушен маврами, но в XV в. восстановлен. До сих пор это сооружение римской эпохи снабжает водой кварталы Сеговии.
В Северной Африке акведук длиной в 23 км, ведущий в город Цезарею, имел в отдельных участках аркатурные мосты в три яруса. В нумидийский город Мактар вода бежала за 9 км, а в Карфаген — за 80 км. Обильное снабжение городов водой позволило строить обширные общественные термы с большими бассейнами не только для купания, но и для плавания, а на площадях устраивать великолепные фонтаны, украшенные статуями.

Похожие публикации:

  • Искусство древнего Рима
  • Рим
  • Искусство средневековой Руси
  • Пекин
  • Пальмира
  • Гонконг

Рекомендуем ознакомится: http://mirxenia.com