Редко услышишь историю о любви, столь чистой и прекрасной, как эта. Не всякий мужчина любит свою жену настолько, чтобы после ее смерти воздвигнуть памятник, достойный ее памяти. Особенно, если муж не просто муж, а шах и мечта всех женщин…

Но было и такое. Правда, очень и очень давно. У Шаха-Джахана был большой гарем, как и полагается правителю такого ранга. Но единственной и любимой до самой смерти женой стала 19-летняя красавица Арджуманд Бану, получившая дворцовое имя Мумтаз-Махал (в переводе — «украшение дворца»). Но супруг столь сильно любил свою жену, что французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих мемуарах, что Шах-Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива».
В 1629 году в возрасте 36 лет, произведя на свет своего 14-го ребенка, жена Великого индийского Могола умерла, что, впрочем, учитывая то время и частые роды, совсем не удивительно.
Шах-Джахан потерял не только горячо любимую жену, но и мудрую политическую советчицу и верную подругу.
Это случилось в лагере, разбитом под Бурханпуром, в шатре Шах-Джахана, который возвращался из победоносного похода в Декан. Там же хотели и похоронить Мумтаз-Махал.
Но Шах-Джахан решил перевезти ее тело в Агру, и воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию — силы их чувств.

Так возник Тадж-Махал — символ любви, воспетый в камне.
Усыпальницу строили 22 года 20000 рабочих, собранных со всей страны. Высший сорт мрамора привозили за 300 километров, из раджпутанской каменоломни. Главный архитектор Иса Кхан оправдал возложенные на него надежды. Но к строительству также были привлечены иностранцы — француз и венецианец, чьи имена до нас, к сожалению, не дошли. Вероятно, именно им мы обязаны возможностью созерцать великолепный парковый ансамбль, ведущий к самой святыне.
В архитектуре Тадж-Махала отсутствуют присущие мавзолеям монументальность и угловатость форм. Весь ансамбль будто парит в воздухе, поражая причудливым кружевным переплетением и легкостью форм, отражающимися в безмятежной глади вод.

Когда-то двери, ведущие в Тадж-Махал и символизирующие вход в рай, были украшены тончайшим рисунком, выложенным из тысяч серебряных гвоздиков

Главный купол возносит за собой в небо четыре малых купола и минареты.
Поверхность усыпальницы инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, создающих неповторимую игру света, а изящный орнамент арабской вязи выполнен из черного мрамора. Когда-то двери, ведущие в Тадж-Махал и символизирующие вход в рай, были украшены тончайшим рисунком, выложенным из тысяч серебряных гвоздиков. Но потом двери были похищены, а вместе с ними канули в небытие парапет из чистого золота и жемчужное покрывало, находившееся на месте ритуального сожжения Мумтаз-Махал.
Когда строительство было практически закончено, Шах-Джахан отдал приказ приступить к возведению второго мавзолея — точной копии Тадж-Махала, только из черного мрамора. Но, увы, его планам не суждено было осуществиться — в 1658 году он был свергнут собственным сыном Аурганзебом. Строительство прекратили, а сам Шах-Джахан провел последние 9 лет своей жизни в заточении. Из башни Красного Форта, что находилась в Агре, он мог видеть Тадж-Махал. И лишь после смерти шах смог вновь воссоединиться со своей горячо любимой и оплакиваемой женой. Его похоронили рядом с ней, в одном склепе.
Несмотря на неумолимую разрушительную силу времени, Тадж-Махал даже сегодня вызывает ни с чем не сравнимое ощущение прикосновения к тайне любви.

Рекомендуем ознакомится: http://www.odessapassage.com