Сумчатый крот («оорквасмата» на языке аборигенов), когда его впервые поймали, произвел не меньший переполох, чем в свое время утконос. Открытие сумчатого крота было совершенно неожиданным и произвело сенсацию в австралийской зоологической науке. В 1888 г. животновод из Центральной Австралии У. Коултхард заметил на почве незнакомый ему след; этот след привел его к колючему кусту, около которого он неожиданно нашел крота, имеющего сумку. В самом деле, вначале его готовы были признать даже и не сумчатым, а родичем африканского златокрота, на которого он очень похож. Но потом сумку у кротов женского пола все-таки заметили — открывается она назад. По этому, а также и по зубам решили, что происхождением своим сумчатый крот близок к бандикутам.

Сумчатый крот встречается гораздо реже нашего обычного крота, а его образ жизни делает ловлю зверька особенно трудной. Почти все имеющиеся в музеях экземпляры добыты аборигенами. По форме тела и по образу жизни сумчатый крот чрезвычайно похож на обыкновенных кротов, точнее, на африканского златокрота. Сходство их так велико, что даже у анатомов возникал вопрос: нет ли между этими двумя животными действительно близкого родства? Бесспорно, что сумчатый крот и обычные кроты — насекомоядные — не родственники. Их сходство всего лишь пример самой совершенной конвергенции, усугубленной специфическим образом жизни. По некоторым особенностям строения зубов и конечностей можно предполагать, что по происхождению сумчатый крот близок к группе бандикутов, о которой будет сказано ниже. В настоящее время его выделяют в особое семейство. Два известных вида сумчатых кротов живут в резко засушливых районах, по окраинам пустынь.

Внешне это самый настоящий крот, со всеми подобающими атрибутами. Телосложение такое же, все четыре лапы — роющие лопаты, как у кротов (передние скорее заступы: на каждой по два больших острых когтя). Глаза и не ищите — их снаружи не видно, а внутри, под кожей, они есть, но дегенеративные, почти полностью атрофированные, не только ничего не видят, но даже свет от тьмы не отличат.
И наружного уха нет. Лишь едва приметная дырочка под шерстью.

Длина тела сумчатого крота — около 15 см. Окраска беловатая или золотистая. Этот крот полностью лишен глаз и наружного уха. Хвост рудиментарен. Морда, приспособленная для рытья, защищена особым ороговевшим щитком. Сильно развиты протоки слезной железы; они орошают носовую полость и препятствуют ее загрязнению землей. Конечности короткие и сильные. Когти развиты неравномерно. На передних пятипалых лапах особенно велики когти третьего и четвертого пальцев; с их помощью крот роет землю. На задних лапах все пять когтей уплощены, и нога имеет форму лопаты, приспособленной для отбрасывания вырытого песка.

Шелковистая, нежная шерсть не темная, как у нашего крота, а кремово-белая или золотисто-желто- красная. Она опалесцирует, как драгоценный камень. И еще в отличие от нашего сумчатый крот нор-туннелей не роет. Живет он в почве песчаной, быстро осыпающейся, копается неглубоко — лишь сантиметрах в семи от поверхности. Естественно, сыпучий песок сразу же за его голым и коротким хвостом наполняет вырытую нору. Чтобы подышать, должен этот крот, пройдя несколько метров под землей, выбираться на поверхность. Проползет немного, извиваясь червем, и снова сует острую мордочку, прикрытую на носу ороговевшим щитком, в песок, лапами рыть помогает и вмиг исчезает, словно ныряя в сыпучие пески.
Удивительно, хотя определенной биологической зависимости, по-видимому, тут и нет, что у многих землероющих, похожих на кротов животных шерсть с золотистым или серебристым блеском! У африканских златокротов и их разновидности — медных кротов, у американских мешетчатых крыс, гоферов и африканской кротовой крысы мех тоже с серебристым или золотистым глянцем.
В ноябре самки сумчатых кротов роют довольно глубокие норы в подходящей для этого почве и там, в глубине, рождают и выкармливают двух крохотных детенышей.

Сумчатый крот обычно не роет глубоких нор, а как бы плавает у поверхности песка, раздвигая грунт головой и передними лапами и отбрасывая его назад задними лапами. При этом хода-тоннеля за движущимся животным не остается, но на поверхности песка появляется характерный тройной след.

Таким способом сумчатый крот перемещается в песке удивительно быстро и проворно. Один исследователь еще в начале XX в. сообщал, что попытался догнать отпущенного им зверька, сначала роя за ним почву руками, потом лопатой. Потом ему на помощь пришли еще двое человек с лопатой - и все-таки они упустили крота.

Плавая в песке, сумчатый крот периодически выныривает, видимо, чтобы провентилировать легкие, а иногда может проползать определенное расстояние и по поверхности земли. Но пищу - червей, земляных насекомых и их личинок, он добывает в основном под землей. Сумчатый крот очень прожорлив, и если не спит, то охотится.

Вероятно, размножение происходит в норах, как у европейского крота. Известны случаи, когда сумчатого крота вынимали из гнезда, расположенного в норе на глубине 60 см. Кроме основной норы, зверек прорывает множество временных, кормовых ходов. Во влажное время года он иногда выходит на поверхность, оставляя на песке извилистый тройной след. До сих пор никому не удавалось долго содержать сумчатого крота в неволе. Животные становятся нервными, беспокойными; периоды возбуждения перемежаются приступами внезапной сонливости. Однако аппетит у них неизменно хорош.

Два вида сумчатых кротов в Австралии большой (Notoryctes typhlops) и малый (N.caurinus) — один живет в Южной Австралии, второй, более короткомордый и мелкий, без ложнокоренных зубов в нижней челюсти, — в тысяче миль к северо-западу от первого.

Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru