Традиции и обычаи коми-пермяков

Коми-пермяки (Самоназвание: коми, коми морт, коми отир) — народ финно-угорской группы, проживающий в России.


Быт коми-пермяков основывался на общинных традициях. В начале XX века сохранялся обычай общинных “помочей”. Всей общиной выполняли трудоемкие работы — распашку целины, заготовку дров, вывозку сена, возведение построек. Обедневшие крестьяне нанимались в батраки к зажиточной прослойке (олiссез) или становились рабочими на промышленных предприятиях. Члены деревенской общины были активными участниками праздников календарного и семейного цикла.
Местом общения молодежи были посиделки и игрища. Брак заключался по сватовству и договоренности родителей. Желание жениха и невесты часто не учитывалось. По экономическим причинам практиковались брачные союзы, при которых жених был младше невесты. При этом выбирали хорошую работницу с богатым приданым. Женщина, вступившая в брак беспрекословно подчинялась мужу и его родителям. Нередко ее называли именем мужа — Ваника, Петрика. Существовал обычай минората, при котором младший сын оставался жить в доме родителей и наследовал имущество.

Религия, верования,обычаи, традиции, обряды

Значительное влияние на традиционные семейные обряды оказала православная религия, приятая коми-пермяками в XV—XVI вв. Велика была роль крестных родителей.
Праздники Коми-пермяков тесно связаны с православной обрядностью, в основном они такие же, как у окрестного русского населения. В Коми-Пермяцком округе несколько действующих православных храмов. Центром старообрядчества вплоть до 1-й четверти 20 века была деревня Пудьва. Скиты, основанные в лесах близ деревни ещё около 1790, приобрели большую известность среди окрестного населения. Молельни имелись и в других деревнях по реке Язьве.
В календарном цикле праздников и обрядов сохранялся значительный пласт традиционных языческих верований.
Особое место занимают обряды культа предков. Жители северных районов ходят на могилы «древних» с корзинами и пестерями, нагруженными различной снедью и подарками в виде платков, полотенец, кусков ткани, поясков, денег. Существовали пережитки культа предков, духов — хозяев леса (вoрись), воды (ваись), дома (олысь) и хозяйственных построек. Имелись представления о создателе мира Ене и его враге Куле, именами которых после распространения христианства коми-пермяки стали называть Бога и дьявола. Широкое распространение получили поверья о “чудах” — мелких и темных существах, вредящих людям.
Выделяется обычай гайнских старух справлять «пиканный день» в Дубраве (место, считаемое чудским).
Умершим родителям и древним предкам приносили поминальные угощкния, заручаясь их помощью. Почитали “скотьих богов” — Флора и Лавра. В их честь совершались жертвоприношения: на жертвенных местах резали быков, баранов и организовывали коллективную трапезу. В настоящее время эти обряды почти исчезли.
Традиционными были посиделки и игрища молодежи, на которых устраивались состязания в силе и ловкости, исполнении песен и танцев, игре на самодельных скрипках (сигудoк), дудках и других инструментах. Непременными элементами молодёжных собраний являлись театрализованные представления из крестьянской жизни или народного фольклора. Девушки значительную часть времени на посиделках посвящали рукоделью.
В настоящее время среди Коми-пермяков наблюдается активизация общественных сил, выступающих за сохранение и развитие национальной культуры. Основным ядром этих сил стала национальная интеллигенция, усилиями которой было создано общество «Югэр».

В Васильев вечер облачно – к урожаю черники, брусники.
Грач прилетает за четыре недели до вскрытия рек.
Девушки считают журавлей: если число чётное – быть замужем, нечётное – ещё в девках посидеть

Ремесла и промыслы

Основным занятием коми-пермяков издавна являлось земледелие. В конце XIX — начале XX в. бытовала трехпольная система обработки земли, но сохранялась и подсека. В качестве удобрения использовали навоз и торфяной перегной. Выращивали озимую рожь, ячмень, овес, горох. Из технических культур возделывали лен и коноплю.
Из овощных культур традиционно выращивали репу, редьку, брюкву, лук и капусту. Позднее распространились картофель, редис, морковь, свекла, в ХХ веке появились чеснок, огурцы и помидоры.
Одним из основных занятий коми-пермяков являлось животноводство. В хозяйстве имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, куры. Под влиянием русских стали держать гусей, уток и индюшек. Наибольшее развитие птицеводство (разведение кур и гусей) получило у иньвинцев и зюздинцев.
Практически вся животноводческая продукция потреблялась внутри хозяйства. Для зимовки скота заготавливали сено.
Из промыслов ведущую роль, особенно для северных коми-пермяков, играли охота и рыболовство. Охота имела сезонный характер. Самый продолжительный зимний сезон длился несколько месяцев. При охоте на пушных зверей (белок, куниц, горностаев, лис) с ружьем использовали собак-лаек местной породы. Охотились ради пушнины (шла на продажу) и мяса, которое употреблялось в пищу.
На реках занимались рыболовством. Орудия лова – различные сети (кулoм, сак, ветель), ловушки (морда) для устройств запорного типа.

Для коми-пермяков издавна характерны небольшие сельские поселения: деревни, починки, хутора. Более крупные традиционные населенные пункты – села.
Традиционные поселения коми-пермяков имеют уличную планировку. Поселения располагаются вдоль дорог или речных берегов. Традиционное жилище – срубная изба (керку). Преобладали одноэтажные дома на высоких подклетях с трехкамерной планировкой (изба — сени — клеть) под тесовой крышей (вевт) на самцовой или стропильной конструкции.
Жилище обращено боковой стороной к улице. Вход в дом через глухое крыльцо (oтoрись посодз), примыкающее к сеням (пытшкись посодз). Через сени был выход в скотный двор (карта) с сеновалом (сарай). Крыша двора односкатная или двускатная — более пологая, чем у дома.
Хлева и конюшни располагались параллельно дому, на некотором расстоянии от него. С торцовых сторон двора имелись ворота. Над помещениями для скота (гид) и над проездом под крышей находился сеновал, на который с задней стороны двора вёл взвоз (звoз). В усадебный комплекс входили также амбар, яма, колодец. Баню, гумно ставили на краю огорода, обнесенного плетнем или изгородью.
Украшением жилища служили скульптурно обработанные в виде голов птиц, коней охлупень, уключины. У дома устанавливали флюгеры на шестах в виде резных птиц.
В настоящее время преимущественное распространение получили подквадратные, двухкамерные (изба — сени) дома. Внутреннее пространство помещения разделяется на кухню и несколько комнат, которые обставляются фабричной мебелью.
В городских поселениях значительный жилой фонд составляют двухэтажные деревянные и кирпичные дома.

У северных коми-пермяков распространён женский костюм с красным сарафаном и кокошником. Одежда на юге преимущественно из тканей тёмных расцветок. Праздничный сарафан шили из набойного холста. Обязательной принадлежностью женского костюма является фартук (будничный из пестряди, праздничный из белого холста с вышивкой по подолу).
Головной убор девушки – лента, или девичья повязка (8-12 см шириной и 30 см длиной). Женский головной убор – самшура – представлял собой чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой или позументом.
Пояс – обязательный предмет как женского, так и мужского костюма.
Мужчины надевали рубахи-косоворотки с разрезом на левой стороне груди. Их носили навыпуск с поясом. Штаны, порты, с широким шагом завершали костюм. Мужчины повсеместно носили шапки из овчины и колпаки из овечьей шерсти.
Обувь охотников и рыболовов представляли уледи и порубни, лапти с косым носком и на определённую ногу, бродни, бахилы, коты, ботинки (чарки).
Верхняя одежда – зипуны и понитки, зимой – шубы, тулупы, но в основном – гуньки (крытые тканью зипуны).
Необходимой частью гардероба являлись вязаные изделия – рукавицы и чулки.


В традиционной пище коми-пермяков основное место занимали блюда из картофеля и зерновых продуктов (хлеб из ржаной и ячневой муки, пироги, блины, шаньги, супы с ячневой крупой, различные каши).
Пельмени (по-коми-пермяцки «пельняни»: «пель»- ухо, «нянь»- хлеб) с начинкой из мяса, грибов, редьки.
Осенью заготавливали солёные и сушёные грибы, а также ягоды.
Из традиционных напитков особенно распространены квас, гороховый или ягодный кисели, овсяная брага и пиво.

Фольклор
Наиболее интересными и древними следует считать сохранившиеся у коми-пермяков мифологические рассказы, повествующие о сотворении мира, происхождении зверей и птиц. В настоящее время они почти не фиксируются, но в прошлом исследователи сделали немало их записей.
Эпические традиции имеют коми-пермяцкие предания о богатыре Кудым-Оше и Пере-богатыре. Значительное количество текстов этих преданий записано и опубликовано. Предания о богатырях продолжают бытовать и в настоящее время, например в деревне Мысы на реке Лупье Гайнского района – легендарной родине Пери-богатыря.
Интересны и разнообразны предания о древнем населении края – чуди.
Почти в каждой деревне сохраняются предания об основателях деревни, происхождении их названий.
Один из наиболее популярных жанров устных мифологических рассказов – былички о лешем, колдунах, водяном, суседке, баннике, полевом духе. Этот жанр фольклора активно продолжает бытовать и в настоящее время и отличается большим разнообразием сюжетов. Особенностью сказочной прозы является ее близость к мифологическим рассказам: действующими лицами там часто выступают мифологические персонажи – леший, водяной, колдуны. Наиболее распространены волшебные, социально-бытовые сказки и сказки о животных. Богаты и малые жанры коми-пермяцкого фольклора – пословицы и поговорки, скороговорки, афоризмы, загадки.
Особенности песенного фольклора народа так охарактеризовал исследователь этнографии и фольклора коми-пермяков Н. Рогов: «У пермяков мало песен на своем языке; да и те, которые существуют, по своему содержанию и складу скорее должны быть названы прибаутками, побасенками. Песни же в собственном смысле они переняли от русских…». В коми-пермяцкой среде активно исполнялись тексты духовных стихов, свадебных, рекрутских, плясовых, хороводных, плясовых песен на русском языке. Однако заимствованные тексты обрели свое место и свою специфику в контексте коми-пермяцкой культуры. При этом, как и во многих других явлениях традиционной культуры, коми-пермяками был сохранен в том числе и архаичный пласт русского фольклора. В то же время коми-пермяцкий фольклор сохранил и поэтические тексты на родном языке, лирические песни и баллады, свадебные корильные песни, похоронные и свадебные причитания, плясовые и шуточные песни, хотя в настоящее время их записано фольклористами не так много. В то же время поэтическое творчество на родном языке представлено в жанрах детского фольклора и фольклора пестования, в считалках, дразнилках, закличках, а также в колыбельных, потешках и пестушках.
Еще один жанр традиционного фольклора активно развивался на родном языке – частушка, и хотя она вошла в быт только на рубеже XIX – XX вв. но постепенно стала необычайно популярной.
Устно-поэтическое творчество коми-пермяков показывает пример развития фольклора в условиях билингвизма, когда одни и те же тексты бытовали и исполнялись как на русском, так и на родном языке. Часто при исполнении произведений можно наблюдать переход с родного языка на русский и наоборот, русские песенные тексты также иногда содержат строчки, слова, куплеты на родном языке… Происходило как постоянное обогащение коми-пермяцкого фольклора заимствованными текстами, так и переосмысление и приспособление русских текстов к специфике коми-пермяцкого мировосприятия.
Инструментальное исполнительство у коми-пермяков представлено и достаточно древними инструментами, и проникшими в коми-пермяцкую деревню намного позднее.
К наиболее ранним народным инструментам коми-пермяков можно отнести деревянный барабан пу барабан, использовавшийся пастухами для оповещения о выгоне и пригоне коров. Он также иногда включался в круг инструментов на праздничном веселье. Пу барабан изготовлялся из трапециевидной деревянной дощечки, подвешиваемой ремнем на шею. Играли на нем двумя палочками, нанося ими ритмизированные удары. Известны были коми-пермякам и простые детские свистки чипсан, и флейты-дудочки с несколькими игровыми отверстиями oтiкa полян. Однако подлинной жемчужиной традиционной музыкально-инструментальной культуры коми-пермяков исследователи называют женские многоствольные дудочки пэляны поляннэз. Пэляны – это несколько полых стволов растений разной длины, выстроенных в ряд, отличающихся по голосам. Пэляны выполнялись обычно из зонтичных растений, а иногда и из стеблей ржаной соломы, перьев лебедя и гуся. На пэлянах чаще всего играли инструментальные мелодии, в том числе и ансамблем, иногда мелодия могла сопровождать пение, гармонный или балалаечный наигрыш. В настоящее время живая традиция игры на пэлянах почти забыта, лишь фольклорные ансамбли пытаются реконструировать традицию игры на этом древнем инструменте. В качестве музыкальных инструментов использовались и бытовые предметы, при пляске ритм могли выбивать, играя веретенами по опрокинутому ведру, ножиком по заслонке и т. д. Со второй половины XIX в. среди коми-пермяков распространяется гармонь в разных ее вариантах: тальянка, хромка, минорка и др. На гармонях исполнялись не только плясовые мелодии, гармонные наигрыши часто сопровождали исполнение частушек. Наряду с гармонью популярностью пользовались и балалайки, часто самодельные, в репертуаре балалаечников наиболее популярными были плясовые наигрыши, а также мелодии, сопровождавшие исполнение частушек.

Язык и письменность


Коми-пермяцкий язык относится к пермской группе финно-угорской ветви уральской семьи.

Почти все коми-пермяки двуязычны, пользуются русским языком, особенно за пределами округа, в северной его части и в столице округа – Кудымкаре
Имеет 3 диалекта:

  • южный — включает кудымкарско-иньвенский, нижнеиньвенский, оньковский, нердвинский говоры,
  • северный — кочевский, косинско-камский, мысовский, верхлупьинский говоры,
  • верхнекамский — верховья Камы на северо-востоке Кировской области.

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com