Традиции и обычаи якутов

Большинство учёных полагает, что в XII веке н. э. якуты мигрировали из области озера Байкал под давлением киданей и монголов в бассейн Лены, Алдана и Вилюя, где они частично ассимилировали, а частично вытеснили палеоазиатские народы, жившие здесь ранее.

По археологическим и этнографическим данным, якуты сформировались в результате поглощения южными тюркоязычными переселенцами местных племен среднего течения Лены. Предполагают, что последняя волна южных предков якутов проникла на Среднюю Лену в XIV—XV веках. В расовом отношении якуты являются представителями центральноазиатского антропологического типа североазиатской расы. По сравнению с другими тюркоязычными народами Сибири, они характеризуются наиболее сильным проявлением монголоидного комплекса, окончательное оформление которого происходило в середине второго тысячелетия нашей эры уже на Лене.

Некоторые группы якутов, например, оленеводы северо-запада, возникли сравнительно недавно в результате смешения отдельных групп эвенков с якутами, выходцами из центральных районов Якутии. В процессе переселения в Восточную Сибирь, якуты освоили бассейны северных рек Анабара, Оленька, Яны, Индигирки и Колымы. Якуты модифицировали оленеводство тунгусов, создали тунгусо-якутский тип упряжного оленеводства.

Под русским влиянием среди якутов распространилась христианская ономастика, почти полностью вытеснив дохристианские имена.

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды

Подобно многим сибирским народам, официально обращенным в православие, якуты еще долго оставались приверженцами традиционного взгляда на мироустройство. Важное место в их религиозных верованиях занимало почитание природы, которую якуты одухотворяли.

Якуты (саха) верили, что Природа живая, все объекты и явления природы имеют своих духов. Они носили название иччи, что означало “владетель, хозяин, владыка, хранитель, особый род существ, пребывающих в определенных предметах и явлениях природы; содержимое, сущность, внутренняя таинственная сила; В результате мифологизации таинственных сил и явлений природы сформировались анимистические образы духов-хозяев. Главным персонажем дорожной мифологии был дух-хозяин дороги (суол иччитэ), ему приносили жертвы на пересечении дорог, горных перевалов, водоразделе: на деревья вешали пучки конских волос, лоскутки материи, бросали около них медные монеты, пуговицы. Такие же действия совершали в честь духов-хозяев гор, рек, озер и местности мимо которых проезжали (к духам-хозяевам обращались с помощью заклинаний – алгысов).

Из явлений природной стихии одухотворяли гром и молнию. Бог грома имел несколько названий Сюпг Хаан, Сюгэ Тойон, Аан Джасын, Буурай Дохсун; считалось, что бог грома преследовал злых духов – абаасы своими громо-выми стрелами, разбитое молнией дерево обладало лечебной силой, к этому дереву шли и искали там черный камень, который называли орудием божества Грома.

Духов–хозяев имел ветер, так главных ветров было четыре, северный, южный, восточный и западный. Они управлялись четырьмя добрыми духами, которые должны были охранять покой четырех сторон земли, а промежуточные ветры шли от злых духов, которые находились в постоянной ссоре друг с другом и приносили неприятности людям. У якутов существовало особое божество женского пола Аан Алахчын Хотун – дух хозяйка Земли, она следила за ростом растений и деревьев, давала приплод рогатого скота, в случае бесплодности супружеской пары могла наделить ребенком. Селилась она обычно на старых березах. По поверьям якутов, дети этого божества эрэкэ — дьэрэкэ в образе цветов и зеленой травы приходили ночью в дом роженицы и записывали в книгу судеб, предназначенную свыше судьбу младенцу. Духу-божеству Земли устраивали весной специальные приношения. Женщины изготовляли жертвенную веревку – саламу из конского волоса и украсив разноцветными лоскутками, пучками конских волос, миниатюрными телячьими намордниками из бересты украшали ей старое дерево. Самая почтенная по возрасту женщина, совершала кропление кумысом дерева. Затем устраивали ритуальную трапезу. В обряде участвовали одни женщины.

Весной и осенью якуты приносили дары хозяину воды, так протягивали на двух воткнутых березках саламу, увешанную лоскутками, белыми конскими волосами и клювами турпанов или пускали в реку берестяную маленькую лодочку с вырезанным из бересты же изображением человека, привязав сзади длинную пеструю веревку с лоскутками материи. Существовал строгий запрет ронять в воду острые предметы – поранишь глаза хозяину воды, духа-хозяина озера якуты величали «бабушкой» и просили ее обеспечить богатым уловом рыбы.

Огонь олицетворяли в виде седовласого старичка, хозяин огня был самым почитаемых из всех иччи, возводимый до степени божества, он обладал способностью изгонять злых духов. Обряд «арчы» – очищение огнем был обязательным при соприкосновении с чем-то нечистым. Все жертвоприношения приносились через огонь: по треску огня гадали, что их ожидает в будущем. Если к духу огня относились непочтительно, хозяин огня наказывал, покрывая язвами, если острыми предметами разгребали угли, то якобы протыкались глаза хозяев огня. Переходя из одного жилища в другое, огонь никогда не тушили, а переносили его с собой в горшке. Дух – хозяин домашнего очага считался духом-покровителем семьи.

Одним из главных духов-хозяев был хозяин леса Баай Байянай, от него зависела удача на промысле. Перед тем как идти на охоту к нему обращались с просьбой даровать добычу при этом произносили заклинание и бросали в огонь кусочки жира. Северные якуты изготовляли изображения эсэкээна – амулет, способствующий удачной охоте. Промысловый культ якутов развился из комплекса представлений о священных животных и их душах, с обрядами и запретами чисто магического характера. В древности каждый якутский род считал своим священным предком и покровителем какое-нибудь животное, которое членам этого рода нельзя было убивать, употреблять в пищу и называть по имени. К таким животным относились лебедь, гусь, ворон, орел, белогубый жеребец, сокол, ястреб, горностай, белка и бурундук. Такие птицы как лебедь, орел, ворон, ястреб, по якутским мифам, принесли людям огонь, когда они были на грани смерти. Орел считался сыном небесного божества Хомпорун Хотой, главой всех птиц. В основном якутскими тотемами были птицы, из зверей встречаются в числе тотемов медведь, рысь, бурундук, белка, горностай.

Особое отношение было к медведю, лосю, оленю, культовое почитание этих животных было связано с идеей умирающего и воскресающего зверя. Медвежий культ был распространен у всех якутов. Якуты называли медведя «дедушкой» (эсэ). Существовал миф, что медведь был когда-то женщиной, поэтому женщины при встрече с медведем обнажали грудь и восклицали «моя невестка». Собираясь на охоту, употребляли подставные имена, существование словесных табу было связано с поверяем, что медведь слышит все сказанное о нем, где бы не находился. Он способен видеть сны и во сне узнавать, кто о нем дурно говорит. К медвежьему культу якутов относятся и извинительные речи после его убийства, ритуальное вкушение мяса, сохранение в целости всех костей и их захоронение на специально построенном арангасе (наверху). Медвежьего праздника у якутов не было, но «медвежьи атрибуты» служили в быту оберегом от злых духов. Близкие по содержанию обряды совершались при добыче лося и дикого оленя.

Что касается домашних животных, то они были созданы добрыми божествами айыы. Существовал миф, что верховный творец Юрюнг Айыы Тойон (божество Неба) создал коня и человека одновременно, а по другой версии он сначала сотворил коня, от него произошел полуконь–получеловек, а уже потом человек Культ белого коня был связан с небом, в связи с чем бескровные жертвоприношения верхнему миру приносились только конным скотом или белой молочной пищей (кумысом). Черепа любимых лошадей вешали на деревья.

Строение Вселенной и ее обитатели. Вселенная состоит из трех миров. Верхний мир якуты делили на девять ярусов, различных по цвету, этот мир отличался холодом. Здесь жили как добрые божества айыы, так и верхние злые духи – абаасы. Самое верхнее небо (девятый ярус) считалось местом обитания племени Юрюнг Айыы Тойона – высшего белого божества якутов, создателя мира и людей. Айыы – это общее название высших существ, олицетворяющих собою начало творчества и добра. Это были антропоморфные божества, одетые в богатые меха со своей семьей, скотом и постройками.

По вилюйским представлениям, яруса посередине неба, были соединены сквозным отверстием, выходящим под коновязью Юрюнг Айыы Тойона и через это отверстие солнце посылает на землю свое тепло и свет. В древности высшему божеству якутов посвящали табун живых лошадей, которых гнали далеко на восток, всадники, одетые в белую одежду.

На нижних небесах жили айыы, покровительствующие коневодству и скотоводству, так Джесегей айыы – покровитель конного скота жил на четвертом небе, якуты представляли его в образе жеребца. Покровительница рогатого скота Ынахсыт Хотун (Госпожа Коровница) жила под восточным небом, там, где небо сходится с землей. Этим бсжествам посвящали отдельные весенние празднества, где совершали особые ритуальные действия и заклинания, а затем угощали свежим кумысом и квашенным коровьим молоком, собравшихся по этому случаю родственников и близких знакомых.

Божество, покровительствующее деторождению, называли Айыысыт: она представлялась как степенная, важно рассевшаяся госпожа, одетая в дорожную одежду. В верхнем западном небе жили божества рока и судьбы Чынгыс Хаан и Одун Хаан, далее божества войны Илбис Хаан и Илбис Кыыс.

Главой злых духов – демонических существ (абаасы) верхнего мира было антропоморфное божество Улу Тойон (Грозное божество), он создатель души человека, пославший людям огонь, высший судья, карающий людей за грехи и проступки, покровитель шаманов. Абаасы верхнего мира отличались высоким ростом «по верхушку лиственницы», глаза их будто бы светились как раскаленные куски железа. Некоторые злые духи верхнего мира представлялись якутами полузооморфными существами – людьми с вороньими головами.

Если верхний мир был многоярусным, (края нижнего неба свисали по окружности вниз и терлись о приподнятые края земли), то средний мир был без ярусов и его населяли люди, духи-иччи –- покровители людей и абаасы среднего мира. Эти демонические существа представлялись очень безобразными, они не имели спины, а живот у них был и спереди, и с боков, и сзади, часто меняли свою внешность в виде разных чудищ или красного огня.

Нижний мир был населен только злыми божествами и духами – абаасы: в виде теней мелькали они среди грубой железной растительности в полумраке, чуть освещенном щербатым солнцем и луной. Абаасы нижнего мира приписывалась самая уродливая внешность, которую они могли менять по своему желанию. Кровавые жертвоприношения нижнему миру совершались только рогатым скотом. Путь в нижний мир начинался узким проходом вниз, называемом пастью уодэна.

Мировое дерево. Священным деревом небесных божеств айыы считалась береза, ее использовали в качестве ритуального атрибута в обрядах жизненного цикла. Якуты верили, что деревья могут дать душу ребенку, так бесплодные женщины просили у дерева (береза, лиственница) со сросшейся наверху кроной – душу ребенка. У якутов существовал обряд «изготовления гнезда души ребенка», где на специальном восьмиствольном дереве сооружали гнездо для будущей души ребенка. Формула «дерево–птица» четко прослеживается в мифо–ритуальной культуре якутов. Душу представляли в образе птицы, а мотив творения из яйца наиболее четко был выражен в шаманской мифологии. Судя по мифам, орел высиживал шаманов на священной березе (лиственнице), при создании первого шамана Айыы Тойон вырастил у себя священное дерево с восемью разветвлениями, между его ветвями живут светлые духи- люди, дети самого Творца – это и есть мировое дерево. В эпической традиции его называли аал лук мас: оно проросло насквозь все небеса, а корень его пророс сквозь землю, таким образом, соединив все три мира. Символом такого дерева служили культовые сооружения на празднике Ысыах– ритуале кропления кумысом небесным божествам айыы и духам природы.

Представления о душе, ее возрождении, смерти, болезни.По верованиям якутов, душой (кут) обладали растения, деревья, птицы. У человека было три души (кут): 1. буор кут – «земляная душа»; 2. салгын кут –- «воздушная душа»; 3. ийэ кут– «мать-душа»: Наделение человека душой осуществляли два главных божества айыы – Юрюнг Айыы Тойон и Айыысыт – божество деторождения. Схема наделения душой: Юрюнг Айыы Тойон – создание души будущего ребенка – Айыысыт – вселение души в темя мужчины — соединение мужского и женского начал – передача души женщине – прикрепление души – беременность. Если Айыысыт не давала кут (душу) ребенка, ее просили у Айыысыт собаки, духа – покровителя орлов – Хотой Айыы, у божества – лебедя, у божества Джылга Хаан. Главными душами считались « ийэ кут» и « буор кут», если ее похищали злые духи, то человек заболевал и умирал, «воздушная душа» ( салгын кут) во время сна человека могла странствовать. Души могли представляться в образе маленьких человечков или маленьких насекомых. Кроме души у якутов существовала душа – сюр, которую можно определить как внутренний психический мир человека. По некоторым данным, сюр дана человеку главой верхних абаасы Улу Тойоном. Якуты верили, что кут–сюр как божий дар определял весь жизненный путь человека; В родильном обряде якутов, символами души выступали для мальчика – нож, а для девочки – ножницы. Их приносило божество Айыысыт, которое спускалось в дом роженицы на три дня. В это время нельзя было шуметь, ссориться, божество могло рассердиться на домочадцев и взять кут ребенка. Использование в обряде березовых колышек (женщина рожала, опираясь на них), различных амулетов- оберегов, заячьей шкурки, пестрой веревки – саламы было призвано сохранить подаренную божеством душу ребенка. С имитативной магией был связан обычай расстегивания, развязывания, открывания, что помогало «раскрытию родовых путей». Большое значение придавалось «захоронению последа» и «проводам Айыысыт». Если рождались близнецы устраивали специальное празднество «унгуох арахсыбыт малаасына» (дословно: празднество по поводу отделения детей от костей матери). Последы двойней клали в отдельные посуды и хоронили в разных местах; существовало поверье, что если их похоронить вместе в одной посуде, то близнецы умрут одновременно и их придется хоронить в одной могиле. Якуты верили, что близнецы обладают лечебной силой, их приглашали лечить больных. Причинами болезней и смерти якуты считали несоблюдение «поведенческого кодекса» – тюктэри (система запретов) по отношению к божествам айыы и духам иччи. После смерти душу таких людей (нарушивших табу) небесные божества не принимали и они становились уор. Обычно в уор превращались после смерти злые и завистливые люди, те кто не выполнил заданную свыше божествами «программу» жизни: рано умерший, самоубийца, умерший насильственной смертью и др. Неточность исполнения похоронно–поминальной практики приводило так же к превращению умершего в уор. Души таких умерших – уор являлись причинами некоторых болезней, поэтому их держали в специальных хранилищах, сшитых из бересты – туктуйя, на внешней стороне которых рисовали изображения, находившихся внутри уор. Обитателей туктуйя кормили, окуривали дымом масла и жира, делились приготовленной пищей. Часто изображение умершего изготовляли из гнилого дерева, а затем шаман внедрял в него уор и помещал в туктуйя в парадном углу (на матицу).

Если душу похищал абаасы, то человек вскоре умирал, на третий день мать-душа обходила все места, где когда-то бывала, такое путешествие души называлось « кэритэр» (обьезд). На сороковой день, побывав у себя дома (устраивали угощение) душа покидала землю. Якуты верили, ийэ кут (мать-душа) возвращалась к своему создателю Юрюнг Айыы Тойону до нового воплощения. Случалось, что душа умершего старалась унести с собой душу близкого и дорогого ей человека, тогда приглашали шамана, который сразу после погребения покойника приступал к камланию «отделению унесенной души» ( кут араарыы) его родственника и отправлению в мир мертвых самого покойника.

Пантеон божеств Юрюнг Аар Тойон (другое имя Юрюнг Тойон Айыы) (якут. Үрүҥ Аар Тойон, Үрүҥ Тойон Айыы) — творец мира, других айыы, демонов абаасы, духов иччи, людей, животных и растений. Он глава небес и богов. Он живёт на девятом небе, которое представляется как прекраснейшая страна, где нет зимы, растёт белая трава, подобная крыльям белого лебедя. Он воплощается в образах белого жеребца или орла. Одун Хаан (якут. Одун Хаан) — бог, живущий на восьмом небе. Спускается на землю в феврале. Изобретатель, помогает людям сооружать дома, изобретать новое. Также, является творцом судьбы. Тангха Хаан (якут. Таҥха Хаан) — бог судьбы, живущий на седьмом небе. Спускается на землю в декабре и властвует до середины февраля. Билгэ Хаан (якут. Билгэ Хаан) — бог знаний. Живёт на седьмом небе. Джёсёге́й Тойо́н[1] (другое имя Кюрюё Джёсёгёй Тойо́н, Джёсёгёй Айыы, Кюн Джёсёгёй или Уордаах Джёсёгёй) (якут. Дьүөhэгэй Тойон, Kүрүө Дьүөhэгэй Тойон, Дьүөhэгэй Айыы, Күн Дьүөhэгэй, Уордаах Дьүөhэгэй) — бог-покровитель лошадей. Он живёт на третьем небе. Он посылает людям конный скот, но может отобрать и обратно, если прогневается. Помогает людям вести хозяйство, трудиться. Наделяет человека силой, талантом, мастерством. Он старший из братьев богов. Исэгэй Иэйиэхсит (якут. Иhэгэй Иэйиэхсит) — богиня, наделяющая людей рогатым скотом. Хомпоруун Хотой Айыы (др. имя Сюнг Хаан, Сюнгкэн Эрэли) (якут. Хомпоруун Хотой Айыы, Сүҥ Хаан, Сүҥкэн Эрэли)— бог-покровитель птиц. Он воплощается в образе тёмно-сизого орла. Он — отец орла и жестоко карает человека, убившего эту птицу. Он второстепенный бог мужского пола, даёт людям многочисленный, но физически слабый приплод, в основном девочек, иногда — скот масти «хара дьагыл» (якут. хара дьаҕыл). Сюгэ Тойон (др. имя Аан Дьаасын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьасыбыл, Сюнг Дьаасын, Сюрдээх Кэлтээх Сюгэ Буурай Тойон) (якут. Сүгэ Тойон, Аан Дьааhын, Дьаа Буурай, Орой Буурай, Буурай Дохсун, Уордаах Дьаhыбыл, Сүҥ Дьааhын, Сүрдээх Кэлтээх Сүгэ Буурай Тойон) — бог грома и молнии. Иногда его называют третьим именем в триаде верховного творца. Гром представляется стуком копыт его коня, а молнии — его топором, которым он разит нечистые силы. Кроме того, он покровительствует скоту, посылает людям детей, жеребят и телят. Айыысыт (якут. Айыыhыт) — богиня, живущая на восточном небе и спускается оттуда, окружённая ореолом света, в виде богато одетой пожилой женщины или кобылицы. Она появляется при родах, помогает благополучно разрешиться от бремени, благословляет родившееся дитя и покидает дом роженицы на третий день после родов. Айыысыт человека находится в стороне восхода летнего солнца. Существует ещё айыысыт конного скота, которая находится в стороне восхода зимнего солнца, айыысыт рогатого скота — под землёй. Кроме того, имеются айыысыт и у других животных. Иэйиэхсит (якут. Иэйиэхсит) — богиня-покровительница женщин. Живёт на восточном небе. Всегда открыта к людям, весела, задорна. Спускается на землю в мае месяце. С её возвращением начинает зеленеть листва, начинается лето. Помогает людям своим волшебным советом, оберегает от злых сил, благословляет приплод скота. Не любит грязь и неопрятность. Дьылга Хаан (якут. Дьылҕа Хаан) — один из богов судьбы. Приоткрывает людям завесу тайны их судьбы.

Ысыах – праздник, отражающий традиционную картину мира и мировоззрение саха, праздник, которого с нетерпением ждут весь год. В нем ярко проявляется национальный колорит и фольклор народа: язык, мифология, танцы, музыка, обряды, обычаи, традиционная одежда, пища, утварь, ремесла и архитектура.

В соответствии с древними традициями Ысыах устраивается внутри ритуального круга из чэчир (молодых берез). В центре ритуального круга устанавливается коновязь-сэргэ с арочными украшениями из берез. По традиционным представлениям саха, сэргэ является символом Мирового дерева и оси все Вселенной, девять ветвей священного дерева Аар Кудук Маас ( Аар Лук Маас) источают белую благодать. В наше время символика сэргэ расширилась и сэргэ олицетворяет дружбу и единство всех народов, населяющих территорию Якутии.

Праздник начинается с древнего ритуала- окропления огня и четырех сторон света кумысом, благословления присутствующих – алгыс и просьбы к Верхним Божествам ниспослать всем благодать. Все это исполняет алгысчыт.

Ысыах – семейный праздник. Каждая семья заранее готовится к нему: шьют платья, готовят национальные блюда, кумыс, быппах, саламат. На празднике обязательно со всеми родственниками проводят совместную трапезу, где почитаемыми членами семьи дается благословение молодому поколению.

Затем все принимают участие в хороводе осуохай – массовом народном танце, танце единения. В песнях праздничного хоровода воспевается сила Природы, ее красота и величие, наступление благодатного лета и изобилия.

Самый пик и волнующий момент, кульминация праздника – встреча солнца

Чрезвычайно зрелищны спортивные состязания: кылыы (прыжки на одной ноге), куобах (прыжки на обеих ногах), ыстанга (прыжки с чередованием ног), хапсагай (борьба, где проигрывает коснувшийся земли хотя бы пальцем), перетягивание палки, стрельба из лука.

Традиции, обряды, обычаи.

Для якутов характерны малые семьи. До XIX в. бытовало многоженство, причем жены часто жили раздельно, каждая вела свое хозяйство. В брак вступали в возрасте от 16 до 25 лет, заключали его по сватовству с уплатой калыма. Среди малоимущих были распространены браки «убегом», с похищением невесты, отработка за жену. Имели место левират и сорорат.

Якуты всеми мерами старались оградить себя, свое жилище и домашних животных от действия всевозможных злых духов. Для этой цели служило множество словесных заговоров, молений и обрядов. Кроме них важную роль играла знаковая система, особый орнамент на одежде, утвари, украшениях. Многие обряды якутов-язычников были направлены на то, чтобы воздействовать на силы неба, земли, воспринимавшиеся как главные божественные податели, служившие порукой хорошего урожая трав и приплода скота. Кроме того, традиционные календарные обычаи и обряды так же несли в себе бессознательное, интуитивное стремление к идее гармонического единства.

Объектом почитания становились и отдельно лежащие камни ледникового происхождения необычной формы. Если они меняли свое положение (лежали на боку), то это предвещало смерть кого-нибудь из близлежащей местности. По представлениям вилюйских якутов, такому необычному камню каждый раз после отела коров приносили дар в виде пестрой веревки с лоскутьями и белыми конскими волосами (веревку вешали на дерево под которым лежал камень). Люди могли дотронуться до таких камней, лишь чем-нибудь пожертвовав (монеты, лоскутки материи и др.)

Якуты верили в существование волшебного камня сата, с помощью которого можно было изменить погоду. Считалось, что если на сата взглянет женщина, то он потеряет свою силу. Волшебный камень находили в желудке или печени животных и некоторых птиц (лошадь, корова, лось, олень, глухарь). Сата бывает шестигранный, прозрачный, но бывает по форме похож на человека. Сата завертывали в чистую бересту, потом заворачивали в конские волосы и не показывали небу (есть сведения, что его хранили в шкуре лисицы или белки). Вызывание дождя, снега и ветра с помощью волшебного камня совершалось посредством особого заклинания.

Существовали обычаи кровной мести (чаще заменявшейся выкупом), гостеприимства, обмена подарками. Выделялась аристократия — тойоны. Они управляли родом с помощью старейшин, выступали военными вождями. Тойоны владели большими стадами (до нескольких сот голов), имели рабов, они и их домочадцы проживали в отдельных юртах. Были обычаи отдавать бедным скот на выпас, на прокорм на зиму, передавать обнищавшие семьи и сирот на иждивение богатому сородичу (кумаланство), торговать детьми, позднее — нанимать работников. Скот являлся частной собственностью, а охотничьи, пастбищные угодья и сенокосы — общинной.

Родильные обряды связывали с культом богини плодородия Айыы-сыт, покровительницы детей. По поверью, она живет на восточной стороне неба и дает новорожденному душу.

Ремесла и промыслы

Добывали лося, дикого оленя, медведя, кабана, пушных зверей — лисицу, песца, соболя, белку, горностая, ондатру, куницу, росомаху — и других животных. При этом применяли весьма специфические приемы, например охоту с быком (когда охотник подкрадывался к добыче, прячась за быка, которого гнал перед собой), конную гоньбу по следу, иногда с собаками. Охотились с луком и стрелами, копьем, а с XVII в. — с огнестрельным оружием. Использовали засеки, загороди, ловчие ямы, силки, капканы, самострелы, пасти.

Особую роль в хозяйстве играло рыболовство. Для якутов, не имевших скота, рыболовство было основным хозяйственным занятием. В документах XVII в. слово балысыт — «рыболов» употребляли в значении «бедняк». На реках добывали осетра, чира, муксуна, нельму, сига, хариуса, тугуна, на озерах — гольяна, карася, щуку и других рыб.

Орудиями промысла служили верши, морды, сети, невода из конского волоса; крупную рыбу били острогой. Осенью устраивали коллективную рыбалку неводом, добычу делили поровну. Зимой занимались подледным ловом.

Распространению земледелия (особенно в Амгинском и Олекминском округах) способствовали русские ссыльные поселенцы. Выращивали специальные сорта пшеницы, ржи и ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое лето. Культивировали также огородные культуры.

Из ремесел были развиты кузнечество, ювелирное дело, обработка дерева, бересты, кости, кожи, меха, изготовление лепной керамики. Из кожи мастерили посуду, из конского волоса плели и ссучивали шнуры, которыми вышивали. Железо выплавляли в сыродувных горнах, из золота, серебра и меди (переплавляя русские монеты) делали женские украшения, конскую сбрую, культовые предметы.

Огромная заслуга якутского народа состоит в том, что, живя в окружении народов, занимающихся оленеводством, он не только сохранил свою самобытную культуру скотоводов, но и развил в условиях Севера табунное коневодство. В XVII в. якуты считались самыми северными коневодами мира, создавшими уникальную породу лошадей. Якутская лошадь немного крупнее монгольской, с большой головой, светлой масти — белой, серой, палевой. Зимой якутские лошади обрастают длинной шерстью. Круглый год конные табуны проводят на пастбищах. Даже в 50 — 60-градусные морозы они предоставлены самим себе и добывают корм, разгребая снег копытами. Только молодняк остается в открытых загонах. Отличительные качества якутских лошадей — выносливость, неприхотливость, спокойствие. Могут проходить большие расстояния без пищи. Недаром якутская поговорка гласит: «Сытый всадник и голодная лошадь — хорошая пара».

Ни один скотоводческий народ не имеет такого разнообразия коновязей как якуты. Коновязные столбы «сэргэ» являются очень важной частью материальной и духовной культуры народа, тесно связанной с его хозяйственной деятельностью, верованиями, традициями и обычаями. Научный сотрудник Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера, В.Ф. Яковлев разработал классификацию коновязей по их назначению и делит их на три группы. В первую — надворную группу входят коновязи, которые ставят у жилья и используют по их прямому назначению — для привязывания коня. Ко второй группе относятся культовые столбы, использующиеся при проведении культовых религиозных обрядов. И третья группа коновязей устанавливается на традиционном празднике Ысыах, который тесно связан с культом коня. В каждой из выше перечисленных групп имеются коновязи разного назначения, имеющие различное конструктивное решение и свою особую орнаментику. Например, свадебные коновязи устанавливали на усадьбе жениха. Вырезали их из сосны высотой 2 — 2,5 метра. Коновязь жениха имела навершие в виде головы коня, а коновязь невесты — в виде чорона, кумысного кубка. Наиболее разнообразны культовые коновязи. Среди них — шаманские коновязи с рогатыми навершиями, коновязи духам семейного очага, маленькие коновязные столбы, которые ставились в хотонах (хлевах) и были связаны с конем. Они вырезались из осины, украшались резным орнаментом в виде валиков и пестрым волосяным шнурком «сэлэкэ». К этой же группе относятся коновязи, которые ставились на могилах и т.д. В наши дни наибольшее распространение получили различные коновязные столбы, связанные с праздником Ысыах, а также коновязи, посвященные памятным и юбилейным датам в жизни России и Республики Саха (Якутия).

Якутские поселения состояли обычно из нескольких жилищ, расположенных одно от другого на значительном расстоянии. Деревянные юрты почти без изменения просуществовали до середины XX в. «На меня внутренность якутской юрты, — писал В.Л. Серошевский в своей книге «Якуты», — особенно ночью, освещенная красным пламенем огня, производила немного фантастическое впечатление… Ее бока, сложенные из круглых стоячих бревен, кажутся полосатыми от затененных желобков, и вся она с потолком… со столбами по углам, с массой леса, мягко падающего с крыши на землю, представляется каким-то восточным шатром. Только легкая восточная ткань в силу обстоятельств заменена здесь золотистым лиственным деревом…». Двери якутских юрт располагались с восточной стороны, навстречу восходящему солнцу. В XVII-XVIII вв. камины (кэмулуэк оhох) были не битые глиной, а мазанные ею, и все время подмазывались. Хотоны отделялись только невысокой жердевой перегородкой. Жилища строили из мелких деревьев, ибо считали грехом срубить толстое дерево. Юрта имело нечетное число окон. Ороны-лежаки, идущие вдоль южной и западной стен жилища, были широкие и ложились спать поперек. Имели они разной высоты. Самый низкий орон помещался на правой стороне, рядом со входом (уηа орон), а более высокий — хозяйский, «чтобы счастье хозяина не было ниже счастья гостя». Ороны с западной стороны друг от друга отделялись сплошными перегородками, а спереди забирались стойками стоймя, оставляя лишь отверстие для небольшой дверцы, на ночь запирались изнутри. Перегородки же между оронами южной стороны были не сплошные. Днем на них сидели и называли орон олох «сидение». В этой связи первая восточная нара на южной стороне юрты называли в старину кэηул олох «вольное сидение», вторая — орто олох, «среднее сидение», третья нара у той же южной стены — туспэтийэр олох или улуутуйар олох, «степенное сидение»; первый орон на западной стороне юрты называли кэгул олох, «священное сидение», второй орон — дархан олох, «почетное сидение», третий с северной стороны у западной стены-кэнчээри олох «детское сидение». А нары на северной стороне юрты назывались куэрэл олох, лежанки для слуг или «воспитанников». Для зимнего жилья выбирали более низкое незаметное место, где-нибудь на дне аласа (елани) или около опушки леса, где оно лучше защищалось от холодных ветров. Таковыми считались северные и западные ветры, поэтому ставили юрту на северной или западной части поляны. Вообще, следует отметить, что при выборе места для жилища старались найти укромный счастливый угол. Не селились среди старых могучих деревьев, ибо последние уже взяли счастье, силу земли. Как и в китайской геомантии, выбору места для жилья придавали исключительное значение. Поэтому скотоводы в этих случаях часто обращались к помощи шамана. Обращались также к гаданию, например, к гаданию с кумысной ложкой. В XVII-XVIII вв. большие патриархальные семьи (кэргэн как римская «фамилия») размещались в нескольких домах: урун дьиэ, «белый дом» занимали хозяева, в следующих — жили женатые сыновья и в хара дьиэ ”черный, худой дом» размещались слуги и рабы. В летнее время такая большая богатая семья проживала в стационарной (не разборной) берестяной урасе конусообразной формы. Она стоила очень дорого и имела значительные размеры. Еще в XVIII в. большинство летних жилищ у состоятельных семей состояли из таких берестяных юрт. Их называли «Ус курдуулаах могол ураса» (с тремя поясами большая монгольская ураса). Были распространены урасы и с более малыми диаметрами. Так, ураса средней величины называлась далла ураса, низкая и широкая по форме; ханас ураса, высокая ураса, но диаметром небольшая. Среди них самая большая имела 10 м высоту и 8 м по диаметру.

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Зимой ходили на лыжах, подбитых конским камусом, ездили на санях с полозьями из дерева с корневищем, имевших естественную кривизну; позднее — на санях типа русских дровен, в которые обычно запрягали быков. Северные якуты пользовались оленьими прямокопыльными нартами. По воде сплавлялись на плотах, лодках-долбленках, челноках, берестяных лодках.

Национальная одежда состоит из однобортного кафтана сон (зимой — мехового, летом — из коровьей или конской шкуры шерстью внутрь, у богатых — из ткани), который шили из четырех клиньев с добавочными клиньями у пояса и широкими, собранными у плечей рукавами, коротких кожаных штанов (сыайа), кожаных ноговиц (соторо) и меховых носков (кээнчэ). Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником. Мужчины подпоясывались ремнем, богатые — с серебряными и медными бляшками. Женские свадебные шубы (сангыйах) — длиной до пят, расширяющиеся книзу, на кокетке, с вшивными рукавами и меховым воротником-шалькой — украшали широкими полосами красного и зеленого сукна, позументом, серебряными деталями,

Костюм представляет собой традиционную праздничную одежду старинного покроя; состоит из шубы, головного убора и шейного украшения (гривны). Шуба, застегивающаяся на серебряные плоские пуговицы, крыта черным сукном и подбита мехом из соболиных лапок; воротник и оторочки — из более темного меха соболя. Шуба богато украшена вставками из широких полос парчи и нашивками из серебряных пластин. Такие нарядные шубы хранились в якутских семьях и передавались по наследству как фамильная драгоценность. Шапка дьабака, характерной конусовидной формы, сшита из меха росомахи и имеет навершие из красного сукна, украшенное традиционным орнаментом. Навершие всегда украшалось круглой металлической бляхой — солярным символом.

Их ценили очень дорого и передавали по наследству. Женский свадебный головной убор (дьабакка) из меха соболя или бобра имел вид колпака с высоким верхом из красного или черного сукна, бархата или парчи, густо обшитым бисером, позументом, и непременно с большой серебряной сердцевидной бляхой надо лбом. Старинные уборы украшены султаном из птичьих перьев. Женскую одежду дополняли пояс, нагрудные, наспинные, шейные украшения, серебряные, нередко золотые с гравировкой серьги, браслеты, накосники и кольца. Для зимы изготавливали высокие сапоги из оленьих или конских шкур мехом наружу, для лета — сапоги из замши с голенищами, покрытыми сукном, у женщин — с аппликацией.

В пищу употребляли молоко, мясо диких зверей, конину, говядину, оленину, рыбу, съедобные растения. Чаще всего варили мясо, жарили печень, готовили зразы, похлебку из потрохов, суп с грудинкой, уху из карася (собо минэ), фаршированного карася, оладьи из икры, строганину. Рыбу также замораживали и заквашивали на зиму в ямах. Молочные блюда — кумыс из кобыльего молока, молочная пенка, взбитые сливки, простокваша, масло. Сливки заготавливали на зиму, замораживая в больших берестяных чанах с добавлением ягод, кореньев, костей. Из муки готовили похлебку (саламат), лепешки (лэппиэскэтэ), оладьи (баахыла) и др. Собирали грибы, ягоды, луговой и береговой лук, дикий чеснок, корни сараны, толокнянку, сосновую и лиственничную заболонь. В Олекминском районе издавна были известны овощи.

Традиционная деревянная утварь — чаши, ложки, мутовки, венички для взбивания сливок, берестяные туеса для ягод, масла, сыпучих продуктов и т.п. Резные деревянные кубки для кумыса (чороны) играли важную роль в обрядах на празднике ысыах и были двух типов — на коническом поддоне и на трех ножках в виде лошадиных копыт.

В якутском фольклоре центральное место занимает героический эпос олонхо, считающийся главным родом поэзии, а по характеру исполнительского искусства — основой народной оперы. Олонхо́ — древнейшее эпическое искусство якутов (саха). Термин «олонхо» обозначает как эпическую традицию в целом, так и название отдельных сказаний. В 2005 году ЮНЕСКО объявило олонхо одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества».

Поэмы, длина которых в среднем составляет 10 000 — 15 000 стихотворных строк, исполняются народными сказителями (олонхосутами). Путём контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались не записанными. Талант сказителя должен отличаться многогранностью. Помимо актерского и певческого мастерства сказители должны обладать даром импровизации и ораторским искусством. Олонхо исполняется без музыкального сопровождения. Речи персонажей поются для каждого в особой тональности, остальной текст сказывается говорком. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей. «Нюргун Боотур Стремительный» — наиболее известный из якутских олонхо, состоит из 36 000 тысяч стихотворных строк.

Действие в олонхо происходит в трёх мирах — Верхнем (якут. Үөhээ Дойду), Среднем (якут. Орто Дойду) и Нижнем (якут. Аллараа Дойду). В середине мироздания находится Аал Луук Мас — Мировое Древо, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира.

Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы, утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире

Устойчивость сюжетов олонхо выработала систему персонажей. Главный герой — это богатырь или богатырка из племени Айыы. Основная их функция — борьба за создание семьи и защита интересов племени. Противоборствующей силой в олонхо является племя Абаасы. Остальные персонажи группируются вокруг главного героя и его противника, представляя собой членов семьи и племени. Особое место среди действующих лиц олонхо занимают мифологические персонажи: верховное божество Юрюнг Айыы Тойон (якут. Үрүҥ Айыы Тойон), бог-покровитель лошадей Кюн Джёсёгёй (якут. Күн Дьөhөгөй), богини, которые способствуют рождению людей и размножению домашних животных — Иэйиэхсит и Айыысыт (якут. Айыыhыт) и др.

Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением. Монологи героев олонхо содержат информацию из прошлого, которая проясняет ту или иную ситуацию, волшебный совет или предсказания божеств-покровителей, эмоциональное состояние героев, дающее толчок к дальнейшему развитию сюжета и т.д. Обычно в олонхо выделяются несколько разных мелодий, характеризующих различные группы персонажей. Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы. Самостоятельную музыкальную характеристику имеют так называемые герои-трикстеры, являющиеся медиаторами между Средним и Нижним мирами. Это, как правило, младший брат героя, старуха-скотница Симэхсин-Эмээхсин и др. Яркими мелодиями наделены зооморфные персонажи: конь богатыря, являющийся его верным другом и советником; стерхи (белые журавли), через которых небесные божества отправляют главному герою свою помощь; птичка, сопровождающая богатыря в младенчестве и оберегающая его от злых сил.

В каждой общине был свой сказитель, имевший богатый репертуар и поэтому существовали многочисленные версии олонхо. Традиция олонхо развивалась в условиях семьи и одновременно служила развлечением и средством обучения. Отражая верования якутов, олонхо являются свидетельствами образа жизни народа, борющегося за выживание в эпоху политической нестабильности в сложных климатических и географических условиях.

Глубоки и разнообразны по содержанию малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, своеобразные скороговорки (чабыргах).

Различают песни культовые, обрядовые, необрядовые и лирические: дорожные, которые исполняли верхом на быке, путевые — верхом на коне, увеселительные песни-частушки; «ночные», «жалобные» и др. На всех семейных и племенных праздниках звучали песни-гимны — масштабные поэмы с балладными сюжетами мифологического, легендарного и исторического содержания.

Основной музыкальный инструмент хомус — дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Согласно традиции, на нем играли преимущественно женщины, артикулируя («выговаривая») речевые высказывания или известные мелодии. Имеет несколько разновидностей:

-деревянный, выполнен из лиственницы;

-костяной, у которого язычок сделан из кости;

-с кольцевым держателем на корпусе;

— с двумя язычками.

Самым распространенным танцем у якутов является осуохай, сопровождаемый хоровой песней под запев импровизатора. Он исполняется любым числом участников, иногда в кругу собирается до 200 и более человек. Организаторами танца чаще всего бывают мужчины. В песне, как бы аккомпанирующей веселью, воспевают пробуждение природы, встречу с солнцем, радость труда, отношения людей в обществе, семье, те или иные знаменательные события.

АНОНС НОВОСТЕЙ

22 января Британское издание The Daily Telegraph выпустило список из двенадцати городов мира, в которых должен побывать каждый уважающий себя путешественник.

Двенадцать городов – число не случайное - по количеству месяцев в году. Каждый месяц в новом городе - чем не мечта путешественника? Начиная с января, вниманию туристов предлагаются такие мировые жемчужины, как Венеция, Лондон, Севилья, Брюссель, Осло. А вот в июне, следуя рекомендациям, нужно отправиться в Санкт-Петербург. Из всей России выбор пал именно на Северную столицу с ее белыми ночами, разводными мостами, музеями и театрами. Также издание рекомендует посетить места съемок новой экранизации бессмертного романа Льва Толстого «Война и мир» производства ВВС.

После Санкт-Петербурга следует посетить Берлин, Сиену, Бордо, Нью-Йорк и Марракеш. Ну а завершить, путешествие протяженностью в год, можно в Вене.

В текущем году Петербург ожидает бум туризма. Если в 2015 году Северную столицу уже посетило рекордное количество туристов - шесть с половиной миллионов человек, то в 2016 году ожидается увеличение этой цифры на треть.

Три российских музея вошли в топ-100 по популярности. Среди них Государственный Эрмитаж, который и вовсе попал в десятку наиболее востребованных музеев мира. Какое место он занял, читайте в нашем материале.

С удовольствием разместим Ваши фотографии и другие материалы о заповедных местах России.

Мы уже получаем материалы от наших читателей и с ними можно ознакомиться здесь:

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com