Традиции и обычаи черкесов

Черкесы (черкесы/адыги Карачаево-Черкесии) — один из коренных народов республики Карачаево-Черкесия.

Черкесы были объединены в независимые сельские общины, имевшие свои органы самоуправления (в основном — из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях. Сохранялись патрилинейные родственные группы (члены которых иногда образовывали особые кварталы в селениях), обычаи кровной мести, гостеприимства, куначества. Большая патриархальная семья, включавшая несколько поколений и насчитывавшая до 100 человек, преобладала до XVIII века. Семейные общины частично начали возрождаться в конце XIX века. Брак был строго экзогамным. Брачные запреты распространялись на всех родственников по обеим линиям, на потомков людей, находившихся в молочном родстве. Бытовали левират и сорорат, аталычество, фиктивное родство. Браки заключались через уплату калыма.
Возникновение большей части современных аулов Черкесии датируется 2-й половиной XIX века. В XIX — начале XX вв. было основано 12 аулов, в 20-х годах XX века — 5. Усадьба обносилась оградой. Жилые помещения строились обычно фасадом на юг. Жилище имело плетёные стены на столбовом каркасе, обмазанные глиной, двух- или четырёхскатную крышу из плетня, покрытую соломой, глинобитный пол. Состояло из одной или нескольких комнат (по числу в семье супружеских пар), примыкающих в ряд друг к другу, двери каждой комнаты выходили во двор. Кунацкой служила одна из комнат или отдельная постройка. У стены между дверью и окном устраивали открытый очаг с плетёным дымарём, внутри которого устанавливали перекладину для подвешивания котла. Хозяйственные постройки также делались из плетня, часто имели круглую или овальную форму. Современные черкесы возводят квадратные многокомнатные дома.

Основное занятие — отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот; до принятия ислама разводили также свиней), садоводство, виноградарство. Особое место занимало разведение лошадей. Черкесское сукно особенно высоко ценилось у соседних народов. На юге Черкесии была развита обработка дерева. Широко распространено было кузнечное ремесло, оружейное дело. Черкесы были объединены в независимые сельские общины «лъэпкъ», имевшие органы самоуправления из выходцев из родовых групп (в основном — из зажиточных общинников). Их члены были связаны круговой порукой, пользовались общими земельными и пастбищными угодьями, правом голоса на народных собраниях.

Традиционный мужской костюм — «черкеска» (цей) однобортный кафтан с открытой грудью, длиной чуть ниже колен, с широкими рукавами. Молодые мужчины в возрасте воина носили черкески с короткими рукавами — что бы не стесняли движений в бою. С обеих сторон груди нашивались газыри (адыгское хазыр — готовый) — прошитые тесьмой узкие кармашки для особых герметичных пенальчиков, чаще — костяных. «Черкеска» строго различалась у мужчин по сословной принадлежности цветом — белого цвета у князей (пшы), красного у дворян (уорк), серый, коричневый и чёрный у крестьян (синий, зелёный и другие цвета как правило не использовали). Бешмет (къэптlал) по покрою напоминал черкеску но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами, длина его была чуть выше колена, шился как правило из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны (гъуэншэдж, гъуэнчэдж) с широким шагом к низу сужались. Папаха (пыlа) шилась из овчины, белого, чёрного или бурого цвета, высота варьировалась. Также у адыгов(черкесов) имели большое распространение в быту войлочные шляпы (упlкlэ пыlа). Бурка (щlакlуэ, кlакlуэ)- длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обувь — чувяки (вакъэ) шились из сафьяна красного света как правило бытовали у высшего сословия, крестьяне носили из сыромятной кожи или из войлока. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал (къамэ)- рукоять и ножны богато украшались серебром, как правило, черненным — что бы не демаскировать владельца, как и рукоять шашки (сэшхуэ) но ножны шашки украшались галуном и вышивкой золотом (этой работой занимались молодые девушки горцев) Сейчас только некоторые имеют полный комплект национального костюма и появляются в нём по праздникам.

Женская одежда была весьма разнообразна и богата украшена. Как и мужская одежда она различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входило платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви. Платье — (бостей, бохцей, зэгъалъэ, сай) длинное, распашное с открытой грудью, рукава узкие или широкие до кисти или короткие до локтя. Праздничные платья шили из дорогих, покупных тканей: шёлк, бархат, тафта… Цветовая гамма женской одежды была также сдержанна, редко использовали синий, зелёный и яркие пёстрые тона, предпочтение было белым, красным, чёрным, коричневым оттенкам. Края платья и швы закрывались и обшивались галуном и тесьмой из золотых и серебряных ниток, края подола, рукава украшали золотым шитьём. Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребёнка носили шапочки (дыщэ пыlэ) на твёрдой, кожаной основе украшенные по околышу галунами или вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. По верх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль или накосное украшение (щхьац пыщэ) которое тонким шнуром крепилось к верхушке шапочки и в виде двух длинных лент спускалось вниз, сзади каждой ленты были шнурки под которые протягивали косы, такие накосники украшали золотым шитьём и басонными изделиями. Обувь — (вакъэ) как и мужская шилась из кожи или делали из тонкого войлока. Бусы и браслеты были не очень популярны у черкешенок Обязательным элементом одежды благородных (аристократических) адыгских мужчин было холодное оружие. «Бешмет» подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, то есть кожаным поясом, украшенным медными и серебряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал и сабля.

В летнее время года в пищу употребляются в основном молочные продукты и овощные блюда, зимой и весной преобладают мучные и мясные блюда. Наиболее популярен слоёный хлеб из пресного теста, который употребляют с калмыцким чаем (зелёным с солью и сливками). Выпекают также дрожжевой хлеб. Широко употребляются кукурузная мука и крупа. Национальное блюдо, либжа - курица или индюшка с соусом, заправленным толчёным чесноком и красным перцем. Мясо водоплавающих птиц употребляют только жареным. Баранину и говядину подают к столу варёными, обычно с приправой из кислого молока с толчёным чесноком и солью (бжыныху щыпс). После варёного мяса обязательно подают бульон, после жареного — кислое молоко. Из просяной и кукурузной муки с мёдом к свадьбе и по большим праздникам готовят махсыма (национальный слабоалкогольный напиток). По праздникам делают халву (из поджаренной пшённой или пшеничной муки в сиропе), пекут пирожки и пироги (лэкъумэ, дэлэн, хьалывэ).

По данным французского агента шведского короля Карл XII (король Швеции) Абри де ла Мотре, задолго до 1711 года в Черкесии владели навыками массового оспопрививания. Абри де ла Мотре оставил подробное описание процедуры оспопрививания у черкесов в селении Деглиад: «… производили прививку маленькой девочке четырех или пяти лет… Девочку отнесли к маленькому мальчику трех лет, который был болен этой болезнью и у которого оспинки и прыщики начали гноиться» и т. п. Напомним, что только 14 мая 1796 г. английский аптекарь и хирург Дженнер привил коровью оспу 8-летнему Джеймсу Фипсу.

В настоящее время основной религией черкесов является Ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба.

Обычаи и фольклор

Правовые, обрядовые установления мусульманской религии отразились в культуре адыгов, в его песнях и фольклоре. Исламская этика стала составляющей самосознания черкесского народа, его религиозной самоидентификации.

В древней культуре черкесов центральное место занимает морально-этический и философский кодекс «Адыгэ Хабзэ», сформировавшийся под воздействием древней ценностной системы черкесов и доведенный до совершенства многовековой историей народа. Следование Адыгэ Хабзэ является одним из инструментов самоидентификации черкесов: понятие "адыгагъэ", буквально переводимое на русский язык как или "черкесскость", является основным оценочным критерием поведения индивидуума в черкесском обществе. "Адыгагъэ" означает соответствие поведения человека критериям Адыгэ Хабзэ. "Ар адыгагъэк1э мэпсэу" ("Он поступает в соответствии с адыгагъэ") является одной из высших похвал для черкеса.

По черкесскому обычаю, каждый приезжий мог заехать в любой двор, спешиться у коновязи, войти в кунацкую и провести там столько дней, сколько считал необходимым. Гостем мог быть мужчина любого возраста, знакомый и незнакомый, даже кровный враг. Хозяин не имел права интересоваться ни его именем, ни его званием, ни целью посещения. Отказ в гостеприимстве был немыслим, и даже недостаточная заботливость со стороны хозяев, принимавших гостя, считалась позором: в старину такого человека судили и наказывали. Гость занимал самое почетное место за столом. Его угощение составляло целый ритуал. Столики с едой переходили от более почитаемых лиц к менее почетным и, наконец, выносились за пределы кунацкой, где поступали в распоряжение женщин и детей. Если подавался целый баран, то мясо распределялось согласно положению участвующих в пиршестве. Голова и лопатка, как лучшие части, предлагались гостю. Хозяин был обязан не только кормить гостя во все время пребывания его в доме, но и снабдить всем необходимым на дорогу. Кунака обычно принимали не в гостиной, а в жилом доме хозяина семьи. Неписаный этикет требовал, чтобы каждая семья имела кунака другой национальности, который считался другом семьи и на которого распространялись брачные запреты. Кунацкая служила местом пребывания всей мужской части семьи. Неженатая молодежь мужского пола ночевала в кунацкой, если там не было гостей. Черкесы в доме обычно почитали порог и очаг.

Обязанности кунака были значительно шире, чем просто хозяина, так как куначество требовало установления особых отношений типа побратимства. Союз этот скреплялся совместным питьем из чаши, в которую бросали серебряные монеты или настругивали серебряные стружки с рукоятки кинжала. Часто после этого следовал обмен оружием. Такой союз заключался на всю жизнь.

Усыновление считалось приемом в род с возложением на принятого всех обязанностей и прав как по отношению к роду в целом, так и к усыновившей его семье. Обряд усыновления состоял в том, что усыновляемый должен был публично трижды коснуться губами обнаженной груди своей названой матери. Прикосновение губами к груди женщины служило достаточным основанием для усыновления и в других случаях. К этому часто прибегали кровники. Если убийца любым способом – силой или хитростью – касался груди матери убитого, то он становился ее сыном, членом рода убитого и не подлежал кровной мести.

Хотя формально право мести распространялось на весь род, ее осуществляли ближайшие родственники убитого. В большинстве случаев она заменялась выплатой скотом, предметами вооружения. Размер выплаты определялся сословной принадлежностью убитого. Примирения можно было также достигнуть воспитанием убийцей ребенка из рода убитого.

Весьма своеобразным был свадебный черкесский обряд, который состоял из ряда обычаев, растягивавшихся в прошлом не на один год. Существовал обычай похищения невесты. Даже если оно совершалось с ее согласия – из желания уменьшить размер калыма (выкупа за невесту), избежать расходов на свадьбу или из-за несогласия родителей, – то и тогда неизбежно вызывало ссоры, драки между родными девушки и похитителями и часто приводило к ранениям и убийствам. Как только молодой человек делал свой выбор, он договаривался о цене за девушку с ее отцом. Выкуп чаще всего состоял из кольчуги, сабли, ружей, лошадей и нескольких быков. После заключения соглашения жених вместе со своим другом увозили девушку в жилище одного из приятелей или родственников, где ее поселяли в комнате, предназначенной для супругов. Здесь она находилась, пока родные жениха заканчивали приготовление к свадьбе. Здесь же происходило и оформление брака. Со дня привоза невесты жених уходил в дом к другому своему товарищу и посещал невесту только вечерами.

На следующий день после увоза невесты ее родители отправлялись к родителям жениха и, изображая гнев, требовали сообщить причину тайного похищения. Обычай требовал не показывать, что соглашение о свадьбе было достигнуто ранее. На следующий день начиналась свадьба, на которую собирались все родственники и друзья. Одни сопровождали жениха, чтобы еще раз похитить невесту, а другие мешали им сделать это. Все участники свадебной процессии изображали баталию, во время которой невеста появлялась в дверях дома, поддерживаемая двумя подругами. Жених бросался вперед и уносил ее на руках. Молодые девушки заводили победную песню, а все «сражавшиеся» объединялись и сопровождали жениха и невесту. Свадьба продолжалась пять-шесть дней, но жених не присутствовал на ней.

Перевоз невесты в дом жениха сопровождался различными обрядами, джигитовкой и скачками. За невестой отправлялись отобранные из числа односельчан и родственников жениха мужчины и девушки. Девушки оставались при невесте и ухаживали за ней до окончания свадьбы. Привозили невесту обычно на свадебной арбе. Невесту вводили в специальную комнату, где ставили на тахту, и выбирали девушку, чтобы снять с ее головы шарф. В день перевоза невесты устраивали угощение для всех присутствовавших на свадьбе. При этом старшие мужчины находились в одной комнате, а младшие – в другой.

Жених оставался у своего приятеля до окончания свадьбы, и только после ее завершения устраивали обряд возвращения молодого мужа в свой дом. Новобрачный при возвращении должен был совершить обряд «примирения» со своими родными: ночью он являлся в родной дом и получал от отца и старших мужчин селения угощение. Через два-три дня для него устраивался обед, на котором присутствовала мать и другие женщины.

Комната для новобрачных была у черкесов священной частью жилья. Около нее не разрешалось громко разговаривать и выполнять хозяйственную работу. Спустя неделю после пребывания в этой комнате молодой жены совершался обряд введения ее в большой дом. Новобрачной, закрытой покрывалом, давали смесь из масла и меда и осыпали орехами и сластями. После свадьбы она уезжала к своим родителям. По прошествии некоторого времени (иногда только после рождения ребенка) жена возвращалась в дом супруга и начинала принимать участие во всех хозяйственных работах новой семьи. В течение супружеской жизни муж посещал жену в их общей комнате только ночью. Днем же он находился на мужской половине или в кунацкой.

В свою очередь, жена была полновластной хозяйкой на женской половине дома. Муж вообще не вмешивался в домашнее хозяйство.

Родильный обряд черкесов включал в себя ряд мер, направленных на то, чтобы обезопасить беременную от злых духов. Будущая мать должна была соблюдать многочисленные запреты, в том числе не раздувать огня и не ходить на кладбище. Когда мужчине сообщали о том, что он будет отцом, он покидал дом и появлялся там в течение нескольких дней только ночью. Через две недели после родов совершался обряд укладывания ребенка в колыбель, к которому обычно приурочивали наречение имени новорожденному.

Явными отголосками традиционных древних верований были изображения на могильных памятниках предметов, которые могут понадобиться покойному в потустороннем мире. Человек, убитый молнией, считался избранником бога и хоронился особым образом. Почетные похороны ждали даже животных, погибших от молнии. Эти похороны сопровождались плясками и пением, а щепки от дерева, пораженного молнией, считались целебными.

Многие религиозные обряды были тесно связаны с сельским хозяйством. К их числу относились прежде всего обряды вызывания дождя во время засухи. Жертвоприношениями отмечались начало и конец сельскохозяйственных работ.

Черкесская община очень торжественно, с участием всего населения аула и с приглашением уважаемых людей других аулов, отмечала завершение пахоты и сева. Женщины готовили праздничные мясные блюда, сладости и хмельные напитки. Все это в день праздника привозили в поле.

В фольклоре центральное место занимают сказания на общеадыгские сюжеты, нартский эпос. Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джегуакlуэ). Распространены песни-плачи, трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Развито искусство сказителей и исполнителей песен (джэгуакlуэ). Распространены песни-плачи (гъыбзэ), трудовые и шуточные песни. Традиционные музыкальные инструменты — шыкlэпщынэ(скрипка), бжъэми (свирель), пхъэцlыч (трещотка), различные бубны, на которых играли руками и палочками. В конце XVIII века получила распространение гармоника.

Черкесские поговорки: «Шапсуг не любит жечь порох», «смерть наездника в бою — плач в его дому, а потеря оружия — плач в целом народе», «настоящий воспитанный джигит должен покидать застолье с тем, чтобы сразу смог бы присутствовать ещё раз за таким же угощением».

Черкесы в прошлом не имели профессиональных музыкантов. Песни передавались из уст в уста. Певцы выступали перед зрителями не только как вокалисты, но и как сказители и музыканты, за что пользовались большим уважением. Черкесы слагают свои песни и с большим мастерством исполняют их во время семейных и религиозных праздников. Существуют героические, трудовые, бытовые и исторические варианты песен. Короткие частушки, часто сатирического содержания, поют обычно на вечеринках в зимнее время.

Наиболее распространены у черкесов парные танцы под гармонику и трещотку или хлопанье в ладоши, а также танец типа лезгинки – исламей, в котором упражняются с малых лет. Для девушки (замужние женщины не танцуют) танцы – смотр ее красоты, изящества, наряда. Первый выход на танцы является как бы признанием совершеннолетия девушки. Танцы устраивают по случаю свадьбы, во время вечеринок и на общих праздниках. Танцевальные мелодии многочисленны и разнообразны. Народные музыкальные инструменты: скрипка, различные бубны, на которых играют руками и палочками, а также гармоника. Играют на ней главным образом черкешенки, тогда как на всех других национальных инструментах – только мужчины.

Высказывания о черкесах

… Черкес проворный
Широкой степью, по горам,
В косматой шапке, в бурке чёрной,
К луке склонясь, на стремена
Ногою стройной опираясь,
Летел по воле скакуна,
К войне заране приучаясь.
Он любовался красотой
Одежды бранной и простой:
Черкес оружием обвешен,
Он им гордится, им утешен:
На нём броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный –
Все тот же он; все тот же вид
Непобедимый, непреклонный…

— А. С. Пушкин «Кавказский пленник»

Он поднял светлое чело,
Смотрел и внутренно гордился!
Что он ЧЕРКЕС, что здесь родился!
Меж скал незыблемых один,
Забыл он жизни скоротечность,
Он, в мыслях мира властелин,
Присвоить бы желал их вечность.

— М. Ю. Лермонтов. Исторический очерк об Измаиле
Атажукине, поэма «Измаил - Бей». 1832.

Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза…

Есть три качества, которые в этих краях дают человеку право на известность - храбрость, красноречие и гостеприимство; или. острый меч, сладкий язык и сорок столов.

Рекомендуем ознакомится: http://russiaandyou.com