Урок зоологии в 7 классе на тему: Класс Костные Рыбы. Общая характеристика

Урок зоологии в 7 классе на тему:

Класс Костные Рыбы. Общая характеристика.

Цель: ознакомиться с основными особенностями организации костных рыб, их внешним строением.

· обучения – закрепить знания учащихся о внешнем и внутреннем строении рыб, продолжить формирование этих знаний на примере костных рыб;

· развития – развивать умения применять ранее полученные знания в новой ситуации, внимание, логическое мышление;

· воспитания – воспитывать бережное отношение к природе, работая с живыми аквариумными рыбами.

Оборудование и материалы: живые аквариумные рыбы, таблицы «Внешнее строение рыб» и «Внутреннее строение рыб», инструктивные листы к лабораторной работе. лупы, тестовые задания, проверочные карточки.

Базовые понятия и термины: жаберные крышки, плавательный пузырь, чешуя, костный скелет, жабры, один круг кровообращения, почки, мочевой пузырь.

Концепция урока: познакомить учащихся с основными особенностями класса Костные рыбы. Обратить внимание на наличие костного скелета и черепа с челюстями. В качестве характерной черты класса рассмотреть наличие жаберных крышек, чешуи и плавательного пузыря. Указать на тесную связь органов дыхания и пищеварения. Строение кровеносной, выделительной и нервной систем подобно их строению у Хрящевых рыб.

Методы: наглядные, практические, словесные, метод наблюдения.

Структура и содержание урока:

I.Организационный момент.

1. Фронтальный опрос:

· Кто такие Хрящевые рыбы?

· На какие отряды разделяется этот Класс? (Акулы и Скаты)

· По какому признаку выделены эти отряды?

· Как устроены покровы тела Хрящевых?

· Как устроены их жабры?

· Почему акулы «никогда не спят» и всегда находятся в движении?

2. Одновременно идет работа на карточках (3 учащихся), в которых нужно вставить в тексте пропущенные слова (приложение 1).

3. Игра «Третий лишний»:

На доске написаны группы слов, в которых нужно найти лишний термин и дать объяснения, почему он лишний.

хорда почки головной мозг плавательный пузырь

скелет сердце мозжечок плавник

клоака вены позвоночник хвост

Итак, назовите особенности Класса Хрящевые рыбы. (Нет плавательного пузыря, есть клоака, нет жаберных крышек, скелет хрящевой, кожа голая с плакоидной чешуей).

III.Изучение нового материала.

(рассказ учителя с элементами беседы)

1. Кто такие костные рыбы? (вопрос к учащимся и резюме учителя)

Выявим особенности их строения, опираясь, на ранее изученный материал.

2. Особенности внешнего строения и форма тела :

· Как и у Хрящевых рыб, тело костных разделено на три отдела: голову, туловище и хвост.

· Плавники и их функции.

· Покровы тела. Кожные железы.

3. Лабораторная работа № 9: Особенности внешнего строения Костных рыб.

Помощником послужит стр.122 учебника (текст и рисунки).

Пользуемся инструктивным листом во время работы. (Приложение 2) Записываем в тетрадь наблюдения и делаем выводы о приспособленности рыб к условиям обитания.

4. Особенности внутреннего строения костных рыб .

Необходимо отметить, что пищеварительная, нервная, выделительная и кровеносные системы такие же как у Хрящевых рыб. (Кратко обсуждаем, какие именно).

· Плавательный пузырь – вырост пищевода.

· Дыхательная система. Наличие жаберных крышек.

· Скелет череп мозговой отдел

· Перечислите, какие вы знаете органы чувств? (особенности органов чувств)

Тестирование (приложение 3). Каждый неправильный ответ – -1 балл.

Ключ к тесту:(написан на обратной стороне) доски. 1б, 2б, 3в, 4а, 5в, 6а, 7а

Проверяем и сдаем учителю.

V. Домашнее задание. § 33. Творческое задание: какие виды рыб обитают в Черном море?

Предлагаем рефераты на тему:

1. Акулы и Скаты.

2. Глубоководные рыбы.

3. Обитатели коралловых рифов.

7 клфамилия ученика

ТЕМА . ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ

Задание:вставьте пропущенные в тексте слова:

Хрящевые рыбы распространены в водоёмах. Скелет у них полностью состоит из. У этих рыб нет, поэтому каждая жаберная щель открывается самостоятельным отверстием. Отсутствует у рыб этого класса также и пузырь. Оплодотворение у этих рыб. Класс Хрящевые рыбы делится на отряды.

Приложение 2 Инструкция к лабораторной работе.

Внешнее строение рыб.

ЦЕЛЬ: на примере костных рыб изучить особенности внешнего строения рыб, выявить, какие из этих особенностей являются признаками приспособленности к жизни в воде.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: ручная лупа, живые аквариумные рыбы, таблицы, учебник, инструктивный лист для выполнения работы .

В ходе работы записать наблюдения в тетрадь.

Рассмотреть внешнее строение рыбы и найти отделы тела. Подвижно или нет соединена голова с туловищем? Какое это имеет значение? Рассмотрите строение плавников, их расположение и движение, когда рыба плывет или стоит на месте. Какие плавники парные, а какие непарные? Найдите боковую линию, ноздри и глаза и рассмотрите строение чешуи. Подумайте, какое значение имеют органы чувств для рыбы? Какую окраску тела имеет рыба? Почему спина окрашена в более темные тона, чем брюшко? Проследите за движением жаберных крышек и рта. Зарисуйте рыбу и укажите основные части ее тела. Сделайте выводы о приспособленности рыб к водной среде обитания.

по теме КОСТНЫЕ РЫБЫ

Парными органами у рыб не являются:

Б) ротовое отверстие;

В) грудные плавники;

«Боковая линия» – это:

А) элемент маскировки;

Б) чувствительный орган;

Чтобы уменьшить трение о воду:

А) есть плавательный пузырь;

Б) рыба работает плавниками;

В) кожные железы выделяют слизь;

У всех рыб имеются:

Б) четырехкамерное сердце;

В) плавательный пузырь;

К органам дыхания рыб относятся:

В) жаберные лепестки;

У рыб отсутствуют:

Профессии: Гуманитарии

Рекомендуем ознакомится: http://pandia.ru