Еще несколько лет назад это принимали за хулиганство: граффити на вагонах метро, задержания и обвинения в вандализме. Никто не воспринимал творчество «художников» всерьез, власти устраивали слежки, обыски домов и мастерских. Только к концу XX века стрит-арт находит своих приверженцев и поклонников, а в начале XXI — становится полноценным видом художественного искусства, со своими выставками, аукционами и идолами. Сегодня многие работы уличных художников могут посоревноваться в стоимости с картинами известных живописцев.

В апреле 2011 года состоялось одно из самых значимых событий для стрит-арта. культурной жизни США и Лос-Анджелеса, в частности. В Музее современного искусства была открыта первая выставка уличных работ под названием «Art in the street».

Выставка стала одним из самых популярных и посещаемых мест, уже за первую неделю ее посетили 20 тысяч человек, она была освещена во всех местных и многих мировых СМИ. Именно здесь бывшие противники «хулиганского» искусства изменили свое мнение и выразили свое признание граффити как явления. Стрит-арт стал разрешенным ругательством, которое вырвали из уличного сленга и поместили в толковый словарь. По мнению музейщиков, все экспонаты, перенесенные со стен домов в галереи, заслуживают уважения и признания. Вопрос только в том, насколько это было необходимо самим представителям стрит-арта. ведь они никогда не нуждались в успехе и признании.

История стрит-арта

Не будем размышлять, откуда произошли истоки, и кто первый взял в руки баллончик, лучше поговорим о распространении стрит-арта. Родиной его считается Нью-Йорк, именно там появились первые пионеры Julio 204 и Taki 183.

В 1970-х годах начиналось все с примитивных автографов на стенах домов их района, после чего распространяется по всему городу. Как и в каждом искусстве начали появляться пародисты, а после все новые и новые художники, которые дабы отличаться от общей массы стали придумывать более сложные формы и рисунки.

В это время в Нью-Йорк приезжает Blek le Rat, который знакомиться с уличными художествами и увозит эту идею на родину в Париж. Там он отходит от стандартов подписей и начинает использовать трафарет, ставший со временем одним из главных инструментов всех художников. Blek le Rat становится основополагающей фигурой с искусстве стрит-арта. по словам самого известного представителя уличной живописи Бэнкси, именно он стал отцом современных тенденций. Его работы по сей день можно встретить на улицах, а в 2006 году состоялась персональная выставка в Лондоне.

К середине 1970-х годов на улицах Нью-Йорка появляются более зрелые граффити, нарисованные первыми полноценными художниками Ли Киньонесем и Жан-Мишель Баскиа. Киньонес разрисовывает целые составы метро в родном Нью-Йорке и попадает на первую в истории стрит-арта выставку в Вашингтоне, в 1981 году. В тоже время Батискиа является одним из самых первых признанных стрит-художников. работы которого в настоящее время можно приобрести за 14 и более миллионов долларов.

Случай с Батискиа стал скорее неординарным для культуры стрит-арта. да и сам он вскоре все больше отдалялся от хулиганского рисования и примыкал к неоэкспрессионизму. Искусство улиц тем временем шло дальше и становилось все более дерзким и вызывающим. Переломным моментом стали 1990-е года, когда все больше мастеров стали отказываться от «стандартного» граффити. Теперь на улицах можно было встретить огромное разнообразие выражения мысли и идеи — трафареты, постеры, стикеры, видеоарт и даже инсталляции. С этого периода начинается время Бэнкси, Ces53, Шепарда Фейри, 108, Space Invader и многих других.


Художники стиля стрит-арт

Главной отличительной чертой всех деятелей стрит-арта является полная анонимность. Художники, рисуя свои произведения на улицах, пытаются донести определенную мысль до масс, высмеять какой-либо строй или явление, заставить задуматься над происходящими событиями, но далеко не ознакомить миллионы со своей личностью. Порой это явление доходит до фанатизма.

Самой скрытной и недосягаемой фигурой на сегодняшний день является Бэнкси. За его творчеством следит весь мир, его произведения продаются на аукционах за баснословные деньги. Дома, ставшие его полотном, взлетают в цене в десятки раз. Его фильм «Выход через сувенирную лавку» номинировался на «Оскар», но максимум информации, которая о нем известна, - это английское происхождение и место рождения в Бристоле. Его работы в большей степени сосредоточены в Англии, Лос-Анджелесе и Израиле. Работы всех мастеров, которые стали успешны на поприще стрит-арта имеют ряд действительно художественных особенностей. Они оригинальны, несут определенный смысл, остроумны и действительно талантливы. Сами того не подозревая и не желая, художники становятся успешным коммерческим проектом, на котором зарабатываются огромные суммы денег.

Также одним из наиболее известных художников нашего времени является Шепард Фейри. Его работа “Obey”, на которой изображен рестлер Андре Гигант, стала широко узнаваемой на улицах. И не последнюю роль сыграл постер «Hope», нарисованный Шепардом специально для предвыборной компании президента США Барака Обамы.

Хотя если взглянуть на общую массу участников движения стрит-арт. можно понять, что эти две личности скорее исключения из правил. Многие узнаваемые художники не являются знаменитостями. Хотя их рисунки можно встретить по всему миру (космические захватчики Space Invader и др.), они признаны, как публикой, так и арт-галереями.

Места для стрит-арта

Как и любое другое искусство, стрит-арт сосредоточен в культурных столицах — Нью-Йорк, Париж, Лондон. Благодаря Бэнкси в этот список вошел еще и Бристоль. Вторыми по распространению уличных картин являются Лос-Анджелес, Берлин и ряд итальянских городов. Неординарное место распространения стрит-арта — это Буэнос-Айрес. Именно здесь власти прониклись значимостью этого явления и не только не преследуют мастеров, но и всячески поощряют их искусство. Стрит-арт преследует самые разнообразные цели — политическая агитация, самовыражение, высмеивание режимов, донесение идей и множество других. Но при всем этом это наиболее современное и наиболее отвечающее нынешним тенденциям искусство, которое позволяет вынести шедевры из галерей и музеев и максимально приблизить их к общественности.

Стрит-арт невозможно обвинить во лжи, он не претендует на качество, меру его художественности определяет исключительно зритель. Художники вышли за рамки общепризнанных правил, они отказались от критики, они сделали из обычных людей экспертов, и ждут только их оценок. Многие знаменитые лица мировой культуры уже сейчас согласились, что стрит-арт ушел далеко вперед от живописи и современного традиционного арт-сообщества.


ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!

Стрит-арт искусство улиц ▲

Рекомендуем ознакомится: http://anysite.ru