Синагоги Акко

Тунисская синагога «Ор Тора »

Синагога «Ор Тора» («Свет Торы») была основана в 50-х годах ХХ века в память о древнейшем еврейском «доме собраний» появившемся, согласно местной традиции, почти 2.5 тысячи лет назад на о. Джерба, что у побережья Туниса.

Бытует мнение, что первыми жителями этого острова были потомки колена Звулуна, добравшиеся сюда с Земли Израиля ещё во времена Давида и Соломона. Там они основали «Харт эль-кабира» — «Большой квартал». После разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э. сюда переехали левиты – священники Храма Соломона — и построили «Харт эль-Заира» — «Малый квартал». Рядом с ним и была воздвигнута синагога, наверное, самая известная в Северной Африке, и, согласно местному поверью – самая древняя в мире. А одной из её достопримечательностей стали, согласно другой версии, двери Иерусалимского Храма, привезенные беженцами из Земли Израиля. Следующей волной еврейской эмиграции на о. Джерба стали иудеи, прибывшие сюда после подавления Титом антиримского восстания в 70-м году н. э. В настоящее время в деревушке Эр-Рияд на острове Джерба существует синагога, выстроенная в 1920г. фундаменты и фрагменты стен которой историки действительно датируют 6-м веком до н. э.
Основателем и бессменным руководителем аккской синагоги является почётный житель города, новый репатриант из Туниса Цион Баадаш, репатриировавшийся в Израиль в 1955г. Сначала синагога размещалась в комнате одного из местных жителей, затем её прихожанами был приобретён старый продуктовый склад, который, после капитального ремонта был превращён в «дом собраний».

Сегодня «Ор Тора» представляет собой монументальное четырёхэтажное здание (построено в 1965г. по проекту архитектора А. Маклера), включающее центральную синагогу (на втором этаже), где, кроме субботних и праздничных молитв, отмечают торжества совершенолетий и свадеб, работающие по будним дням малую синагогу и учебное заведение — бейт-мидраш (на первом этаже), а также специальное помещение для женщин. Необычность этого сооружения заключается в том, что все его стены и потолки украшены мозаиками, а окна – великолепными витражами.


Окружающая синагогу ограда состоит из восьми арок, в шести из которых находятся металлические полотна (работы мастера по металлу А. Эдри) на следующие библейские сюжеты (с соответствующими цитатами из Ветхого Завета): пророк Иона во чреве кита, войны Иуды Маккавея, жертвоприношение Авраама, сошествие Моисея с горы Синай со скрижалями завета, бой Давида и Голиафа, Самсон, раздирающий пасть льва. В верхней части арок — изображения семисвечника-меноры, находившегося в Иерусалимском Храме, скрижалей завета с десятью заповедями, шофаров, светильников, музыкальных инструментов и многих других еврейских символов. В боковых арках можно увидеть также изображение государственного флага Израиля; богато декорированы и двое парадных ворот, ведущих на подворье синагоги. Фасад здания украшен мозаикой, сюжет которой повествует о событиях, связанных с 40-летним пребыванием народа Израиля в Синайской пустыне.

На полу холла первого этажа находятся мозаичные изображения животных, птиц и растений Земли Израиля, а его мозаика на потолке посвящена Иерусалимскому Храму. Стены этого помещения украшены мозаиками и витражами на библейские сюжеты, а также Мишны и Талмуда, картинами, рассказывающими о еврейских святынях Иерусалима, изображениями древних и современных израильских монет (увидеть их можно также и в других помещениях синагоги).
Потолок синагоги на первом этаже представляет собой символическую географическую карту Страны Израиля и её еврейских святынь. Сюжеты мозаик на стенах посвящены временам года, семи главным растениям Земли Обетованной, иерусалимским древностям, а также городу Акко и его окрестностям. Есть в этом помещении также шкаф со свитками Торы, над которым с помощью своеобразно орнаментированных букв ивритского алфавита, написано «Из Сиона выйдет Тора» (Кн. Пророка Исайи, гл. 2:3), а также богато инкрустированное деревянное «кресло Илии-пророка».

Стены лестничного пролёта, ведущего на второй этаж, украшены мозаиками на такие библейские сюжеты, как вознесение Илии-пророка на небеса на огненной колеснице и его соревнование на горе Кармель со жрецами финикийского бога Ваала, сон Иакова, сражение Давида с Голиафом, война Гидеона с медианитами и др. Есть здесь также карта Земли Обетованной, цитаты из Ветхого Завета, имеющие отношение к городу Акко.

Весь верхний этаж занимает главная синагога, в центре которой, как и положено в восточных еврейских общинах, бима – возвышение для различных религиозных церемоний. В стене зала, обращённой в сторону Иерусалима, находятся семь ниш со шкафами, в которых хранятся старинные и современные свитки Торы в дорогих футлярах. Шкафы предваряют богато украшенные серебряной инкрустацией дверцы. Каждая ниша посвящена особому событию или теме. Так, сюжеты на дверцах одной из них расказывают о еврейских общинах мира, на другой — об Армии Обороны Израиля, третья посвящена памяти жертв Катастрофы европейского еврейства в годы 2-й Мировой войны. Стены парадной синагоги украшены многочисленными мозаичными полотнами с сюжетами, посвящёнными еврейским святыням Земли Израиля: пещере Махпела в Хевроне, гробнице Рахели в Вифлееме, Стене Плача в Иерусалиме, могиле рабби Меира Бааль а-Нес в Тверии, усыпальнице рабби Шимона бар-Йохая на горе Мерон и многим другим. Здесь же расположены тексты молитв, а также памятные таблички и светильники с именами людей, пожертвовавших средства на строительство синагоги «Ор Тора». Сюжеты многочисленных витражей посвящены еврейским обрядам, библейским рассказам, государственным праздникам Израиля, растениям Земли Обетованной, символам родов войск Армии Обороны Израиля. Купол этого зала со свисающей с него ажурной люстрой украшен мозаичными изображениями знаков Зодиака (копия мозаики из древней синагоги Бейт-Альфа в Изреельской долине) и символов колен израилевых. Здесь размещены также витражи с видами израильского парламента – Кнессета, Стены Плача, гробницы Рахели, пещеры праотцов в Хевроне, башни Давида в Иерусалиме, главной иерусалимской синагоги и Иерусалимского Храма, древней синагоги в Джербе, главной синагоги столицы Туниса, синагоги «Ор Тора» в Акко, государственного флага страны со звездой Давида и герба с менорой-семисвечником. В этом помещении постоянно горят порядка четырёхсот свечей в память жертвователей средств на синагогу, а четыре свечи на восточной стене зажжены в память жертв Катастрофы европейского еврейства, солдат, павших в войнах государства Израиль, политических лидеров страны. Со стороны выхода из этого помещения изображены стены и ворота Иерусалима и текст из 136-го Псалма царя Давида: «Если я забуду тебя, Иеруса¬лим, забудь меня, десница моя».

На стенах лестничного пролёта, ведущего в женскую часть синагоги находятся мозаики на библейские сюжеты: пророк Даниил в львином логове, бой Гидеона с медианитами, сон Навуходоносора, возвращение в Сион после вавилонского плена и строительство 2-го Храма, скиния Завета. Здесь же находятся карты передвижения и остановок колен Израилевых на пути из Египта в Землю Обетованую, Страны Израиля с размещением на ней колен Иакова (при этом, Иерусалим представляет собой изображение из церкви поселения Мейдва в Иордании). Есть здесь также карта Европы с обозначением на ней стран, еврейские общины которых были уничтожены в годы 2-й Мировой войны, концентрационных лагерей и мест массовых казней, а также Северной Африки (в том числе Туниса и о. Джерба).
Мозаичные картины на стенах женской половины синагоги «Ор Тора» рассказывают истории женских образов Ветхого Завета: Сарры, Ривки, Леи, Рахели, Моавитянки Рут, царицы Эстер. Потолок этого зала украшен мозаикой, сюжеты которой повествуют о роли и месте женщин в еврейской традиции.

Посещение синагоги «Ор Тора» возможно с воскресенья по пятницу с 9.30 до 12.30.
По субботам и дни еврейских праздников она закрыта.
Экскурсии по синагоге возможны по предварительной договорённости по тел. +972- (0) 4-9915-979, +972- (0) 4-9818451.

Эта синагога назвается «Оэль хаим» в память известного итальянского каббалиста, драматурга, поэта и моралиста раввина Моше Хаима Луццато (1707—1747), прожившего в Земле Израиля последние четыре года своей жизни и умершего в Акко во время эпидемии чумы. Есть мнение, что именно он был инициатором основания этой синагоги. Существуют также утверждения, что название синагоги связано с именем Хаима Фархи (о нем у нас отдельный рассказ), немало поспособствовавшего для её успешного существования.
Внутреннее помещение синагоги разделено на три части небольшими арочками, свет в него проникает через небольшие квадратные окошки на крыше здания. При этом зимой и вечером помещение освещалось светильниками, подвешенными к потолку. Отдельно проходили молитвы сефардских, отдельно ашкеназийских евреев.
В связи с тем, что это сооружение не предназначалось для синагоги, вход в неё расположен с восточной стороны, отсутствует отгороженное от главного зала помещение для женщин. Согласно традиции итальянских синагог (а раввин Моше Луццато родом оттуда), место, с которого произносятся проповеди, расположено не в центре зала (как положено у ашкеназийских и сефардских евреев), а возле стены, в которой находится ниша со шкафом со священными свитками торы. Именно так устроены синагоги на родине Луццато в Падуе и в Венеции, где он долго жил и работал.
Синагога «Оэль хаим» была оставлена евреями после арабских беспорядков в1929г. В 1950г. в ней вновь возобновилась служба. При этом, название её стало ассоциироваться с. именем первого президента государства Израиль Хаима Вейцмана.

Синагогу можно посетить по предварительной договорённости по тел. +972- (0) 4-651-98-13 и +972- (0) 50-5377-132.

Из книги шотландского миссионера Джона Вильсона «Библейская земля» о его путешествии по Палестине в 1843г.

«Агент английского консульства в Акко М. Пинези передал нам информацию о месте и побеспокоился о съёме для нас жилья в монастыре францисканцев.
12 мая 1843г. Господин Пинези, сам еврей, представил нас евреям Акко, и среди них двум их руководителям. Эта община очень мала: она состоит из тридцати семей и насчитывает от 125 до 150 человек. Как мне было доложено они заняты изготовлением оливкового масла, пряжей хлопковых изделий, разводением овец, изготовлением кадил, рыболовством и производством сладостей. Все они — евреи восточного происхождения, в их распоряжение находится одна единственная маленькая синагога, открытая 19 лет назад, и при ней школа, которую посещают два десятка учеников. 3-4 из них читают на иврите. Иногда эту общину посещают евреи из других поселений страны. Им неизвестно ни об одном йеменском еврее, который когда-нибудь путешествовал по их земле, но они видели евреев из других мест. Они немало страдают от турецких властей, а также от нападений христианского населения. Один из них был недавно серьёзно ранен в драке с последними.»

Рекомендуем ознакомится: http://www.israel-gid.org