Города

Москва. Кремль.

Арсенал

19 июля 1701 года на Боровицком холме неистовствовал пожар, уничтоживший дворец, храмы и даже запасы в погребах. После пожара образовались пустыри. На одном из них Петр решил построить Арсенал. 12 ноября 1702 года он повелел «от Никольских ворот до Троицких всякое по правую сторону строение ломать… …и на том месте строить вновь Оружейный дом, именуемый Цейхгауз», по собственноручно вычерченному им плану.

Арсенал строился поочередно несколькими архитекторами. Сначала работы возглавили архитекторы М. Чоглоков, Д. Иванов и Х. Конрад. В 1706 году из-за войны со Швецией строительство затормозилось, и после еще нескольких перерывов (связанных с указом, запрещавшим строительство каменных зданий где-либо, кроме Санкт-Петербурга) было завершено лишь в 1736 году. С 1731 года строительством руководили фельдмаршал Б.-Х. Миних и архитектор И. Шумахер.

В конце концов величественное здание было закончено. Самое большое сооружение Москвы того времени заняло северный угол территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями. Оно положило начало укрупнению масштаба строительства в Кремле. Знаменитый архитектор Василий Иванович Баженов написал: «Грановитая палата хороша, но с Арсеналом сравниться не может».

В 1737 году очередной пожар сильно повредил здание, выгорели все деревянные перекрытия. Его восстановление было проведено только в 1786-1796 годах. Эта работа была поручена архитектору М. Казакову и инженеру А. Герарду.

Монументальное здание Арсенала прекрасно сочетается с древним Кремлем. Его нижний этаж расписан так, что кажется сложенным из каменных глыб. Гладкие стены на огромном протяжении фасада прорезаны редкими спаренными окнами, подчеркивающими мощь стен. Эти окна со стесанными внешними откосами и полуциркульными заверениями верха известный художник и искусствовед И.Э. Грабарь назвал «пленительной находкой, не имеющей ни одной аналогии в мировой архитектуре».

В 1812 году, перед отступлением из Москвы войск Наполеона, Арсенал был взорван. В результате все здание получило сильные повреждения, а северо-восточный торец был разрушен до фундамента. Восстановление по проекту архитекторов А. Бакарева, И. Мироновского, И. Таманского и Е. Тюрина продолжалось с 1814 по 1828 год.


Величественное здание Арсенала отвечало своему назначению – славить доблесть народа и силу его оружия. В нем Петр I предполагал сделать хранилище «всякого воинского оружия [российского] и воинских трофеев». Сохранился приказ смоленскому воеводе Петру Салтыкову, гласивший: «В Смоленске мозжеры [мортиры] и пушки медные и железные и всякие воинские сенжаку [знаки] осмотреть и описать и буде явятся которые под гербами окрестных государей, а именно Салтанов Турских и королей Польскаго и Свейскаго [шведского], взятые на боях, где воинским случаем, и те все собрав взять к Москве и для памяти на вечную славу поставить в новопостроенном Цейхгаузе». На некоторых из привезенных орудий были интересные надписи. Так, на орудии, принадлежавшем польскому королю и полководцу Стефану Баторию, по-латыни написано: «Я Василиск прикосновением разрушаю крепкие стены, 1581 г.».

Кроме старинных российских и древних трофейных орудий у Арсенала установлено более 800 орудий, завоеванных у армии Наполеона. На них тоже есть интересные надписи. Так, на пушке, отлитой в Пруссии, есть девиз: «Последний довод короля». На итальянской пушке написано: «Бог мне ее дал, горе тому, кто ее тронет». Эти кичливые надписи приятно читать, ибо они отлиты на пушках, захваченных у армии-завоевательницы.

После 1812 года в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 году сюда были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. После сноса в 1960 году старой Оружейной палаты сюда же перенесли и русские пушки, установленные на лафетах. В настоящее время орудия являются экспонатами Музеев Московского Кремля.

В самом здании Арсенала сейчас размещаются казармы и административные службы Комендатуры Кремля.

Города

Лучшее

Книги

Рекомендуем ознакомится: http://prorossiu.ru