Ансамбль древнего Казанского Кремля

Введение

Удивительную власть имеют над человеком архитектурные памятники прошлого. Уже самим фактом существования на том месте, где были созданы, они утверждают убедитель-ность и достоверность исторических событий, связывают воедино века прошедшие с сегод-няшним днем. Безмолвные свидетели прошло-го, они -- яркие письмена каменной летописи нашей Родины.

Не потому ли так много говорят сердцу сооружения Казанского кремля? Не потому ли идет о них слава, как об одном из замеча-тельных архитектурных ансамблей Поволжья?

Живописно, широко и раздольно раски-нулся Казанский кремль на высоком холме, с двух сторон окруженном водой. Издалека видны его белые стены, башни, церкви. Ве-щественным символом Казани вонзается в небо краснокирпичная башня Сююмбеки.

История архитектуры Тата-рии до настоящего времени ос-тается одной из мало исследо-ванных областей науки. Осо-бенно, это касается памятников рядовой городской застройки XVIII - начала XX b.

В результате многочисленных войн были разрушены практически все архитектурные соору-жения Булгарии и Казанского ханства. До нас дошли лишь самые скудные сведения о монументальных средневековых постройках и немногочисленные руины, которые и до настояще-го времени не изучены в доста-точной степени специалистами. Все это не позволяло исследо-вателям зодчества уверенно су-дить о чертах культовой архи-тектуры средневекового По-волжья и связно представить себе этапы развития на протяжении последних пяти веков.

Целью данной работы является анализ архитектуры древнего кремля города Казани.


Перед нами ставятся следующие задачи:

- дать краткое описание казанскому кремлю;

- дать описание башням кремля: Спасской, Тайницкой, Башне Сююмбеки;

- дать описание Благовещенскому собору;

- выявить влияние различных культур на архитектуру Казани.

В данной работе мы использовали литературу по данной тематике. Интересна книга Бобченко Т. Казань. Здесь дается краткое описание не только Кремля, но и всех основных достопримечательностей Казани: мечети, университет, пощади Казани, а также подробно изложена Казань литературная.

В книге Халитова Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII- начала XIX в. рассказано о традициях татарской и русской архитектуры и их взаимосвязи. Проанализированы архитектурно-планировочные особенности культовых зданий города. Рассмотрено влияние бытового уклада, социальных процессов и исторических событий на формирование архитектуры Казани. Выявлены национальные и интернациональные особенности.

В книге Ханзафарова Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность) подробно автор остановился на башне Сююмбеки. Здесь описывается история возникновения башни, автор предлагает несколько вариантов раскопок.

1. Архитектурный ансамбль древнего Кремля

2. Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур

Архитектура Казани, крупней-шего российского города, гу-бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та-тарской. Насколько тесно пере-плелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния, пока еще трудно судить, потому что временной границей нашего исследования является первая половина XVIII в. в то время как истоки культурных взаимосвязей среды неволжской и русской культур уходят в домонгольскую эпоху, активно развиваются в золотоордынское время и в период Казанского ханства 11 Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. - Казань: Титул, 2000. - с.119.

K моменту присоединения Среднего Поволжья к Россия в середине XVI в. здесь уже существовала развитая архитекту-ра, базировавшаяся на богатых местных традициях, насчитыва-ющих к тому времени более чем пятисотлетнюю историю. Развиваясь на границах мусульманского мира, своеобразная булгаро-казанская архитектура представляла собой самую север-ную ветвь средневекового вос-точного зодчества. Традиции та-тарской архитектуры воздейст-вовали на сложение своеобраз-ной архитектуры Казани, проя-вившись в ряде градострои-тельных, композиционных и де-коративных особенностей ее русской части. В свою очередь, русское зодчество воздейство-вало на архитектуру феодаль-ной верхушки татарского об-щества, находившейся в тесной связи с русской администрацией. Середина XVIII в. стала пере-ломным моментом, началом ка-чественно нового этапа развития татарской архитектуры. Его характерной чертой было вступ-ление в тесный контакт с рус-ской культурой и, как следст-вие, активное восприятие эле-ментов прогрессивной западно-европейской культуры. Решаю-щую роль в формировании сти-левого и образного решения зданий стали играть русские ар-хитекторы, татарам отводилась роль заказчика, в той или иной мере диктовавшего свои условия и воздействовавшего на творческий процесс проектиро-вания.

Архитектурное окружение, национальная принадлежность за-казчика и сама земля, где воз-никали эти постройки, способст-вовали выявлению их своеобразия в контексте культуры, их породившей.

В определенной степени воз-действовали на сознание зод-чих и заказчиков также и сох-ранившиеся памятники средне-вековой архитектуры, почитав-шиеся местным населением как священные 11 Памятники древней истории Волго-Камья. - Казань: АН Татарстана, 1994. - с.55.

. В то же время экономическая и политическая зависимость татар от России, их активное участие в экономи-ческой жизни страны с неиз-бежностью разрушали межна-циональные перегородки, спо-собствовали взаимодействию на-циональных культур.

Произведением национальной архитектуры можно считать зда-ние, специально для данного наро-да предназначенное. Любое талантливое и оригиналь-ное произведение, воздвигнутое на той или иной национальной почве и социально для данного народа предназначенное, со вре-менем непременно станет частью данной национальной культуры, в каких бы взаи-моотношениях с местными тра-дициями оно ни находилось.

Архитектура татарских байских домов и мечетей обрела стилевые характеристики барок-ко и классицизма, сохранив традиционные особенности пла-нировки. В культовой архитек-туре местные традиции прояви-лись в сохранении традиционно-го типа мечети и выражения ее отдельных элементов через формы булгарского зод-чества.

В деталях декора частично применялись мотивы татарского народного искусства. Таким об-разом, присущие русской ар-хитектуре этого периода стиле-вые особенности были восприня-ты и своеобразно трансформиро-ваны архитектурой татарской од-новременно с русской, ступив-шей на путь западноевропейской ориентации. Классицизм был принят татарским обществом в той его части, которая не проти-воречила его эстетическим и ре-лигиозным чувствам, и частично отвергнут. Образцовый проект 1829 г. на татарскую мечеть оказался тупиковым путем раз-вития для монументального зод-чества, не прижились в архитектуре домов портики, колоннады, изображения людей и жи-вотных. Совокупность общих, особенных и единичных признаков содержания и формы элемен-тов городской застроили казан-ских татар второй половины XVIII - первой трети XIX в. можно квалифицировать как со-вокупность признаков своеоб-разной городской архитектуры казанских татар этого периода, своим внешним обликом и внутренней организацией отра-жавшей сильное русское влияние и обладавшей более или менее устойчивыми национальными особенностями в рамках обще-российских архитектурно-ху-дожественных направлений того времени.

Заключение

Широкой публике неизвестны ни стили-стические особенности город-ских зданий казанских татар, ни принципы сочетания нацио-нальных традиций с привнесен-ными элементами европейской культуры. Неизвестны, следова-тельно, и критерии оценки со-хранившихся архитектурных па-мятников в условиях современ-ного города, необходимые при решении, проблем сохранения ха-рактерных участков застройки и отдельных уникальных соору-жений.

В прямой зависимости от правильного решения вопроса о степени национального свое-образия памятников архитекту-ры казанских татар находится судьба многих памятников ста-рины. Решения его ждут архи-текторы и художники, от рабо-ты которых зависит облик со-временной архитектуры Татарстана.

Новые явления, привнесенные извне, со време-нем непременно становятся ча-стью данной национальной куль-туры. История зодче-ства есть также история взаимо-отношений людей -- архитекто-ров, заказчиков, строителей с обществом. Эти взаимоотно-шения определяли условия ра-боты зодчего в прошлом. Социальные требования татарского заказчика с неиз-бежностью диктовали архитектурно-планировочные, образные и декоративные решения иные, чем в русской архитектуре, что было обусловлено своеобрази-ем его мировоззрения, в том числе и религиозного.

Историческая обстановка, когда в Среднем Поволжье в XV--XVVI вв. происходили бур-ные исторические катаклизмы и активные военные действия, была крайне неблагоприятной для памятников архитектуры. Период расцвета средневеково-го булгаро-татарского зодчест-ва после разгрома Казанского ханства сменился временным упадком традиций монумен-тального зодчества. Новая та-тарская архитектура формиро-валась на корнях местных тра-диций, вбирая в себя черты культур многих народов По-волжья.

Литература

1. Бобченко Т. Гарзавина А. Синицына К. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1970. - 207с.

2. Гафаров И. А. Перелистывая страницы истории. - Казань: Каз. пед. ун-т, 1996. - 77с.

3. Казань. Времен связующая нить / Л. И. Девятых и др. - Казань: Титул, 2000. - 279с.

4. Памятники древней истории Волго-Камья. - Казань: АН Татарстана, 1994. - 137с.

5. Халитов Н. Х. Памятники архитектуры Казани XVIII-начала XIX в. - М. Стройиздат, 1991. - 191с.

6. Ханзафаров Н. Г. Символы Татарстана (мифы и реальность). - Казань: ФИКЕР, 2001. - 133с.

7. Ханзафаров Н. Г. Башня Сююмбеки в свете истории и мифологии // Идель. - 1990. - №9. - с. 12-16.

Рекомендуем ознакомится: http://revolution.allbest.ru