Архитектура — это материально-пространственная среда, искусственно создаваемая человеком, которая противостоит природе, но при этом должна сочетаться с окружающей средой, дополняя ее, органично вписываясь в окружающее пространство.

Архитектура или зодчество (лат. architectura от др.-греч. αρχι — старший. главный и др.-греч. τέκτων — строитель. плотник ) — искусство проектировать, строить здания и сооружения (также их комплексы).

Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями.

Архитектура позволяет выполняться жизненным функциям общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей. Предметом работы с пространством является и организация населенного места в целом. Это выделилось в отдельное направление — градостроительство, которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Архитектура занимается созданием архитектурной среды.

Архитектурная среда — совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики (СП 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», МДС 31-10.2004).

Городское пространство подсознательно и напрямую влияет на человека. Архитектурная среда, образующая городскую структуру, информирует и направляет большие массы людей. Существует ряд общих закономерностей сенсорного восприятия среды, которые могут использоваться как психологический инструмент для манипулирования восприятием наблюдателя.

При этом цели управления восприятием различны – от территориальной манипуляции до абстрактного символизма. Выстраивая сценарии и алгоритмы, среда задает поток информации, программирующей поведение человека, его потребности, мышление и настроение.

Наилучшим плацдармом для проникновения установок в поведенческие реакции людей в архитектурной среде являются коммуникационные узлы города .


В современных тенденциях развития городов такими узлами стали многофункциональные комплексы. объединяющие важнейшие институты города и формирующие универсальные пространства.

Источниками возникновения негативных и программирующих информационных потоков могут являться как стационарные объекты среды (конфигурация здания, пространственные соотношения, пропорции, семиотика), так и временные (рекламные носители).

Примером визуального состояния среды многофункционального комплекса. негативно воздействующей на человека, являются гомогенные и агрессивные поля, например, такие как образуемые фасадами со сплошным остеклением. Помимо эстетических составляющих, реакции и поведение людей также регламентированы и подчинены функциональным особенностям архитектурной среды. Манипуляторами поведения могут выступать различные ориентиры, доминанты, художественно-выразительные объекты.

Многофункциональные комплексы. являясь центром сосредоточения городской жизни, могут влиять на сознание и подсознание людей, насыщая среду смысловыми и образными концепциями, фокусируя внимание на объектах коммерческой и идейной пропаганды. Большое воздействие на поведение человека в подобных местах оказывают рекламные носители. Рекламная продукция являет собой поток информации, призванный формировать потребности – социальные, духовные, идеологические, материальные.

Универсальность среды комплексов используется для создания универсальной подосновы, где все компоненты и их свойства – от плоскостей фасадов до технических пространств – используются рекламой и включаются в нее в качестве структурной единицы. Традиционные способы прямой рекламы (щиты, растяжки) мешают эстетическому восприятию зданий и сооружений. Современные методики ambient рекламы размывают границы между архитектурной средой и продвижением товара. Окружающая среда подчиняется уже не эстетической, а потребительской логике восприятия. Уменьшается возможность спрятаться от программирующего воздействия среды, принижается роль человека в регулировании его собственных нужд и реакции.

Таким образом, информационные потоки, проносящие сквозь сознание посетителей комплексов, остановить практически невозможно, но с использование в архитектурной среде интерактивных технологий позволяют увеличить степень участия людей в конфигурировании окружающего пространства.

Интерактивные свойства архитектурной среды могут придать многофункциональным сооружениям «живой» характер, а человеку – роль соавтора среды: с одной стороны, он преобразует состояние формы, а с другой – получает обратную реакцию. Обратная связь начинает работать благодаря механизмам, которые, учитывая поведение человека, позволяют ему:

осуществлять процесс «разговора» со средой;

изменять цвет, свет, текстуру, фактуру, прозрачность поверхностей;

самому выбирать первичную позицию в конфигурации пространства.

Архитектурная средамногофункциональных комплексов – это сложный механизм, программирующий человеческое восприятие на различных уровнях, а интерактивность выступает как эффективный способ осмысления и участия в этих программах. Интерактивность гуманна по своей диалоговой природе. Проекты интерактивного взаимодействия создают устойчивую и положительную коммуникацию с наблюдателями. Фильтрация неблагоприятной информации производится различными гаджетами, инсталлированными в объекты среды или рекламные носители. Ощущение комфорта рождается благодаря активной роли человека в формировании окружающей среды.

Использование интерактивных технологий в проектировании и эксплуатации многофункциональных комплексов способствует модификации логики восприятия окружающего пространства из потребительской в пользовательскую, а также модификации самой городской среды.

Архитектурную среду можно подразделить на 3 компонента:

  • Здания и сооружения;
  • Решения пространства внутри здания и вокруг него;
  • Природные элементы.

ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ

Здания в зависимости от назначения подразделяются на гражданские, промышленные и сельскохозяйственные.

К гражданским относят здания, предназначенные для обслуживания бытовых и общественных потребностей людей. Их разделяют на жилые (жилые дома, гостиницы, общежития и т. п.) и общественные (административные, торговые, коммунальные, спортивные, учебные, культурно-просветительные и др.).

Промышленными называются здания, сооруженные для размещения орудий производства и выполнения трудовых процессов, в результате которых получается промышленная продукция (здания цехов, электростанций, здания транспорта, склады и др.).

Сельскохозяйственными называются здания, обслуживающие потребности сельского хозяйства (здания для содержания скота, животных и птиц, теплицы, склады сельскохозяйственных продуктов и т.п.).

Перечисленные виды зданий отличаются по своему архитектурно-конструктивному решению и внешнему облику. В зависимости от материала стен здания условно делят на деревянные и каменные. По виду и размеру строительных конструкций различают здания из мелкоразмерных (кирпичные здания, деревянные из бревен, из мелких блоков) и крупноразмерных элементов (крупноблочные, панельные, из объемных блоков), монолитные.

По этажности здания делят на одно- и многоэтажные.

Важным техническим требованием к зданиям является пожарная безопасность, которая означает комплекс мероприятий, уменьшающих возможность возникновения пожара и, следовательно, возгорания конструкций здания.

Применяемые для строительства материалы и конструкции делятся на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Конструкции здания характеризуются также пределом огнестойкости, т.е. сопротивлением воздействию огня (в часах) до потери прочности или устойчивости либо до образования сквозных трещин или повышения температуры на поверхности конструкции со стороны, противоположной действию огня, до 140 0 С (в среднем).

По огнестойкости здания разделяются на пять степеней в зависимости от степени возгорания и предела огнестойкости конструкций. Наибольшую огнестойкость имеют здания I степени, а наименьшую V степени. К зданиям I, II и III степеней огнестойкости относят каменные здания, к IV – деревянные оштукатуренные, к V – деревянные неоштукатуренные здания. В зданиях I и II степеней огнестойкости стены, опоры, перекрытия и перегородки несгораемые. В зданиях III степени огнестойкости стены и опоры несгораемые, а перекрытия и перегородки трудносгораемые. Деревянные здания IV и V степеней огнестойкости по противопожарным требованиям должны быть не более двух этажей.

Решение пространства внутри здания и вокруг него .

Внутреннее пространство — длина, глубина, высота, естественный свет.

Внешнее пространство — площадка перед входом, автостоянка, пешеходная зона, зона отдыха и т.д.

Природные элементы. входящие в той или иной степени в искусственно созданную среду (нормы на озеленение, сохранение уже существующих растений).

Ландшафтная архитектура — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Формирование комфортной и эстетически полноценной среды осуществляется с помощью природных материалов (рельеф, вода, растительность и т.д.) и архитектурных сооружений, при этом предполагается сохранение существующих и создание искусственных пейзажей, проектирование систем озеленения и рекреационных зон. В отличие от садово-паркового искусства сфера ландшафтной архитектуры значительно шире, она состоит в организации многих компонентов пространственной среды жизнедеятельности человека.

В строительной практике различают понятия “здание” и “сооружение”.

Сооружением принято называть все, что искусственно возведено человеком для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.

Зданием называется наземное сооружение, имеющее внутреннее пространство, предназначенное и приспособленное для того или иного вида человеческой деятельности (например, жилые дома, заводские корпуса, вокзалы и т.д.).

Таким образом, понятие “сооружение” как бы включает в себя понятие “здание”.

В практической деятельности принято все сооружения, не относящиеся к зданиям, относить к так называемым инженерным сооружениям. Другими словами, сооружения предназначены для выполнения сугубо технических задач (например, мост, телевизионная мачта, туннель, станция метро, дымовая труба, резервуар и т.д.).

Внутреннее пространство зданий разделяется на отдельные помещения (жилая комната, кухня, аудитория, служебный кабинет, цех и др.). Помещения, расположенные на одном уровне, образуют этаж. Этажи разделяются перекрытиями.

В любом здании можно условно выделить три группы взаимно связанных между собой частей или элементов, которые в то же время как бы дополняют и определяют друг друга: объемно-планировочные элементы, т.е. крупные части, на которые можно расчленить весь объем здания (этаж, отдельные помещения, часть здания между основными расчленяющими его стенами и др.); конструктивные элементы, определяющие структуру здания (фундаменты, стены, перекрытия, крыша и др.); строительные изделия, т.е. сравнительно мелкие детали, из которых состоят конструктивные элементы.

Проектирование зданий и сооружений должно отвечать определенным требованиям:

  1. Функциональные требования (радиус обслуживания и т.д.).
  2. Технические требования (по трем критериям теории надежности: безотказность, долговечность и ремонтопригодность).
  3. Эстетические, архитектурно-художественные требования (внешний и внутренние виды).
  4. Экономические требования (стоимость, сроки окупаемости и т.д.).

Любое здание должно отвечать следующим основным требованиям:

  1. функциональной целесообразности, т.е. здание должно полностью отвечать тому процессу, для которого оно предназначено (удобство проживания, труда, отдыха и т.д.);
  2. технической целесообразности, т.е. здание должно надежно защищать людей от внешних воздействий (низких или высоких температур, осадков, ветра), быть прочным и устойчивым, т.е. выдерживать различные нагрузки, и долговечным, т.е. сохранять нормальные эксплуатационные качества во времени;
  3. архитектурно-художественной выразительности, т.е. здание должно быть привлекательным по своему внешнему (экстерьеру) и внутреннему (интерьеру) виду, благоприятно воздействовать на психологическое состояние и сознание людей;
  4. экономической целесообразности, предусматривающей наиболее оптимальные для данного вида здания затраты труда, средств и времени на его возведение. При этом необходимо наряду с единовременными затратами на строительство учитывать и расходы, связанные с эксплуатацией здания.

Главным из перечисленных требований является функциональная или технологическая целесообразность. Так как здание является материально-организованной средой для осуществления людьми самых разнообразных процессов труда, быта и отдыха, то помещения здания должны наиболее полно отвечать тем процессам, на которое данное помещение рассчитано. Следовательно, основным в здании или в его отдельных помещениях является функциональное назначение.

Все помещения в здании, отвечающие главным и подсобным функциям, связываются между собой помещениями, основное назначение которых – обеспечение движения людей. Эти помещения принято называть коммуникационными. К ним относятся коридоры, лестницы, вестибюли, фойе, кулуары и т.п.

Таким образом, помещение должно обязательно отвечать той или иной функции. При этом в нем должны быть созданы наиболее оптимальные условия для человека, т.е. среда, отвечающая выполняемой им в помещении функции.

Качество среды зависит от таких факторов, как пространство для деятельности человека, размещения оборудования и движения людей; состояние воздушной среды (температура и влажность, воздухообмен в помещении); звуковой режим (обеспечение слышимости и защита от мешающих шумов); световой режим; видимость и зрительное восприятие; обеспечение удобств передвижения и безопасной эвакуации людей.

Следовательно, для того чтобы правильно запроектировать помещение, создать в нем оптимальную среду для человека, необходимо учесть все требования, определяющие качество среды. Эти требования для каждого вида зданий и его помещений устанавливаются нормативными документами, регламентирующим проектирование и строительство зданий и сооружений.

Техническая целесообразность здания определяется решением его конструкций, которое должно учитывать все внешние воздействия, воспринимаемые зданием в целом и его отдельными элементами. Эти воздействия подразделяют на силовые и несиловые (воздействие среды).

При этом здание должно вписываться в окружающую среду, органично дополняя и организуя ее, создавая особое архитектурное пространство.

Архитектурное пространство — эстетическая категория, характеризующая свойства пространства, искусственно созданного с помощью средств архитектуры. Большое влияние на формирование содержания понятия архитектурного пространства оказал Платон. Его попытка найти онтологический статус геометрических объектов впервые приводит к понятию геометрического пространства — некоего среднего между идеями и чувственным миром. Формы четырех правильных многогранников (Платоновы тела) он приписывает частицам, из которых состоят элементы материи (земля, огонь, воздух и вода).

Многогранники Платона суть формы определенным образом организованного пространства. Более того, Платон подмечает, что все правильные многогранники состоят из равносторонних и прямоугольных треугольников. Эти два типа треугольников и есть, по Платону, предельные элементы или буквы мира вещей. Примером структурного космизма в платоновском смысле может служить здание Пантеона в Риме: диаметр купола равен высоте сооружения, в целом оно — шар, наполовину погруженный в цилиндр. Эта форма создала Пантеону славу модели мира и символа абсолютного совершенства. Архитектурной интерпретацией пифагорейско-платоновской традиции миропонимания служат геометрические начала архитектуры: канон «золотого сечения», различные теории пропорций и геометрических соотношений, т.е. всевозможные искания количественного, структурного выражения гармонии мира в искусственно создаваемых архитектурных пространств.

Для средневековья самым важным было соблюдение определенного порядка, определенной техники размышления и построения рассуждения. Это же будет основным и для представлений об архитектурном пространстве. Открытые еще античностью пропорции безусловно использовались в реальной практике средневековыми архитекторами, но уже не в качестве определяющего метода, а в качестве вспомогательного средства. Многие принципы схоластической философии были полностью воплощены в пластике средневекового собора.

В эпоху Возрождения начинает утверждаться мысль, что созданный Богом мир может быть несовершенен в конкретных своих проявлениях, выражается интерес к выявлению идеальных антропоморфных пропорций и к реальному воплощению их в архитектуре. В период Возрождения возникают идеи о необходимой обозримости архитектурных построений. Восприятие человеком архитектурного пространства должно быть упорядочено, организованно, направлено, акцентировано. Например, значимые здания в городе должны быть показаны наилучшим образом, со всех сторон их должно окружать художественно организованное архитектурное пространство.

Обращение к зрительному образу как основному критерию качества архитектурного пространства было характерным для этой эпохи. Многие мастера Возрождения пытались выяснить возможности корректировки зрительного восприятия. Сами по себе идеи упорядочения, геометризации городских планов возникли именно в эпоху Возрождения. Ренессанс стал поворотной точкой в эволюции представлений об архитектурном пространстве города в европейском художественном сознании.

Если для архитектуры Возрождения вся сила художественного воздействия архитектуры заключалась в статике сооружения, то далее в организации архитектурного пространства начинают преобладать представления о непрерывности, бесконечности иной, динамичной картины Вселенной. Отличительной чертой математики Нового времени является стремление понять природу движения, обусловленного формулировкой закона инерции. Самым простым в этом контексте, а значит, совершенным оказывается не круговое, а прямолинейное движение. В системе метафизических размышлений прямолинейность приобретает ценностный смысл: прямолинейное — хорошее (от Бога), криволинейное — дурное (от самой материи). В конце XVII в. представление о бесконечности прямой линии применялось как средство достижения художественного эффекта.

Второй важнейшей особенностью архитектурных построений Нового времени является осознание принципиальной возможности построения и восприятия больших А.п. по единой схеме, которая восходит к представлениям Декарта о том, что можно описать все в мире с помощью единой системы.

Методы королевской Академии архитектуры, открытой в Париже в 1671 г. складывались под влиянием Академии наук: дух исследования и познания причин явлений распространяет свое влияние и на архитектуру. Красота рассматривалась как один из аспектов архитектуры наряду с прочностью и удобством, и правила, касающиеся красоты, создавались таким же образом, как и предписания, касавшиеся прочности и удобства — путем логических рассуждений. (К середине XVIII в. мастерство составления плана считалось едва ли не главным достижением классической традиции во французской архитектуре.) Согласно правилам Академии, красота рассматривалась как функция геометрических компонентов архитектуры: чем более части формы удовлетворяют единым математическим условиям, чем меньше требуется допущений, тем прекраснее форма. Так определяемая красота архитектурного пространства считалась тождественной пониманию, которое достигается с помощью разумных правил соответствия пропорций архитектурного пространства реальным возможностям их наблюдения и восприятия. Декартовское положение о существовании единой системы описания мира предоставило архитектуре возможность описания и построения пространства как строгого, четкого, ясного для прочтения в процессе восприятия.

В дальнейшем в философские концепции архитектурного пространства вводится субъект, который наделяется все большими возможностями. Так, пространство для субъекта, по Канту, существует только в акте его восприятия и никак иначе. В дальнейшем ни философия, ни искусство уже не смогут игнорировать этот факт.

Многие идеи классической немецкой философии были активно восприняты романтизмом. Романтизм впервые наделяет город и его архитектурного пространства статусом субъекта. Будучи осознан как субъект, город наделяется соответственно всеми атрибутами субъекта: дуализмом души и тела, непредсказуемостью поведения, родовой памятью и пр. Отсюда сквозной мотив поиска «городской души», тянущийся от романтиков до Шпенглера и дальше. Впоследствии образ города, порожденный художественным сознанием романтизма, восстает против своего творца — уже XIX в. создает образы города-монстра, города-тирана, города-убийцы. (Например, классическая русская литература XIX в. дает немало ярких примеров противостояния города и человека.) Человек начинает мучительно искать формы контакта и сосуществования с так понимаемым городом.

Открытая философией проблематика субъекта оказывается определяющей для мыслителей XIX в. Кроме того, важно то, что середина XIX в. считается временем основания психологии как науки. При проектировании архитектурного пространства зодчий теперь учитывает самые разные психологические аспекты его восприятия.

В начале XX в. в философии вновь возникает интерес к описанию пространства как такового. Новое понимание пространства, оказавшее влияние на искусство XX в. дает М. Хайдеггер, определяя его как «высвобождение мест» для «человеческого обитания».

С учетом изменения представлений об архитектурном пространстве для градостроителя важно теперь не столько расположить в проектируемом пространстве правильно построенные здания, сколько предоставить определенные возможности для проживания человека. Основной задачей становится не навязывание какой-то идеальной схемы. архитектурное пространство становится операциональной категорией. Изменчивость становится характерной чертой любого представления об архитектурном пространстве.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М. ИНФРА-М, 2007, с. 37-39.

Рекомендуем ознакомится: http://tehlib.com