Кострома река (Костромка)* - левый приток Волги

Река Кострома протекает по Солигаличскому. Чухломскому. Буйскому. и Костромскому районам Костромской области. частью погранично с Любимским районом Ярославской области. Река Кострома судоходна с пристанями в городах Буй и Солигалич. После искусственного поднятия волжского уровня воды, прежнее устье Костромки было перекрыто дамбой и воды реки устремились в горьковское водохранилище **. Новое место впадения в Волгу образовалось ближе к Ярославлю.

* Образование славянским населением названий рек с помощью суффикса -ка от местных постмерянских гидронимов, было характерно для бывшей мерянской территории; иногда оно могло служить для различения одинакового названия реки и поселения (ср. г. Кострома и р. Кострома: реку местное население в отличие от города часто называет Костромка).

** Ниже это водохранилище в текстах и картах будем называть костромским

расшифровка указателей карты на пути реки

1 - Исток реки Кострома

3 - Бурдуково, Княжево,Верховье

5 - Верхний Березовец, Радионцево

6 - Горбово, Меледино, Федьково

7 - Дьяконово, Бендино, Юрецкое, Пирогово, Григорьево

8 - Маслово, Курилово, Починок, Афонино

11 - Орлово, Алёшино, Попово, Карганово, Заозерье

13 - Бугры, Исады

14 - Устье реки Костромы (Костромка) в г. Костроме

Река Кострома и ее приток Вежа-Галичская служили до средины XX в. главным образом для сплава леса.

Река Кострома в литературных публикациях

Л. П. Пискунов. Рукотворное затопление деревень водохранилищем. Когда образовалось море, нижняя Костромка оказалась глухой .

левые притоки реки

Андоба, Середневка, Шача, Руша, Печуга, Письма, Тёбза, Воймица, Займа, Вёкса, Мезенда, Княжица, Максимовка, Талица, Колонда, Доровица, Конногорь, Езань, Ковыш, Шелекша, Аниковка, Коряковка, Аниковка, Воча, Коица

правые притоки реки

Лукинка, Перья, Линда, оз. Сурское, Обнора, Каменка, Береговка, Секша, Элнать, Удгода, Ожоговка, Телепенка, Корега, Сохта, Шача, Кривец, Чёрная, Коченва, Шарновка, Монза, Пироговка, Боярская, Печенга, Торпас, Тутка, Серахта, Мечковка, Стрелица, Сельма, Светица, Борисовка, Шугома, Чёрная, Серахта, Мостовица, Узакса *

притоки костромского водохранилища

Соть, Касть, Вопша, Идоломка

* В настоящее время река отгорожена плотиной.

Костромское водохранилище на карте

Рукотворное море было создано в средине ХХ в. Водохранилище затопило часть богатой озёрами и реками низины размером примерно 40 на 20 км. С запада Касть, с севера Соть, с востока Идоломка протекали по этой низине и сливались, давая реку Узокса (Узакса), текущую на юг, где впадающую в реку Кострома, русло которой проходило с севера на юг восточнее перечисленных рек. В них впадало множество мелких рек и озёр разных размеров. // В. Пискунов


Steamboat on the river Kostroma. Параход Г.А Набатова «Григорий»

На берегу Волги чуть выше собора стояла пристань Товаро-пассажирского пароходства Набатова, небольшие однопалубные пароходы которого ходили по Костроме до Буя. Когда летом река мелела, иногда приходилось высаживать всех пассажиров на берег для уменьшения осадки парохода, для прохода мелкого места, после чего их снова загружали на борт и ехали до следующей мели. После 1905 года Набатов организовал местное сообщение до села Красное с остановками по всем населённым и дачным местам.

/Люди и нравы Старой Костромы. Сцены провинциальной жизни. Вып. 16/

Река Костромка на прежних фотографиях

Сергей Михайлович Прокудин-Горский

Вид на устье реки от Ипатьевского монастыря в сторону Волги.


Вид на Ипатьевский монастырь и Костромку со стороны Волги.

Возведен Ипатьевский монастырь в одном из наиболее живописных уголков Костромы. Это место костромичи издревле называли "стрелкой", где река Костромка впадает в Волгу. С появлением здесь монастыря место назвали "Ипатьевский мыс".

Река на современных фотографиях

любительские фотографии разных авторов
Вид на Ипатьевский монастырь и Костромку со стороны Волги.

Купальщица. Река Кострома. Фото ©Timur Pakelshikov

Кострома для язычников олицетворяла женское начало. Одновремено это была человеческая жертва богам.

Древние обряды похорон Костромы, связанные с "метанием в воду" жертв божеству подводно-подземного мира, непосредственно связанного с плодородием почвы, а, следовательно, и с предстоящим урожаем, проводились в середине лета на семик, на Купалу, когда хлеба начинали колоситься и окончательный хозяйственный результат сезона еще не был ясен.

Во временных трансформациях обряда кукла Костромы (или Купалы) заменила собою не божество Кострому (или Купалу)*, а человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону. /Рыбаков Борис Александрович /

* Правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях.

Описание живописных, бескрайних разливов здешних рек вспоминается из некрасовского «Деда Мазая». Современное водохранилище давно превратилось в излюбленное место отдыха не только костромичей. Сюда приезжают отдыхать из Ярославля и Москвы с удочками или грибными корзинами. Прежние деревни Спас и Вежи в наше время затоплены. Только остатки каменной церкви Спаса на возвышении служат естественным маяком для редких судов и моторных лодок. Вдоль старицы р. Костромы местами разрешена охота на утку.

River of Kostroma region: Russian River

Рекомендуем ознакомится: http://kostromka.ru