Кувшинка белая (белая водяная лилия) – Nymphea alba L.
Семейство кувшинковые – Nymphaeaceae

Другие названия растения:

балаболка, белая водяная лилия, белые курочки, водолей, водяной попутник, водяной цвет, водяная маковка, лапушник большой, нимфея, одолень-трава.

Название она получила в честь нимф, якобы обитающих, как и это растение, в воде.

Краткое описание кувшинки белой:

Кувшинка белая (белая водяная лилия) – это многолетнее корневищное водяное растение с плавающими листьями. Корневище ползучее, от него отходят округлые, крупные, с глубоко сердцевидным основанием листья. Верхняя сторона листьев зеленая, нижняя фиолетовая, благодаря красителю антоциану.

Цветоножки длинные, несущие красивые одиночные белые цветки, плавающие на поверхности воды. Они слабоароматные, с четырехлистной зеленой чашечкой и многочисленными белыми лепестками. Тычинки многочисленные, рыльце пестика лучистое, многораздельное. Плоды ягодообразные, зеленые, созревающие под водой. Цветет с конца мая по август.

Когда кувшинки растут на глубоких местах, в чистой, прозрачной, как хрусталь, воде, листья у них двоякого рода – низовые, погруженные в воду, сужены в длинные тонкие ленты. Черешки серединных листьев, в зависимости от глубины, бывают очень длинными, до метра и больше – они выносят листовую пластинку на поверхность воды.

Если же растение развивается не в воде, а на болотистых лугах, картина резко меняется – низовые листья становятся короткими, черешки серединных листьев (теперь они не в воде, а на воздухе) утолщаются, каналы в них сильно суживаются, из клеток кожицы развивается кора.

Плавающие на воде листья снабжены хорошо развитыми воздухоносными полостями – они видны простым глазом. Если же срез листа посмотреть под микроскопом, можно видеть в воздухоносных полостях интересные образования, напоминающие формой шипы колючей проволоки. Возможно, они защищают кувшинку от поедания улитками, а может быть, шипы служат фильтром – они расположены рядом с устьицами, через которые внутрь листа проникает воздух (а из листа происходит испарение влаги, выделение кислорода и углекислого газа). Может быть, они задерживают пыль и мешают частицам воды проникать внутрь листа.

Растение, живущее на воде, очень энергично испаряет влагу, поэтому на поверхности листа кувшинки огромное число устьиц – до 460 на каждом квадратном миллиметре (в среднем их бывает от 100 до 300). На всем листе кувшинки число устьиц превышает 11 000 000 – это мощная фабрика испарения влаги!

Вода, попавшая на лист кувшинки, быстро с него скатывается: листовая пластинка, за исключением тех мест, где находятся устьица, покрыта толстым восковым налетом. Кроме того, пластинка несколько приподнята в том месте, где находится черешок, а края листа чуть волнистые. Благодаря этому на пластинке имеются едва заметные углубления, и по ним при малейшем сотрясении, как с раскрытого зонта, скатываются капли воды.

Места произрастания:

Семейство нимфейных (кувшинковых), которому принадлежат помимо кувшинки желтая кубышка, виктория, эвриала, ондинея и барклайя, распространено очень широко. Род нимфея – космополит, его представители встречаются от лесотундры до южной оконечности Латинской Америки. Кувшинка белая достигает в европейской части России 68° с.ш. Она не страдает зимой от морозов и в промерзших водоемах сохраняет жизнеспособность. Кувшинка чисто-белая (Нимфея кандида) поднимается на высоту 500 м над уровнем моря.

Распространена в европейской части России (кроме Арктики), в южных районах Сибири, Приуралье, на Северном Кавказе, в Восточном Закавказье, в Беларуси.

Выращивание:

Кувшинки любят самые тихие, глухие, защищенные от ветра места озера – их листья не смогли бы справиться с потоками постоянно заливающей воды. Кувшинки часто встречаются среди тростников, играющих для них роль волнорезов.

Заготовка кувшинки:

С лечебной целью используют корневища с корнями, листья и цветки. Корневища и корни собирают осенью, листья и цветки – в июне – июле.

Химический состав кувшинки белой:

В корневищах содержатся алкалоиды (нимфеин, нуфаридин, лутенурин и др.), гликозид нимфалин, танины, 8% белка, крахмал (до 20%), сахароза, аскорбиновая кислота; смолистые, горькие, дубильные вещества (10%), органические кислоты, минеральные соли и др. Листья содержат флавоновый гликозид мирицитрин, дубильные вещества, щавелевую кислоту. Лепестки цветков содержат флавоноиды, кристаллический гликозид нимфалин, а также эукозан, кемпферол и кверцетин, карденомид, эфирное масло. В семенах содержатся дубильные вещества (1,1%), алкалоиды, карденомид, нимфалин, крахмал (47%), высшие жирные кислоты (8%), жирное масло.

Все эти действующие вещества формируют основу химического состава кувшинки белой (белой водяной лилии).

Фармакологические свойства кувшинки белой:

Фармакологические свойства кувшинки определяются ее химическим составом.

Цветки кувшинки белой обладают успокаивающим, снотворным, болеутоляющим, мягчительным и жаропонижающим действием.

Настои и отвары из корневища кувшинки белой используют в народной медицине при папилломатозе мочевого пузыря, как кровоостанавливающее, вяжущее и гипотензивное средство. Алкалоид нимфеин влияет на центральную нервную систему, а гликозид нимфалин оказывает снотворное, успокаивающее и болеутоляющее действие. Корневища и измельченные листья наружно использовали как противовоспалительное средство, а внутрь как вяжущее. Цветки употребляли в виде настоек и припарок как болеутоляющее, при невралгии, миалгии, от веснушек, загара, угрей. Внутрь – как гипотензивное, жаропонижающее, успокаивающее при гиперфункции половых желез.

Применение кувшинки в медицине, лечение кувшинкой:

Для утоления жажды у больных, как успокаивающее средство при излишней деятельности половых желез (в частности, при болезненных поллюциях) употребляют в качестве жаропонижающего средства настой цветков.

Как снотворное и успокаивающее средство от бессонницы используют настой цветов.

Для лечения опухолей различного происхождения применяются водные отвары и масляные вытяжки.

В Средние века кувшинка белая была признанным символом непорочности, а семена ее считались средством, обладающим противозачаточным действием, а также средством, умеряющим страсти, и в этом качестве предлагались обитателям монастырей.

Препараты из корневищ и корней способствуют уменьшению воспалительных процессов кожных покровов, а в измельченном виде применяются как наружное отвлекающее средство (наподобие горчичников).

К корням иногда добавляют и листья для усиления качества отвара. Такой отвар принимают от запоров, желтухи. Корни, отваренные в сусле, дают пить больным туберкулезом, а также кормящим женщинам для увеличения молока. Настойку из листьев употребляют при мочекаменной болезни. Отваром корней в пиве моют голову от выпадения волос.

Настой цветков используют в виде ванн и обмываний как наружное болеутоляющее средство.

Лекарственные формы, способ применения и дозы препаратов кувшинки белой:

Из корневищ с корнями, листьев и цветков кувшинки изготавливаются эффективные лекарственные препараты и формы, применяемые при лечении многих заболеваний. Рассмотрим основные из них.

Настой из лепестков кувшинки белой:

Заварить 1 стаканом кипятка горсть свежих лепестков цветков, настоять 1 ч, процедить. Принимать внутрь глотками для утоления жажды, при бессоннице и наличии лихорадки.

Настой из лепестков кувшинки белой:

Заварить 0,5 л кипятка 2 ст. л. свежих лепестков, настоять 1 ч и применять как косметическое средство.

Настой из лепестков кувшинки белой:

Заварить 500 мл кипятка 5 г цветков, настоять 1 ч, процедить. Принимать по 50 мл 4–5 раз в день при лихорадке, как успокоительное средство при повышенной половой возбудимости (в частности, при болезненных поллюциях), а также на ночь как снотворное и успокоительное средство.

Настой из лепестков кувшинки белой:

Заварить 500 мл кипятка 2 ст. л. свежих лепестков, настоять 30 мин, тепло укутав, процедить. Применять для ванн и промываний как болеутоляющее средство; как косметическое средство от угрей, загара, веснушек.

Свежие или сухие цветки кувшинки белой:

Обдать кипятком 2–3 ст. л. свежих или сухих цветков, завернуть в марлю. Горячие подушечки прикладывать к телу для уменьшения боли.

Настой лепестков кувшинки белой и цветков боярышника кроваво-красного:

Смешать равные количества лепестков кувшинки и цветков боярышника. Заварить 1 стаканом кипятка 2 ст. л. смеси, настоять 1 ч, процедить. Принимать по 1 ст. л. каждые 2 ч при сердечной слабости.

Листья кувшинки:

Измельченные листья кувшинки белой прикладывать к воспаленным местам для уменьшения воспалительных процессов.

Корни и корневища кувшинки:

Измельченные корни и корневища кувшинки применять как наружное средство наподобие горчичников.

Отвар лепестков кувшинки белой:

Заварить в 1/2 л кипятка 2 ст. л. свежих лепестков, кипятить 15 мин, настаивать 4 ч, процедить. Употреблять как косметическое средство.

Корневище кувшинки входит в состав сбора Здренко, применяемого официальной медициной как симптоматическое средство при некоторых злокачественных опухолях, гастритах и язвах желудка.

Противопоказания кувшинки белой:

Кувшинка ядовита, все растение содержит алкалоид нимфеин, а корневище еще гликозиды и дубильные вещества.

Внутреннее применение препаратов кувшинки белой требует осторожности и врачебного контроля.

Использование кувшинки в хозяйстве:

Поджаренные семена кувшинки используют как суррогат кофе. Из сухих корневищ получают муку, которую смачивают в воде, сушат, а затем используют для приготовления различных блюд и хлебобулочных изделий. Свежие вымоченные корневища едят в жареном и вареном виде.

Листьями, черешками и цветоножками кувшинки на Кавказе питается нутрия, корневищами – черепаха. Летом кувшинки составляют до 50% корма ондатры.

Кувшинка – растительный барометр – ее цветы раскрываются около 6 часов утра и закрываются к 18 часам.

Немного истории:

У древних народов кувшинки играли роль культовых растений. Ярко-красные цветы кувшинки красной (Нимфея рубра), родина которой Восточная Индия, использовали для венков, которые возлагали на фараонов Древнего Египта во время восхождения на престол. Венок символизировал божественное происхождение фараона. Стилизованное изображение кувшинки голубой (Нимфея церулея) с ярко-голубым цветком часто встречается на монетах, колоннах и могильных плитах Древнего Египта.

Белая водяная лилия – кувшинка, нимфея, – согласно древнегреческой легенде, возникла из тела прекрасной нимфы, погибшей от любви и ревности к юному Геркулесу, оставшемуся к ней холодным. Печальная нимфа, став цветком, как только взойдет солнце, начинает пристально вглядываться в даль: не появится ли Геркулес? Она смотрит до тех пор, пока туман не спустится на озеро.

И действительно, цветы кувшинки раскрываются в 6 утра, а закрываются около 6 часов вечера. Одновременно укорачивается цветоножка, и цветок прячется под воду, где и находится до утра, надежно защищаясь от ночной прохлады.

В старых германских легендах говорилось о нимфах-никсах, постоянно обитающих в прудах и озерах. Верхняя часть их тела прекрасна, нижняя – безобразный рыбий хвост. Они завлекают людей и тащат их на дно. Никсы – существа злые и коварные – это ведьмы, живущие в воде. В некотором роде кувшинка не менее коварна – она привлекает своей красотой, но иногда губит тех, кто заплывает слишком далеко: бывает, что неосторожный плавец запутывается ногами в ее стеблях и тонет.

Среди народов, восторгавшихся красотой белой водяной лилии, были римляне. Старинное итальянское предание по-своему объясняло ее происхождение. Ее цветы считали детьми красавицы Мелинды и болотного царя.

Обитавший в болотах Мареммы болотный царь был так уродлив, что никто не хотел выйти за него замуж.

Прослышал болотный царь, что близ болота стоит замок и в нем живет золотоволосая Мелинда, дочь одной старой знатной дамы. Он решил хитростью заманить красавицу к себе. Скоро представился подходящий случай. Одна из служанок Мелинды заметила на болоте невиданные до тех пор прекрасные желтые кубышки (желтые водяные лилии) и сообщила об этом своей госпоже. Мелинда очень любила цветы. Она спустилась с горы к самой трясине и была так поражена, увидев желтые кубышки, что отчаянно захотела их сорвать. Но они росли на середине болота, и дотянуться до них было невозможно. В отчаянии ходила Мелинда по берегу, не зная, как до них добраться. Вдруг она заметила старый, совсем черный пень и решила с него дотянуться до цветов. Но как только она на него ступила – пень ожил, схватил ее руками-корягами и потащил на дно: это был сам болотный царь.

Служанка, увидев, как погибла ее госпожа, побежала в замок рассказать об этом ее матери. Долго ходила на болото мать Мелинды и проливала горькие слезы. Как-то осенью, перед отлетом птиц на юг, подошел к ней аист и заговорил человечьим голосом:

– Не убивайся напрасно, дочь твоя жива. Ее похитил болотный царь, властитель этой Мареммы. Если хочешь получить от нее весточку, отправляйся к колдуну, который живет поблизости.

Колдун, получив в награду за гадание много золота, сказал:

– Зови твою дочь девять утренних и девять вечерних зорь по девять раз на том месте, где она утонула. Если она еще не стала женой болотного царя, он ее отпустит.

Мать звала Мелинду так, как велел колдун. Когда дошла, наконец, до последней, девятой вечерней зари, услышала голос из болота:

– Поздно зовешь меня, мама. Я уже жена болотного царя и должна остаться с ним навсегда. Скоро зима, и мы с мужем задремлем на ложе из тины до следующей весны. Говорю с тобой в последний раз, но летом я дам тебе знать, что жива и помню о тебе.

Когда наступило лето, мать снова отправилась на проклятое болото посмотреть, не подала ли дочь о себе весточку. Долго стояла и смотрела и вдруг видит: посреди чистого оконца на болоте поднялся на длинном стебельке дивный цветок – кувшинка. Разглядывая его чудесные белые лепестки, слегка зарумяненные утренней зарей, мать узнала цвет лица своей дочери. А многочисленные тычинки, наполнявшие его середину, были так же золотисты, как ее волосы. Мать поняла, что видит свою внучку.

В старину кувшинку белую называли одолень-травой. В заговоре на путь-дорогу говорилось: «Еду я из поля в поле, в зеленые луга, в дольные места, по утренним и вечерним зорям; умываюсь медвяною росою, утираюсь солнцем, облекаюсь облаками, опоясываюсь чистыми звездами. Еду я во чисто поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».

Ее вкладывали в ладанку и носили как амулет.

В немецких легендах русалки – ундины – ниже рангом, чем никсы, они в услужении у них, и тех, кто плохо служит, никсы превращают в белых лилий.

Индейцы Северной Америки рассказывали, что цветок кувшинки возник из искр, вспыхнувших на небе при столкновении Полярной и Вечерней звезд, споривших, кому обладать стрелой, пущенной в небо перед смертью одним великим индейским вождем.

Мацер Флоридус в своей книге «О свойствах трав» говорит о нимфее следующее:

Много болотная альга имеет названий.

Это – кастрюлька Венеры, нимфея иль мак, и последний

Прозвище носит «болотный» по месту его нахожденья:

Он на болотах растет, или там, где обилие влаги.

Продолговатую в листьях он голову держит над влагой,

Соединенную только лишь с корнем его над водою;

Сходен алый цветок с многочисленных лилий цветами,

Все же бледней он, и цвет у него не такой белоснежный.

Семя шафранного цвета средину цветка занимает;

Но зацветет, – и тогда принимает он круглую форму,

Так, как у черного мака, головки его вырастают.

Иль как у яблок, которым название дано матианских, –

Семя в них густо сидит и значительно шире по форме;

Глины обилие белой в ее аромате заметно.

Ветвь у нее не толста, черновата, легка и к тому же

Корень шершавый у ней, узловатый и черного цвета;

В пору осеннюю срезан, сухим сохраняется корень, –

Ведь порошок из него доставляет немалую пользу.

С чистым вином он целит селезенку и полость брюшную,

Принятый, он унимает и боль пузыря мочевого,

Если желудок болит – боль пройдет, коль наложишь припарку;

Так алопецию лечит и кожные также пороки

И, как известно, смягчает опухших текстул страданье.

Все это можно унять и семян постоянным принятьем,

И замедляет оно истечение спермы чрезмерной.

Та же нимфея, что корень намного белее имеет,

Действием лучше своим; принимать его следует так же

С черным вином, так как частью он вяжущей силой отмечен.

Частью же он наделен изгоняющей силой, – отсюда

Этот настой, говорят, возвращает здоровье желудку.

В Средние века цветы белых кувшинок символизировали непорочность и использовались как магическое снадобье для ее испытания: надо было незаметно положить в кушанье девушки желтые тычинки. Если девушка не девственна – впадет в состояние оцепенения.

Семена кувшинок как средство, усмиряющее страсти, имелись почти во всех монастырях, и особенно в большом количестве их употребляли удалившиеся от мира отшельники. Средневековые лекари верили, что целебная сила кувшинки проявится лишь в том случае, если растение сорвали вечером, сушили в тени на северной стороне и непременно в висячем положении.

additional informations

Рекомендуем ознакомится: http://www.fito-terapevt.ru