Чилик

Шелек (каз. Шелек) — село в Енбекшиказахском районе Алматинской области Казахстана. Административный центр Шелекского сельского округа. Находится примерно в 69 км к северо-востоку от центра города Есик. Код КАТО — 194083100.

После административно-территориальной реформы 1997 года утратил статус ПГТ, его новый статус был определён как село. До 1997 г. Шелек был райцентром Чиликского района Алматинской области, который вошёл в состав Енбекшиказахского р-на с центром в г. Есик.

Этимология название «Шелек» связана с зимовьем Шелека Баубекулы (1755 – 1816 гг) который находился в местности Коянды (Заячий), где 1861 году колониальные царские власти обосновал селение Зайцевское. 1921 году усилиями потомков Шелек батыра членом Алашординского правительства от Семиреченской области Садыком Аманжоловым и известным революционером Ахметжаном Чимбулатовым был возвращен прежнее название населенного пункта – Шелек, который впоследствии приобрел руссую транскрипцию Чилик. Шелек Баубекулы один из батыров который воевал против джунгарских захватчиков.Он призвал своих сородичей из рода Канлы к оседлой жизни. Построил арык (Шелектің арығы), которым жители поселка пользуется и сейчас.Его потомки живут до сих пор в поселке Шелек и в аулах Енбекшиказахского района.

Здесь родились и воевали против джунгарских захватчиков ХҮП веке знаменитые полководцы как Канлы Сарбука, Кыстык Шадай батыр. ХҮШ веке продолжали их славный путь батыры Ескене, Шелек, Малай, Жоламан, Малыбай, Назар, Койкелди и потомки Онтагара. Абылай хан 1765 году начал второй поход против киргизов отсюда.

Из аула Шелек вышли знаменитые люди, как революционеры Ахметжан Чимбулатов и Абдулла Розыбакиев, мать Д.А.Кунаева – Зауре Баировна Чимбулатова, депутат первого созыва Верховного Совета Казахской ССР Султан Орынтаев, Герои Советского Союза Толе Кенжебаев и Петр Вихрев, государственные и общественные деятели Умбетжан Нургазиев, Хусаин Бижанов, академик, профессор, писатель Марат Токашбаев, Директор Пограничных воиск КНБ РК Турганбек Станбеков, депутат Сената РК Акан Бижанов, Народный артист РК Гульвира Разиева, умелый руководитель, бывший аким Шелекского района Елеусиз Султангазиев и многие другие.

Всего 3 исправлений. последнее 13.02.2015 сделано Arnica из Подольска

Привет всем Чиликанам. Да все знают про ЧИЛИК. Потому все в студенческие годы работали осенью на сельхозработе по уборке табака.Привлекалось очень много городских,районных и сельских организацийи.Также привлекались все учебные заведения(институты,техникумы,ГПТУ,СПТУ) ПО УБОРКЕ ТАБАКА. Так, что УВАЖАЕМЫЙ МОДЕРАТОР не переживай.А лучше сделай слайд- альбом по ЧИЛИКУ! Что все ЧИЛИКАНЕ со всего мира увидели свой поселок,где они родились и провели свое детство!

26 сентября 2012

Какое сегодня население Чилика? Какие предприятия работают?Табак больше не выращивают?Как положение с известными Чиликскими помидорами?Как животноводство?Что вообще творится в аграрном секторе?Помогает ли депутат селу Чилик Абдрахманов Серик? Как пополняется бюджет? Вообще власти интересуются Чиликом,это же самый уникальный район во всем Казахстане и Средней Азии,имеющий несколько климатических природных зон?

Иностранец ip:5f3jjc38 0

Привет. Все заняты в основном своим частным бизнесом. Выращивают и помидоры и табак, но все равно не так как раньше было. При СССР было лучше и круче. Многих наших "старых родных" магазинов нет,кинотеатров тоже. Не знаю есть свои "+" и "-". Все равно прошлое не вернуть! А так всегда скучаю по нашему детству.

01 декабря 2014

А ты кто такой? Ты говоришь как будто жил в то время А эти архивы в свою угоду писали царские чиновники. В этих местах из покон веков жили казахи Уигуры и Дуньгане они пришлые.Все название местностей звучит по казахский начиная С Нарынкола кончая Саратова(Сарытау) А Шелек Баубек улы реалный персонаж в историй. Царская Россия нас специально Киргиз-Кайсаками что бы не путать нас с Казаками а Киргизов Кара Киргизами.Так что тебе уйгурском козлу нечего разссуждать про нашу историю.Рот свой зовали если что не нравится головы по отрезаем.

29 августа 2015

Кан Истор Наук ip:9uoc3k5f 0

Каждая история пишется в угоду тем правителям, которые царствовали на этой земле, да может с 19 века русские и возвели крепость, т.е. дали имя населенному пункту (как бы она не звучало), но факт остается фактом, земля казахского народа (нынешние правители еще полностью не раскрыли всю история края, так как очень маленький промежуток времени, может еще многое выявиться (поселения, урочища и т.д.), как происходит на пути автодороги Зап Китай - Зап Европа), и до этого здесь однозначно были батыры (откуда наименование реки Шелек) и была государственность (задолго до русских), не оседлая, а кочевая и полу - кочевая (ведь одно из определении государства - это властно-политическая организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления, а также устанавливающая правовой порядок на определённой территории, если даже границы были размыты), со своим культурным бытом, в перемешку в населенных пунктах на пути дороги с другими народами (тюркскими, китайцами, персами и т.д.), которые торговали своими товарами по пути. При советах все разговаривали на русском (также как я сейчас пишу на русском), но времена меняются, КАЗАХСТАН независим, пора переходит на казахский, это не нацизм, а необходимость (поймите правильно, земля-та казахского народа, Государство казахское, соответственно по Конституции Рес. Казахстан государственный язык казахский), и наименование необходимо говорить правильно по казахский (как в свое время эстонцы бились за произношение и писание своего города Таллин, а не в угоду советов Талин). Да, очень много мнений, иногда выходящие за пределы приличия, и очерняющие, но призадумайтесь, что творится в других странах с нац. меньшинствами (Китай, Россия, Турция), и что вытворяют со своим народом стоящие "на разных этапах" диктаторы близкие по менталитету нам (та же Россия (в какой то степени), Узбекистан, Туркменистан).

Вот типичный пример бескультурья. 21 век а рассуждения и тон как у диких племен--Кто к кому и зачем приехал. где кочевал.Вопрос в другом имея столько Батыров. считая себя Великими---Почему до вступления России в эти приделы--Казахские племена не имели не письменности не государственности.

07 декабря 2013

всем салам! Я с чилика! Живу на ip:6l46dms 1

Сабир Узарович Зайнудинов ip:cg7rjcl 4

Я хочу сказать, что сейчас историю переписывают так, как угодно титульной нации, не в обиду будет это сказано! Везде сейчас распространено в Казахстане давать названия посёлкам в честь своих родственников или предков, порой даже удивляешься, как оказывается много батыров у казахского народа! Никогда не слышал этой версии этимологии названия посёлка Чилик! Всю жизнь он был Чиликом и думаю название связано с рекой Чилик, а само слово как пишут в большинстве энциклопедий произошло от растений Чия или второй вариант, более распространённый на устах нежели на бумаге-это название произошло от уйгурского слова Челяк, то есть Ведро, так же как и Челябинск, это из-за географической особенности местности, посёлок как бы находится в котловине, в чаше, в низине, окружённый со всех сторон горами! И да, ответ выше, более детальный это более подтверждённый вариант, всё это отражено в архивах и в Чиликском краеведческом музее были данные, если их не сменили на новые! И помимо названных людей из Чилика много кто есть, просто это уже другая история!

Вы правы---названия села от названия реки Чилик--Да. я занимался архивами и в Музее работала моя род. Буханцова Галина Степановна--и поэтому ту написаную чуш без =особйх чуств= читать не могу--- Правильней было бы = этот этимологический опус= удалить.

И в архиве и в музее и в сознание людей внесена неразбериха,а Батыр Шелек существовал,читайте архивы в Урумчи,там обо всех врагах Джунгаров очень честно написано.

Майк тайсон ip:5qopo2pp 0

Ой смешно. как вам не стыдно название села происходит от растения Шилик которое растет в чилике .а такого батыра никогда не было.люди не придумывайте сказки и так то вся история наша придумаеа.

Привидение ip:1438es35 2

Придут в музей поставят пару щитов, камчу и чайник, и все готово тут издревле жили наши предки))) батыры. Кстати в Жаркенте так и сделали, в мечети Веливая.

Житель Чилика ip:145ldiq5 2

Соглашусь с Сабиром Узаровичем автор написал какую то ерунду. Сколько лет живу в Чилике сколько лет изучаю историю про таких батыров не слышал никогда. Да и не услышу потому что не было таких батыроа к казахского народа.

07 февраля 2014

Я тоже родом из Чилика, училась в Школе Кирова 8 лет, потом закончила в шк.Ленина, свое село ни на что не променяю. Всегда помню своих учителей Гласова Александра Сергеевича, Полину Трофимовну Попову, Тамару Хадыкину, Надежду Петровну по анг.яз. Людмилу Павловну, Валентину Кильсеевну. Сейчас, конечно, они на пенсии. Кому-то не нравится ветерок наш, а я иногда, живя в городе, так остро ощущаю нехватку ветерка особенно в летнюю жару. Про историю, что Шелек -это имя батыра никто никогда не говорил, наоборот считали, это название произошло от географического расположения. Привет всем чиликанам, вы молодцы, выживаете и живете в трудных условиях, но никому не жалуетесь, потому что никому нет дела до простого народа. Где газ, где канализация, дороги, на которые не обращает внимание акимат, но рапортует, что все сделано для народа.

Александр Сергеевич мой дедушка!как гордо и приятно,что люди помнят!

Я тоже живу в Чилике, тоже училась в школе Кирова-8лет,потом закончила в шк.Ленина в 1976 г. Очень хорошо помню своих учителей - своих учителей Гласова Александра Сергеевича, Полину Трофимовну Попову, Людмилу Павловну,Мастуру Ахметовну,Ткаченко Алексея Михайловича, Маю Абдулаевну, Венеру Умаровну. Я побывала во многих местах, но они ни в какое сравнение с Чиликом. Я тоже считаю что название Чилик произошло от места его географического расположения. И вообще в Чилике очень много разных наций и много метисов,и жили очень дружно. Вся смута из-за того что многие коренные жители уехали - приехали другие. Но несмотря ни на что Чилик живет и процветает.

09 февраля 2014

Всем привет. Я родилась в Чилике,только в силу сложившихся обстоятельств нам с мамой пришлось уехать(((( Хотелось бы узнать об отце, может кто-нибудь его знал. Коваль Леонид Васильевич, его маму звали Галина, еще у него была младшая сестра Наташа. это все что я о них знаю(((Пожалуйста если кто-то знает или знал их ответьте, заранее спасибо)))))

19 декабря 2015

Без никаСоседка ip:3ar6uuk6 0

Алена твой папа умер уже давно, навеное прошло лет 10 и бабушка тоже. Наташа уехала из Чилика, куда не знаю.

всем привет,кто нибудь знает Павла Тихоновича,он живет в Чилике,напишите пожалуйста.

11 февраля 2015

Хочу к нему поехать. Говорят отлично лечит желудок.

Павел Тихонович тел 87277626115

очень жаль, что мне так и не ответили((((((((((((( отзовитесь кто-нибудь.

08 августа 2014

леня коваль умер давно похоронен наместном кладбище жил возле гостиницы

может быть вы что-то знаете о его матери или сестре. вы были знакомы с ним.

подскажите гостиницу в чилике, срочно, пожалуйста

Эй вы комментаторы. Автор статьи совершенно прав! Учите историю! Не нравиться катитесь подальше где вас с нетерпением ждут. Какие же вы не благодарные! Молите Всевышнего что к вам относиться с пониманием. Тошно от ваших коментов. Шелек батыр был и есть и благодаря его подвиги ваши продаж ныне предки выжили.

13 августа 2014

07 декабря 2015

Рты закройте неблагодарные! Если б не гостеприимство казахов где бы Вы жили. У казахов вся история была на устах а другую часть на бумагах украли китайцы и Русские переписать на свой лад. У нас своя культура свой язык свой правитель и свое богатство. И батыров у нас много. Откуда вы люди с ограниченными знаниями могли видеть и слышать если вас не было на нашей земле. Кому не нравится можете валить. Казахи великий народ !

30 декабря 2015

Привет Чиликане. Вы почему спорите и клеймите один другого.Родина она и в Африке Родина-как бы вы не выражались.не засоряйте эфир.С наступающим новым годом.удачи всем и каждому в отдельности.

Алена здравствуйте!Кто такой Павел Тихонович.он со шк.им Кирова?

16 февраля 2016

Джумабаев М.\редактор\ ip:8dut1a8u 1

Дорогие земляки .Меня как казаха интеллигента образованного взрослого человека и гражданина возмущает с какой злостью и непониманием национальной не премиримостью и даже хамством пишутся здесь некоторые комментарии.Во первых конечно неверно подан первичный материал: на чем у автора основывается данная тема\кто автор и почему инкогнито-взялся писать пиши открыто\из каких официальных источников взята данная информация!?И вообще все факты указывают на то что писал человек не грамотный смешав .баев коммунистов и личные выводы Естественно ,то что название поселения произошло от наз. реки Чилик--Как Тургень Иссык Талгар Был период и русского названия-Зайцевское\но убрано в связи с *расказачиванием * в годы установления советской власти-а не по личной инициативе Чимбулатова\Теперь о *землях*-чьи они!?\какими землями обладала Золотая Орда или Османская империя -где они..на этих территориях другие государства и страны!Казахстану повезло-- волей судьбы или случая нам *благодаря* развалу и остались территории в тех границах что достались нам от Российской империи и Советского Союза\А не баям которые испокон веков преследовали только свои интересы\ Так после развала СССР вся территория Каз.ССР-оказалась территорией суверенного Казахстана Все что было сделано многонациональной страной-Советским Союзом\заводы города и даже космос\стало принадлежать нам!Мы сами просто ФИЗИЧЕСКИ не смогли бы это сделать Да и до прихода русских на наши земли Юг принадлежал Китаю Восток был под Кокандским ханством на севере были калмыки и русские.Да на наших территориях\нынешнего Чилика\были поселения Нарунь хана Осман хана и др.-о чем свидетельствуют древние курганы в верховьях рек Чилик и Корам но тогда это были не государственные образования. Так что мы не должны *обижатся*-на русских и как писали Абай, Валиханов и Алтынсарин должны быть им благодарны! А таких как"дерево"хотелось бы спросить--что лично он сделал для своей Родины для своей страны-\дерево хоть посадил!?\или могут только грубо выражатся в сот сетях. А еще мое мнение автору этой страницы --лучше ее удалить из интернет пространства

17 февраля 2016

Рекомендуем ознакомится: http://www.esosedi.ru