Протоиерей Геннадий Беловолов :
Капернаум, город низвергнувшийся до ада.

Ни один город не производил на меня такого глубокого впечатления, как этот евангельский город с названием Капернаум. Собственно все впечатление от города состоит в том, что его – нет!
Древний город на берегу Галилейского озера был основан за полтысячелетия до пришествия Христа в весьма живописном и выгодном месте – на пересечения торговых путей. Через Капернаум пролегали торговые пути с побережья Средиземного моря в Сирию, в Дамаск, и далее в Малую Азию. Не случайно, Ирод имел в нем дворец, а римляне держали военный постой - отряд легионеров - и таможню. Ко времени Христа город в цветущем состоянии.
Цвести бы и дальше этому городку, не зная забот и печали… Однако ныне на его месте можно увидеть только развалины, остатки стен, пустые улицы. Все это старательно раскопано археологами в прошлом веке. И теперь перед тобой только тень исчезнувшего города. Все пусто! Все это лишь археологический национальный заповедник.
Что же случилось с Капернаумом? Ведь начиналось все так хорошо. Именно сюда из Назарета переселился Христос (см.об этом в посте «Гора Свержения»). Затем здесь прошли три года земной жизни Господа, причем самых важных. Сколько поучений, проповедей, притч произнес Господь на улицах и площадях, сколько совершил чудес в Капернауме и его окрестностях. Здесь Иисус призвал своих апостолов — Петра, Андрея, братьев Зеведеевых - Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. Это единственный город в Святой Земле, который в Евангелии назван «Его городом»: “Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город” (Мф.9:1).
Однако город остался глух и нем к слову Спасителя. А что делают с древом не приносящим плода? Господь сказал: «Посекают и бросают в огонь».
Капернаум не уверовал, и тогда Христос произнес над ним грозное слово: "И ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься" (Мф.11:23) Слово Христа в точности исполнилось. Ад (иврит.- шеол) – это небытие. Город пребывает именно в этом состоянии. Самое интересное, что здесь после его разрушения персами почему-то ни за что не селились ни мусульмане, ни иудеи. К слову сказать, сейчас в Израиле активно проводиться политика новых поселений – строительства множества населенных пунктов для расселения тысяч и тысяч миллионов прибывающих репатриантов (только из России уже больше миллиона). Еврейское присутствие обозначается на всей карте Израиля. Параллельно с арабскими городами Вифлеемом и Назаретом возникли еврейские города с тем же названием. Вокруг озера Кинерет (так официально называется Галилейское озеро) возникло свое «золотое кольцо» еврейских городков (возрождены древняя Магдала, Гадар и т.д.) А тут такое привлекательное местечко, прямо на берегу озера, да еще и никаких арабов по соседству нет, - и ни одной новостройки. Есть о чем задуматься…
Достаточно увидеть нынешний Капернаум, чтобы поверить в истину и силу слов Спасителя. Если эти слова так точно исполнились, то стоит вчитаться и в другие.

Но встает вопрос: но почему же этот «свой» город Господь не пожалел? Кому много дано, с того много и спроситься. Тот кого Господь избирает, с того много и спрашивает. Пример тому не только Капернаум, но и сам Израиль, который после отвержения Христа получил две тысячи лет для размышлений, как говорят, у нас в местах не столь отдаленных. Но я здесь вспомнил нашу матушку Россию, и весь наш русский народ, который Достоевский называл богоносцем. Нам ведь тоже много Господь дал: и веру Правую, и Церковь Православную, и Царя Самодержавного, страну без конца и без краю… Но много и спросил с нас ХХ веке и спрашивает еще до сего дня. И есть ли у нас гарантийный талон, что история Капернаума не про нас?!
В Капернауме сохранилось место дома апостола Петра. Естественно, оно принадлежит католикам. Тут прямо-таки закономерность какая-то. Все, что связано с именем Петра, принадлежит католикам. Они приобретали Петровские места в первую очередь у бедуинов, за ценой не стояли. (У нас получилось как-то больше с Марией Магдалиной).
Нам, петербуржцам, все, что связано с Петром также интересно в первую очередь, все-таки мы из града св.Петра. На месте Петрова дома построена необычная церковь. Чтобы сохранить древние фундаменты дома, храм построили на сваях на весу. Он в прямом смысле слова висит над домом. В результате получился визуальный эффект летающей тарелки. Этот образ подсказал наш путевод. Заходить не стали, пропели тропарь апостолу под «тарелкой».

Более интересна сохранившаяся древняя т.н.Белая синагога. Хотя она и перестраивалась, однако в целом она соответствует синагоге времен Спасителя. В ней Господь бывал по субботам «на сонмищах» и произносил поучения. Здесь приближаешься к Евангелию так близко, будто сам становишься участником тех событий.

Посетив с утра подряд три католических храма, мы наконец «с радостию велией» дошли до нашего – православного греческого монастыря Иерусалимского патриархата.

Если быть точным, в Капернауме никто не живет, кроме насельников двух монастырей: католического и православного. А в православном, если быть точным, живет всего один монах – брат Иринарх.
Монастырь посвящен Двенадцати апостолам, большинство из которых были призваны в Капернауме или близ него. Сопрестольный нашему Иоанновскому в Санкт-Петербурге на Карповке, основанному Иоанном Кронштадтским, – отметил я тут же про себя.

Именно православный монастырь приоткрыл нам, каким же был Капернаум на самом деле в период расцвета при Христе. Здесь также, как и в древности, все цветет, растет и зеленеет. Роскошные клумбы диковинных цветов, большой сад цитрусовых с висящими несобранными апельсинами, по дорожкам грациозно бродят павлины, покачивая разноцветными перьями паломникам. Было такое чувство, что мы попали в райский сад. Не верилось, что все это большое хозяйство ведет всего один человек. Храм в новогреческом стиле был построен в 1930-е годы. Внутри играла запись монашеского пения. Вначале решил даже, что идет служба. Мы долго не могли никого увидеть, казалось, монастырь вообще безлюдный. Единственного насельника мы нашли в свечной лавке, он приветливо благословлял нас, одновременно успевая продавать нам иконки и сувениры, а мне так еще и надписать книгу о Святой Земле.

По преданию храм построен на месте дома исцеления разслабленного, где Господь возставил от одра болезни человека, которого опустили перед Ним через разобранную крышу. Мы, можно сказать, здесь также получили духовное исцеление от тягостного впечатления разрушенного Капернаума. Как ни странно, именно этот хотя и новый православный храм дал нам возможность представить древний процветающий Капернаум. И этот православный монастырь, ставший как будто воскресшим оазисом исчезнувшего Капернаума, стал для нас надеждой того, что Господь даже из камней может воздвигнуть себе новых чад…


Фотоальбом руин Капернаума:

Рекомендуем ознакомится: http://leushino.ru