Большое путешествие по Египту

Как мусульмане желают хотя бы раз в жизни посетить Мекку, так и древние египтяне стремились совершить паломничество в Абидос, центр культа бога Осириса. Те, кому не удавалось сделать это при жизни, надеялись отправиться туда после смерти: люди привозили сюда тела умерших родственников или украшали свои гробницы сценами путешествия в Абидос. Древние египтяне считали, что вход в загробный мир находится где-то среди пустынных холмов вблизи Абидоса. По мере того, как другие божества входили в круг Осириса, Абидос становился почти монопольным центром заупокойного культа, сохранявшим такую роль и в эллинистический период.

Официальная экскурсия в Абидос включает только посещение храмов Сети I и Рамсеса II. Вообще же археологический комплекс Абидоса занимает огромную площадь у края пустыни, по которой разбросаны руины зданий и насыпи. Особенно интересны для историков остатки сооружений Раннединастического периода в Умм эль-Каабе (Umm el-Qa'ab) и Шунет эль-Зебибе (Shunet el-Zebib).

Источник: Схема археологической зоны Абидоса из книги David O'Connor. Abydos

В отличие от храмов Карнака и Дейр эль-Бахри, поражающих посетителей колоссальными размерами, абидосский храм Сети I привлекает в первую очередь своими исключительными по технике исполнения рельефами. Многие считают произведения искусства, украшающие этот комплекс, лучшими во всем Египте. В этих шедеврах эпохи Нового царства отчетливо виден возврат к художественным формам Древнего царства. Памятники периода возрождения древнеегипетского искусства, имевшего место при Сети, лишены как экспрессивности амарнской эпохи, так и помпезности имперского стиля XVIII династии, который был воспринят и доведен до уровня мегаломании сыном фараона, Рамсесом II.


Лучшие абидосские барельефы находятся в святилищах Сети и шести божеств.
Шесть из семи святилищ, перекрытых ложными сводами из прямоугольных плит, заканчиваются ложными дверями; из святилища Осириса открывается вход во внутренние молельни.

В представлениях древних египтян эти помещения считались жилищами богов. Фараон или жрецы ежедневно задабривали их с помощью особых ритуалов, сцены которых мы видим на стенах. Фараон приносит жертвы божеству, совершает омовение статуи и облачает ее в одежды; затем исполняется обряд ритуального очищения статуи, выставляет перед ней дары. Дальнейшие жертвоприношения совершаются перед ладьей бога. Затем царь посыпает песком пол святилища, уничтожая следы своих ног, и оставляет божество в одиночестве до следующего утра.

Святилище Сети

В декоре святилища подчеркнут мотив одобрения власти фараона богами.
На этой сцене Хор и Тот совершают ритуал объединения Двух Земель.

Сети покидает храм в паланкине, который несут шакалоголовые божества верхнеегипетского города Нехен и боги с головами соколов – покровители столицы Дельты.

Процессию приветствует верховный жрец Иунмутеф, одетый в леопардовую шкуру (волосы, сбоку заплетенные в косу, – отличительный признак жреческой должности).

Осирион

Когда Флиндерс Питри в начале XX столетия вел раскопки в Абидосе, он обнаружил многочисленные мастабы, которые принял за царские гробницы. Впоследствии египтологи стали считать их кенотафами или символическими местами погребения Осириса – ложными гробницами, построенными для того, чтобы обеспечить тесную связь между богом и ка умершего фараона, мумия которого находилась где-то в другом месте.

Кенотаф Сети, известный как Осирион, – единственное из этих сооружений, которое можно увидеть в наши дни. Внутри постройки из массивных гранитных блоков некогда находилась насыпь, окруженная рвом (символ первохолма, поднимающегося из вод хаоса на заре существования мира), и саркофаг.

Рекомендуем ознакомится: http://www.bellabs.ru