Предлагаем услуги трансфера из Тбилиси в Гудаури. Стоимость: 1-3 чел = 55$, 4-7 чел = 70$. Кутаиси-Гудаури 1-3 чел = 100$, 4-7 чел = 130$. Внедорожники Mitsubishi Delica (7 пассажиров), зимние шины, имеются большие багажники. Автомобили застрахованы. Водители русскоговорящие. Проводим экскурсии и туры по Грузии, выполняем трансферное обслуживание по всей Грузии. Контакт: Леван Гортамашвили Skype: delica-tours777, WhatsApp & Viber: +995 555 107 700, или Mob: +7 960 794 12 67

Горные перевалы

В Грузии множество живописных горных перевалов. Ниже приведен перечень и описание перевалов, имеющих (или имевших) важное транспортное или туристическое значение.

Перевалы - это пониженное место (часто низшая точка) между горными массивами (хребтами). Они удобны для переходов из одной долины в другую. Имеют транспортное значение, как караванные тропы, так и для прокладки дорог.

КРЕСТОВЫЙ (Гудаурский) ПЕРЕВАЛ (2379 м/ область Хеви)

Перевал через Главный Кавказский хребет, расположенный на Военно-Грузинской дороге (Тбилиси - Владикавказ) на высоте 2379 м. Перевал ведёт из долины реки Терек в долину реки Арагви. К западу от перевала располагается Кельское вулканическое плато.

Ранее из России в Грузию можно было попасть:

  • с севера по побережью Чёрного моря через Абхазию, КПП «Псоу - Веселое» (после грузино-абхазской войны этот путь закрыт)
  • через перевалы Кавказского хребта:

- Крестовый (2379 м), КПП «Верхний Ларс – Казбеги»

- Мамисонский (2829 м) / путь закрыт

- Рокский (2996 м), КПП «Рока – Нижний Зарамаг» / после южноосетинского конфликта этот путь закрыт

- Бечо (3375 м) / путь закрыт

Всего через Кавказский хребет ведут две автомобильные дороги — Транскавказская (Транском) и Военно-Грузинская (ВГД). Третья дорога – Военно-Осетинская – не работает с 1984 года. На данный момент из России в Грузию можно попасть только по ВГД (КПП «Верхний Ларс - Казбеги»).

Название «Крестовый» перевал получил от установленного здесь креста как обозначение самой высокой точки перевала. М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» писал: «Кстати, об этом кресте существует странно, но всеобщее предание, будто его поставил император Петр I, проезжая через Кавказ; но, во-первых, Петр был только в Дагестане, и, во-вторых, на кресте написано крупными буквами, что он поставлен по приказанию графа Ермолова, а именно в 1824 году. Но предание, несмотря на надпись, так укоренилось, что, право, не знаешь, чему верить, тем более, что мы не привыкли верить надписям». В действительности крест установлен с давних пор, а в 1824 году был только обновлен. Этот крест видели также проезжавшие здесь А. С. Пушкин и А. С. Грибоедов, а теперь можем видеть и мы. Еще одно название - «Гудаурский» - перевал получил по названию грузинского посёлка Гудаури, известного как горнолыжный курорт.

Горные тропы и караванные пути существовали на этом перевале очень давно (называют цифру – I век до н.э.). А вот сама дорога начала строиться после присоединения Грузии к России в конце XVIII - начале XIX веков. Сегодня это единственный путь между обеими странами. Такое название - Военно-Грузинская дорога - эта дорога носит не потому, что здесь проходили какие-то сражения (или поставлялось продовольствие военным). Дело в том, что строительство, поддержание порядка и благоустройство этой дороги поручили военному ведомству царской России. В наши дни здесь ежедневно курсируют колонны грузовиков, перевозящих грузы между Грузией, Турцией, Азербайджаном, Арменией и Россией.

Крестовый перевал - это единственный высокогорный перевал, который открыт практически круглый год, за исключением тех дней, когда погода совсем портится (в основном это происходит зимой). Летом практически всегда дорога открыта для передвижения. Хотя здесь бывает риск схода с гор селевых потоков (особенно в районе Дарьяльского ущелья). Крестовый перевал очень живописен. На пути следования можно осмотреть интересные достопримечательности.

  • Горнолыжный курорт Гудаури
  • Смотровая площадка с аркой «Дружба народов России и Грузии» (арка была построена в 1983 году к 200-летней годовщине подписания Георгиевского трактата)
  • Кельское плато
  • Долина рек Арагви и Терека
  • Дом-музей А. Казбеги в селе Степанцминда
  • Церковь Гергетская Троица (XIV век)
  • Монастырь Ломиса (IX век)
  • Крепость Сно

Кельское плато – это зона потухших вулканов и вулканических озёр, расположенная на территории Грузии и Южной Осетии в верховьях реки Белая Арагви, с южной стороны Главного Кавказского хребта на высоте около 2600-3300 м над уровнем моря. Оно разделено Харульским хребтом на две части: восточную и западную. С запада ограничено долиной, по которой проходит Транскавказская автомагистраль, с востока нагорье примыкает к Крестовому перевалу, через который пролегает Военно-Грузинская дорога. На севере находится Трусовское ущелье, отделяющее плато от Казбека.

Здесь можно увидеть потухшие вулканы - Хорисар (3736 м), Шадилхох, Шархох, Мепискало (3519 м), Нарванхох (3247 м) и вулканические озера. В западной части плато расположено озеро Келистба, в центральной части - Арчвебистба (треугольное озеро), а в восточной - озеро Келицад. На плато берет начало множество рек, в том числе река Ксани и Дескохирдон (река бассейна Большой Лиахвы). Со склонов гор Казбеко-Джимарайского района стекают могучие ледники Суатиси и Мна. Реки из них текут в Труссовскую теснину. На Кельском плато находится множество перевалов и вершин не выше 2А категории сложности. Поэтому район очень подходит для проведения горных походов малой и средней категорий сложности.

ПЕРЕВАЛ ТРУСО (3150 м/ область Хеви)

Перевал на границе Грузии и России (Северная Осетия), расположенный в грузинском Казбегском муниципалитете неподалеку от ледника под названием Савитиси, между Трусовским и Закинским ущельями. Высота перевала - 3150 м. Трусовское ущелье особо богато на минеральные источники (их там более 60-ти, дебит свыше 1 миллиона литров в сутки). Ущелье Трусо часто называют «Долиной нарзанов». Этот перевал считается одним из самых красивых в Грузии. С вершины перевала открываются неописуемые природные ландшафты, создавая ощущение орлиного полета.

  • Минеральные источники и красивый ландшафт вокруг

ПЕРЕВАЛ ГОДЕРЗИ (2025 м/ Аджара – Самцхе-Джавахети)

Это своего рода ворота из региона Аджара в Самцхе-Джавахети. Высота перевала - 2025 м. Здесь стоит памятный знак, бетонный мемориал советских времён с надписью на грузинском и русском языках. Перевал открыт для проезда с мая по октябрь (иногда открывается только в июне). Зимой здесь многометровый снег, и в это время все местные жители переселяются ниже перевала, в муниципалитет (районный центр) Хуло. С весны по осень перевал обитаем. Перевал Годерзи очень живописен. Дорогу то и дело пересекают горные потоки.

Через перевал проходит Трансаджарская трасса (из Батуми в Ахалцихе). Общая протяженность трассы составляет 185 км, из которых непосредственно на перевал приходятся 110 километров. Перевал начинается недалеко от села Адигени (регион Самцхе-Джавахети), проходит через горные районы Хуло и Шуахеви, и заканчивается в Кедском районе Аджары. Последние 25 км от Хуло до перевала (со стороны региона Аджара) и примерно столько же от перевала до села Адигени (со стороны региона Самцхе-Джавахети) - очень плохая грунтовая дорога. Расстояние в 50 км реально преодолеть лишь за 3,5-4 часа. Остальная часть трассы заасфальтирована.

В 5 км на север от перевала расположено красивое Зеленое озеро. В 6 км на юг находится горноклиматический курорт Бешуми, который бывший президент Михаил Саакашвили хотел превратить в модный горнолыжный курорт. Сейчас пытаются достроить канатную дорогу, которая позволит подниматься в Бешуми прямо из нижнего Кедского района.

  • Бешуми (горноклиматический курорт)
  • Монастырь Схалта (XIII век)
  • Монастырь Зарзма (X век)
  • Зеленое озеро

ЗЕКАРСКИЙ ПЕРЕВАЛ (2182 м/ Имерети – Самцхе-Джавахети)

Это перевал через Месхетский хребет (самый северный из Малого Кавказа) в Грузии, расположенный в истоках рек Ханисцкали. Через Зекарский перевал идёт дорога из Кутаиси (через курорт Зекари на северном склоне хребта) в горный курорт Абастумани (на южном склоне), которая соединена далее с магистралью Батуми – Ахалцихе. Зекарский перевал находится на границе региона Имерети (Багдатский муниципалитет) и Самцхе-Джавахети (Адигенский муниципалитет). Высота - 2182 м.

  • Абастумани (горноклиматический курорт)
  • Монастырь Сапара (X век)
  • Крепость Рабат (город Ахалцихе)

ПЕРЕВАЛ НАКЕРАЛА (1218 м/ Имерети - Рача)

Это самая удобная дорога для поездки в регион Рача («Грузинская Швейцария»). Перевал начинается после города Ткибули (Имерети) и заканчивается фактически у Рачинского хребта (у смотровой площадки), где-то вблизи водохранилища Шаори. Высота перевала – 1218 метров. Перевал недлинный (всего 10 км асфальтированного и отремонтированного автомобильного серпантина), но очень красивый. Окрестности покрыты лиственными лесами и скалистыми утесами.

Менее чем в километре от смотровой площадки с левой стороны дороги есть поворот, уводящий грунтово-каменистой дорогой к горе Цхраджвари («Гора Девяти Крестов»), на высоту 1565 м. Об этой горе рассказывают несколько легенд, отличающихся друг от друга деталями, но все в них сводится к одному. Жила-была семья, чем-то прогневавшая Господа. И был дан ей знак свыше, проследить за полетом голубя, а затем построить церковь и установить девять крестов на том самом месте, где этот голубь приземлится.

Вершина Рачинского хребта (1565 метров над уровнем моря), расположенная прямо над перевалом Накерала. Скалистая гора покрыта хвойными и лиственными лесами, а в ясную погоду с ее вершины открывается панорама всей окружающей местности — Имеретинская равнина, Ткибульское водохранилище, гора Хвамли (по грузинской легенде здесь прикован герой Амирани – прототип греческого Прометея), а также горный хребет, за которым находятся грузинский регион Самцхе-Джавахети и Борджомское ущелье. Когда-то здесь был курорт и канатная дорога связывала гору с городом Ткибули, но в 90-х годах инфраструктура пришла в упадок и сегодня это место «одичало», что, впрочем, только усиливает его энергетику.

  • Гора Цхраджвари («Гора Девяти Крестов»)
  • Водохранилище (озеро) Шаори
  • Церковь Никорцминда/ церковь святого Николая (XI век)
  • Деревня Хванчкара (родина знаменитого вина «Хванчкара»)

ГОМБОРСКИЙ ПЕРЕВАЛ (1991 м/ Кахети)

Невысокий, но очень живописный перевал в регионе Кахети. Это важная в туристическом плане автомобильная дорога, соединяющая кахетинский район Сагареджо с т.н. центральной Кахетией, лежащей севернее Гомборского хребта. Высшей точкой этого горного массива является гора Циви (1991 м), а автомобильная трасса проходит на высоте 1620 м.

Склоны гор в окрестностях дороги покрыты, в основном, лиственными деревьями. Альпийская зона начинаются на самых верхних уровнях трассы. Длина автомобильного пути 65 км. Трасса через Гомборский перевал хорошо заасфальтирована и отремонтирована. Закрывается она лишь зимой, после интенсивных снегопадов (и то всего на пару дней).

  • Крепость Уджарма (III-IV века)
  • Монастыри Дзвели (Старый Шуамта)/ V век и Ахали (Новый Шуамта) / XVI век
  • Грузино-французское винное предприятие «Шато Мэрэ»
  • Город Телави (столица Кахети)

ПЕРЕВАЛ АБАНО (2926 м/ область Тушети)

Находится в горной области Тушети. которая административно входит в Ахметский район региона Кахети. Высота перевала Абано 2926 м. Через него проходит автомобильное шоссе (постройки 1980-х гг.), связывающее крупнейшее современное селение Тушети - Омало c районный центром Ахмета. Это небольшое расстояние длиной в 72 км можно преодолеть не менее чем за 5 часов. Дорога очень трудная. Заасфальтировано (если можно так выразиться) всего около 10 км, далее идет очень узкая горная гравийная дорога (двум машинам можно разминуться только в редких «карманах») с крутыми поворотами, порой сразу на 180 градусов, с резким набором высоты. По версии BBC - одна из самых опасных дорог мира. Мобильная связь здесь не работает.

Тушети представляет собой горную котловину в верховьях реки Андийское Койсу и её составляющих - Пирикитская и Гомецарская Алазани. Тушетия отделена с юга от Кахетии отрезком Главного Кавказского хребта от вершины Большой Барбало (3294 м) на западе до Шавиклде (3578 м) на востоке. С севера Тушети отделена от российской Чечни Сулако-Терским хребтом (это восточная часть Бокового хребта) от вершины Тебулосмта (4492 м) на западе до вершины Диклосмта (4285 м) на востоке. На западе, за покрытой ледниками горной стеной, расположена долина реки Арчило, входящая в историческую область Хевсурети. На востоке, ниже по течению Андийского Койсу, лежат земли российского Дагестана.

  • Термальные бани Торгва (на высоте 1800 м)
  • Изумительные и величественные виды гор Тушети

ПЕРЕВАЛ ДАТВИС ДЖВАРИ - «Медвежий крест» (2676 м/ область Хевсурети)

Этот живописный горный перевал Главного Кавказского Хребта разделяет знаменитую и таинственную горную область Хевсурети на две части - Пирикитская (Внутренняя) Хевсурети (села Борисахо, Корша, Рошка, Гудани, Хахмати) и Пиракетская (Внешняя) Хевсурети (Лебаискари, Шатили, Ардоти, Муцо, Гудо). Хевсурети граничит с Чечней и Ингушетией на севере, с Пшави на юге и с Тушети на востоке.

Высота перевала 2676 метров. Верхняя точка перевала отмечена металлическим сооружением, представляющим собой переплетение крестов различных форм. Посредине этой конструкции на цепях раскачивается колокол. По древнему старинному обычаю, каждый, кто переходит перевал, должен поднять 3 тоста: за бога, за ушедших и за удачную дорогу! С перевала открывается фантастическая панорама гор, ярко и контрастно подсвеченных солнцем. При спуске с перевала во Внутреннюю Хевсурети можно подолгу любоваться зубцами горного массива Чаухи (3843 м). Дорогу пересекают горные потоки, кое-где попадаются живописные водопады и остатки снежных лавин, некоторые из которых не успевают растаять даже в конце лета. Сланцевые горы осыпаются в причудливом беспорядке.

Перевал закрыт с октября по май. Дорога достаточно сложная в виду отсутствия асфальта. Места оползней засыпаны крупным булыжником, на дороге то и дело видны следы свежих камнепадов, глубокая и сырая колеистая грунтовка на перевале бывает сильно размыта (от Жинвальского водохранилища до Шатили 96 км, но в виду таких дорог проехать этот путь реально только за 4-5 часов). Мобильной связи здесь нет, а встречный транспорт может не встретиться вовсе.

  • Изумительные и величественные виды гор (особенно красив горный массив Чаухи)
  • Хевсурские традиционные деревни, города-крепости и башни (Лебаискари, Шатили, Муцо)
  • Могильники Анатори
  • Аргунское и Ардотское ущелья
  • Этнографический музей в селе Корша

ПЕРЕВАЛ АРХОТИ (область Хевсурети)

Перевал Архоти, также как и перевал Датвис Джвари, делит горную область Хевсурети на две части - Пирикита (Внутренняя) Хевсурети и Пиракета (Внешняя) Хевсурети. Но через Архотский перевал нет и никогда не было автомобильной дороги. Желающие могут преодолеть перевал только пешком по горным тропам. Высота перевала в разных источниках указывается как 2752 м, 2935 м и даже 3100 м. Архоти - самая экзотическая часть Хевсурети, здесь проходит граница между православными хевсурами и мусульманскими ингушами.

КОДОРСКИЙ ПЕРЕВАЛ (2365 м/ Кахети)

Это перевал Главного Кавказского хребета, расположенный на границе республики Дагестан (Россия) и Кварельского муниципалитета региона Кахети (Грузия). Перевал соединяет долину реки Андийская Косу и долину Алазани. Высота перевала 2365 м. Здесь протекают горные рек - Метлюта, Хуфри, Сокори, Алазани и Инцоба. Высота седловины достигает 2834 метров. В отличие от большинства перевалов Кавказского горного массива, окрестности Кодорского перевала заселены. Здешний благоприятный климат позволяет выращивать овощи и фрукты, а также пасти домашний скот.

ПЕРЕВАЛ ЦХРАЦКАРО - «Перевал Девяти Источников» (2465 м/ Самцхе-Джавахети)

Это весьма дикий высокогорный перевал, соединяющий друг с другом Борджомское ущелье и Ахалкалакский район. Начинается он из знаменитого горнолыжного курорта Бакуриани и заканчивается в муниципальном центре Ахалкалаки.

Высшая точка автомобильной трассы находится на высоте 2465 метров над уровнем моря. Здесь же, если повернуть налево – можно попасть в село Табацкури и к одноименному живописному озеру Табацкури, богатому рыбой. Дорога грунтовая, каменистая. Ввиду обильных снегопадов дорога закрывается с ноября до конца апреля. На правой стороне после развилки можно увидеть следы неизвестного городища. Несколькими километрами дальше уже на левой стороне метрах в 500 от дороги покажется т.н. «Красная церковь» (IX век), которая на самом деле построена из обычного камня и покрыта оранжевого цвета лишайниками. Церковь частично разрушена и весьма труднодоступна. Чтобы добраться до холма, где она стоит, придется пройти по болотистой местности практически по колено в воде.

Говорят, что на перевале есть девять источников, из которых льется чистая и вкусная вода. Действительно, прямо у трассы есть несколько источников, а вот где остальные – не понятно (наверное, скрыты где-то в лесах и альпийских лугах). Первая половина перевала Цхрацкаро (из Бакуриани) - это хвойные леса, постепенно перерастающие в субальпийскую и альпийскую климатическую зону, которые занимают се верхнюю часть перевала и территорию вплоть до озера Табацкури.

На самой верхней точке автомобильной трассы расположен контрольно-пропускной пункт, проехать который можно только при наличии паспорта или какого-нибудь другого документа, подтверждающего Вашу личность.

  • Озеро Табацкури
  • Красная церковь (IX век)
  • Церковь в селе Табацкури

РИКОТСКИЙ ПЕРЕВАЛ (1000 м/ Шида Картли - Имерети)

Через этот невысокий перевал (1000 м), расположенный на границе регионов Шида Картли и Имерети, проходит главная автомагистраль Грузии, связывающая восток и запад страны. Движение происходит по Рикотскому тоннелю, длиной 1750 м. Можно сказать, что Рикотский перевал является разграничивает Восточную и Западную Грузию.

Рикотский тоннель был построен в 1980-х годах. Он проходит прямо под Рикотским перевалом. Зимой на перевале образуется значительное скопление снега (нередко свыше 1 м). Это приводило к перерыву движения. Поэтому тоннель был жизненно необходим. Последняя реконструкция тоннеля была произведена во времена М. Сааакашвили. Тоннель полностью соответствует европейским стандартам безопасности: он оснащен современными системами гидроизоляции, вентиляции и канализации, противопожарными системами, видеокамерами, техникой автоматического управления и т.д.

  • Село Сроша (и др.), находящиеся за Рикотским перевалом, специализируются на производстве посуды и др. изделий из местной глины. Здесь можно купить весьма интересные глиняные сувениры.

СУРАМСКИЙ ПЕРЕВАЛ (949 м/ Шида Картли)

Это самый низкий перевал (высота 949 м) перевал Лихского (Сурамского) горного хребта (соединяет Большой Кавказ с Малым) в Грузии. Через перевал проходят автомобильное шоссе и железная дорога (участок Хашури - Зестафони).

Под Сурамским перевалом построен тоннель (Сурамский железнодорожный тоннель) - выдающиеся монументальное транспортное сооружение XIX века. История его строительства неразрывно связана с прокладкой первой железной дороги за Кавказским хребтом между нефтеносным районом Баку и черноморским портом Поти. Необходимость такой магистрали, которая соединила бы побережья Чёрного и Каспийского морей, диктовалась потребностью экономического развития Кавказа - вывоз на западные рынки нефти, добываемой в районе бакинских месторождений, и нефтепродуктов.

Железнодорожное сообщение через Сурамский перевал было открыто в 1872 году. Прокладка тоннеля началась в конце 1886 года. Сооружение тоннеля осуществляли в сложных горно-геологических условиях (мергели, песчаники, сланцевые глины с высоким горным давлением, обильный приток грунтовых вод и т. д.). В то время не только на Кавказе, но и вообще в России не было специалистов, умеющих выполнять работы по проходке тоннеля: минеров, операторов бурильных установок. Поэтому пришлось пригласить специалистов из Германии и Италии. Даже первая партия каменщиков была также из этих стран. Торжественное открытие Сурамского тоннеля состоялось 16 сентября 1890 года. Проектом руководил инженер Ф. Д. Рыдзевский. В 1932 году этот железнодорожный участок был электрифицирован, и на нём началась эксплуатация первых в Советском Союзе электровозов.

Сурамский железнодорожный тоннель обеспечивает железнодорожное сообщение между Западной и Восточной Грузией. Длина тоннеля - 4 км. Тоннель двухпутный, электрифицирован на постоянном токе. Расположен на перегоне между станциями Ципа (Западная Грузия) и Хашури (Восточная Грузия). Обслуживает как пассажирские, так и грузовые поезда, ежедневно через него проходят более 50 пар поездов.

  • В деревне Ахалдаба продается знаменитый сладкий хлеб «назуки».

МАМИСОНСКИЙ ПЕРЕВАЛ (2911 м/ регион Рача)

Перевал через Главный Кавказский хребет (западная часть Большого Кавказа). Перевал находится на стыке границ Грузии, Южной Осетии и России, ведёт из долины реки Мамисондон в долину реки Чанчахи. Высота Мамисонского перевала 2911 м (по другим данным 2829 м). Через перевал проходила историческая Военно-Осетинская дорога, соединявшая Грузию (Кутаиси) и Россию (Карджин). Западнее Мамисонского перевала дорога заходит на небольшой участок территории Южной Осетии - приблизительно 3 км до реки Чанчахи, являющейся границей Южной Осетии и Грузии. Из-за плохих политических отношений восстановление движения по дороге в ближайшие годы не предвидится. В настоящее время пограничный переход закрыт, и дорога не используется. По дороге к перевалу встречаются покинутые селения: Сатат, Тиб, Камсхо, Лисри, Згиль. Повсюду видны развалины башен, осетинские святилища (дзуары) и могильники.

Военно-Осетинская дорога – так исторически называется дорога длиной 275 км через Главный Кавказский хребет, соединявшая город Кутаиси и железнодорожную станцию Дарг-Кох (село Карджин в Северной Осетии/ Россия). Самый высокогорный участок дороги — Мамисонский перевал (2911 м). Военно-Осетинская дорога утратила своё транспортное значение после того, как было открыто движение по Транскавказской магистрали (Транскам) в 1984 году. В это же время жители покинули Мамисонское ущелье.

Издревле через этот перевал проходила караванная тропа (существует версия, что это одна из трасс Великого Шелкового пути). Первая разведка маршрута с целью прокладки дороги для колесного транспорта была предпринята по приказу генерала Ермолова в 1823 году. Тогда отряд, вышедший со стороны Алагира (Северная Осетия) не смог подойти к перевалу из-за враждебного отношения горцев Мамисонского ущелья. В том же году попытались пройти маршрут из Закавказья уже большими силами (2 роты гренадер и 25 казаков). Перевал прошли, но в ущелье опять столкнулись с недружественным приемом и повернули назад. Через год, в 1824 году, тем же маршрутом вышли 5 рот гренадеров, казачья сотня и два горных орудия. На это раз горцы оказали вполне дружественную встречу отряду, и началась планомерная разведка маршрута. Строительство дороги продолжалось с 1858 по 1888 год, тогда же было открыто регулярное движение (по другим источникам – 1897 год).В долине реки Мамисондон имеется множество минеральных источников: щелочно-углекисло-известковые (типа Боржоми и Виши), железисто-углекислые и углекислые. С перевала на юго-западе виден ледник Чанчахи, дающий начало реке Риони. На северо-востоке находится гора Зикара, а к югу – горы Мамисон-хох и Халаца. От перевала до знаменитого рачинского курорта Шови всего 23 км, до Кутаиси 147 км (это был конечный пункт Военно-Осетинской дороги).

РОКСКИЙ ПЕРЕВАЛ (2991 м/ Южная Осетия)

Это седловина в центральной части Главного Кавказского хребта. Перевал расположен между вершинами Резахох (Ресы-Хох) и Сохс и соединяет реку Закка и ущелье Санат на севере с рекой Рокдон и селением Земо-Рока на юге. Высота перевала - 2991 метров.

В 1950-е годы через Рокский перевал был проложен туристический маршрут всесоюзного значения 1-й категории трудности (из Владикавказа через перевал в Южную Осетию и далее в Гори). В 1985 году после постройки Транскавказской магистрали под Рокским перевалом начал работать 4-километровый автомобильный тоннель, который соединил Северную и Южную Осетию. Тоннель проложен в скальных грунтах. Рокский тоннель должен был значительно уменьшить сроки передвижения, разгрузить автопути и железные дороги СССР вдоль побережья Черного и Каспийского морей, а также расширить пассажирские перевозки на Кавказе. После распада СССР Рокский тоннель стал составной частью пограничного перехода КПП «Роки — Нижний Зарамаг», решение об открытии которого было принято в 1993 году. Так было до 2006 года.

Транскавказская магистраль (Транскам) – до южноосетинского конфликта была одной из важных федеральных автомобильных дорог, связывающих Россию с Закавказьем (с Южной Осетией), а также - самым коротким путем из европейской части России в Турцию и Иран.

Идея строительства дороги зародилась ещё в XIX веке, но первые шаги по реализации этой идеи были предприняты только в 30-х годах XX века. Планировалось начать строительство дороги в 1959-61 гг. но этому помешала Великая Отечественная война. Новое обсуждение строительства возобновилось только в конце 60-х годов. Строительные работы начались в 1975 году. Магистраль заработала в 1984 году.

Дорога начинается в Алагире (Северная Осетия), идёт через Рокский тоннель к южноосетинскому Цхинвалу, а затем — до грузинского Гори. Общая протяженность Транскама — 164 км. Российская часть трассы (от Алагира до границы с Южной Осетией) имела протяженность около 97 км, от южного портала Рокского тоннеля до Цхинвала - порядка 33 км, от Цхинвала до Гори — 32 км. Дорога считалась круглогодичной. Но в период с ноября по май движение транспорта по магистрали было ограничено в связи с регулярными сходами лавин, селевых потоков и камнепадов.

БЕЧО (Гульский) ПЕРЕВАЛ (3375 м/ Верхняя Сванетия)

Высокогорный перевал, расположен в центральной части Главного (Водораздельного хребта) Большой Кавказ, между горными массивами Донгуз-Орун и Шхельда. Лежит между долиной Бечо (Грузия) и Баксанским ущельем (Кабардино-Балкария/ Россия) на высоте 3375 м. Большую часть года перевал покрыт ленником, поэтому доступен для пешего передвижения только летом (с июня по сентябрь).

По сравнению с другими перевалами Кавказа считается относительно лёгким для пересечения. В советское время здесь была проложена туристическая тропа от реки Баксан, которая проходила по долине реки Юсеньга (Кабардино-Балкарская АССР) до реки Ингури (по долине Долра, Грузинская ССР). После 2008 года использование перевала в рекреационных, туристических и экономических целях затруднено из-за напряженности в российско-грузинских отношениях. Переходить перевал запрещено. Это будет рассматриваться российскими и грузинскими властями как нарушение границы.

В годы второй мировой перевал Бечо был важной стратегической точкой на Кавказе. Через этот перевал в Сванетию пытался пройти 49-й немецкий горнострелковый корпус. Кавказский хребет на участке западнее Мамисонского перевала обороняла 46-я советская армия генерала Леселидзе, в состав которой входили грузинские национальные дивизии. Была собрана группа сванов, которая совместно с армией обороняла перевал. Бои за перевалы начались 18 августа 1942 года и продолжались до конца сентября, когда снег и метель остановили боевые действия. Перевал Бечо находился на крайнем левом фланге наступающего немецкого корпуса. В той обороне погибло не только много немцев, но и сванов тоже. Говорят, до сих пор на перевале можно найти тела, оружие и одежду немецких солдат.

В сентябре - октябре 1942 года, когда немецкие войска подходили к городу Тырныаузу (Кабардино-Балкария), было принято решение эвакуировать население Баксанской долины, вывести войска и военную технику, а также оборудование вольфрамово-молибденового комбината. Войска уходили в Грузию через перевал Донгуз-Орун, мирные жители — через перевал Бечо. В феврале 1943 года через Бечо прошла группа советских альпинистов во главе с А. М. Гусевым, чтобы снять установленные на Эльбрусе по приказу Геббельса нацистские флаги и вместо них водрузить советские.

ПЕРЕВАЛЫ для ТРЕКИНГА и ВОСХОЖДЕНИЙ

Рекомендуем ознакомится: http://delicatours.ru