Картинная галерея Сан-Суси - художественный музей в парке Сан-Суси Потсдама. Галерея была построена в 1755—1764 годах при короле Фридрихе Великом. Ещё в 1761 году, до оформления интерьеров галереи Жан-Батист Аржан в письме Фридриху Великому в его военный лагерь восхищался зданием, называя его красивейшим на земле после собора Святого Петра в Риме. Архитектором здания галереи выступил Иоганн Готфрид Бюринг. Галерея располагается восточнее дворца Сан-Суси и считается самым древним из сохранившихся княжеских музейных сооружений в Германии. С западной стороны дворца ансамбль дополняют Новые палаты.

Фридрих Великий был страстным коллекционером живописи. В молодости он предпочитал современное ему французское рококо. Картины его любимого художника Антуана Ватто украшают залы дворца Сан-Суси.

Ступив на трон в 1740 году, король обратил внимание на историческую живопись, которая в это время занимала самые высокие позиции среди живописных жанров. Это произведения Высокого Ренессанса, маньеризма и барокко, преимущественно итальянских и фламандских художников.

На месте галереи раньше стояла теплица, где для Фридриха Великого выращивались тропические фрукты. Бюринг построил вытянутое одноэтажное здание. Над центральной частью здания располагается купол. С садового фасада в простенках между доходящими до пола окнами установлено 18 мраморных скульптур, выполненных по большей части скульптором Иоганном Готлибом Хеймюллером и Иоганном Петером Бенкертом. Скульптуры представляют собой аллегорические образы искусств и наук.

Роскошные интерьеры галереи подкупают богатым позолоченным орнаментом потолка. В тон выполнен пол галереи ромбами из белого и жёлтого итальянского мрамора. На зелёных стенах в стиле барокко, плотно друг к другу в позолоченных рамах размещены ценнейшие полотна. Среди многих других заслуживают отдельного упоминания "Фома Неверующий" Караваджо, "Троица" Антониса Ван Дейка и "Четыре евангелиста" и "Святой Иероним" из мастерской Питера Пауля Рубенса. Произведения малого формата представлены в отдельном кабинете.

Когда в 1829 году в Берлине открылся Старый музей, около 50 картин были переданы из Сан-Суси туда, в частности, "Леда" Корреджо, три работы Рембрандта, несколько картин Питера Пауля Рубенса, Антониса Ван Дейка, Ватто и все мраморные скульптуры. В 1929—1930 годах галерея Сан-Суси была переоборудована, и в неё вернулось из Берлина 120 из 159 по каталогу картин, приобретённых Фридрихом.

Во время Второй мировой войны в 1942 году все картины были перевезены во дворец Райнсберг, и оттуда в 1946 году в Потсдам вернулось только десять полотен. Многие картины были утрачены. Лишь в 1958 году большая часть произведений живописи вернулась в ГДР из СССР. Ряд картин до сегодняшнего дня находится в российских коллекциях.


Современные любители прекрасного собираются в Картинной галерее не только для праздного созерцания. Выставки живописи, скульптуры и прикладного творчества в определенные дни совмещаются с лекциями. Тех, кто намерен погрузиться в искусство еще глубже, приглашают в концертный зал, где известные музыканты играют на старинных инструментах, уже не развлекая, а просвещая публику.

Рекомендуем ознакомится: http://www.deutschlanddeutsch.ru