Бразилейро-ру

Путеводитель по метро в Рио-де-Жанейро

Метро в Рио-де-Жанейро работает с 1979 года, протяженность линий составляет 48 км, количество станций равно 35. В 1998 г. государство предоставило концессию компании Consórcio Opportrans (Metrô Rio), которая отвечает за операции с линиями и станциями; правительство штата же ответственно за расширение метро и создание новых линий посредством компании "Rio Trilhos". Метро Рио - вторая крупнейшая сеть метро в Бразилии, ежедневно перевозящая около 1,1 млн пассажиров. Есть станции как подземные, так и наземные.


Существует две линии метро: линия 1 (Linha 1) - оранжевая- и линия 2 (Linha 2) - зелёная. Вашему вниманию представляется карта метро Рио-де-Жанейро (карту, сфоторгафированную на станции Централ ду Бразил, и в которой станции указываются на общей карте районов города, можно посмотреть здесь ).



Рассмотрим эту карту. Первый вопрос, который возникает у туриста, не бывавшего в Рио-де-Жанейро - почему от станции Ботафого до Централа первая и вторая линии идут вместе? Ответ: чтобы на любой из них люди могли пересесть с линии на линию. Например, если ехать из Павуны в Ипанему, не обязательно пересаживаться на оранжевую ветку на Централе (хотя рекомендуется пересаживаться там), можно и в Ботафогу, например.
Второй вопрос: как происходит пересадка? Например, при поездке из Павуны в Ипанему необходимо выйти из поезда 1-ой линии на Централе, и пересесть на поезд 2 линии до Ипанемы. Станции в метро не двухуровневые. Станция одна, просто по одному и тому же пути поезда чередуются: поэтому после выхода из поезда одной линии следует стоять на той же платформе и ожидать поезда другой линии. Они не всегда чередуются, иногда проезжает два поезда подряд одной линии. Очень удобная система.

Различать поезда разных линий очень просто даже для туриста: по цвету. Обычно вагоны зеленой линии внутри зеленые, а оранжевой - оранжевые. Еще один опознавательный знак - над дверьми вагонов написано: либо Pavuna-Botafogo, либо Saens Pena - Gen. Osorio/Ipanema. Легко запомнить, какие станции являются пересадочными, посмотрев на карту, но для тех, кто все же не запомнил, все равно объявляют между станциями.
Третий вопрос: что такое "metrô na superfície", обозначенное синим цветом? Переводится как "метро на поверхности" - это просто автобусы, которые ходят от станций метро по маршрутам, обозначенным на карте, например, от Ипанемы ходит такой автобус до Католического Университета.


На карте пометкой "Bicicletário" обозначены станции, при которых есть стоянка для велосипедов. В Рио очень любят пропагандировать велосипедный транспорт – до метро лучше всего доехать на велосипеде, пристегнуть его там на стоянке для велосипедов, и затем следовать на работу на метро. Тоже очень удобно. Велосипед можно свой купить, можно взять на прокат префектурные велосипеды, они тоже очень хорошие, и плата невысокая.


Вот,как выглядят коридоры метро

На станции Ипанема есть движущиеся дорожки, если идти совсем уже лень


Следующий интересный момент про метро Рио - здесь при входе в вагон и выходе из него не приходится столкнуться с кем-то, кто выходит, когда уже все заходят, и наоборот, хотя бы потому, что на большинстве станций здесь входят в двери с одной стороны вагона, а выходят - с другой. Между станциями объявляют, с какой стороны выходить. Так же на станциях: над каждой платформой висят указатели, посадка там или высадка.
Так как Рио - город туристический, на всех картах, как Вы уже увидели, на всех указателях на станциях есть внизу подпись на английском. Даже в вагонах станции объявляют на двух языках.

Когда состав начинает движение с конечной станции, капитан состава приветствует пассажиров, представляется, выражает свою благодарность за то, что предпочли воспользоваться Метро Рио, говорит примерное время пути до конечной станции и желает всем приятного пути.
Метро Рио - чистейшее место, где невозможно встретить ни одного бомжа или увидеть мусор на полу. Вагоны комфортабельные и тоже чистейшие (хотя скоро появятся более современные вагоны, которые правительство штата заказало из Китая). Одному русскому туристу особенно понравились железные вертикальные поручни, которые он называл "трубами", которых в вагоне много и за которые ему было очень удобно держаться и не нужно беспокоиться о том, чтобы найти, за что уцепиться. На станциях часто играет приятная классическая музыка. Очень приятное место.
Еще одно замечание знакомого русского туриста - пожилого человека - то, насколько он был удивлен вежливостью и воспитанием бразильцев. Ему уступали место каждый раз, когда он заходил в вагон. О том, чтобы не уступить место пожилому человеку, речи вообще не идет. Кстати, важная заметка для туристов: места в вагоне, как Вы увидите, или оранжевого цвета, или зеленого. Оранжевого - это для инвалидов, беременных и т.д. зеленого - для всех остальных пассажиров.
Обратите внимание на то, как выглядит вагон изнутри: во-первых, по оранжевым стенам сразу видно, какая это линия, а также заметьте цвет сидений и "поручни-трубы" (на второй фотографии)




Теперь о ценах в Метро Рио. А они раза в два выше, чем в Москве. Билет на один проезд стоит 3 реала 20 сентаво, в рублях это 56 рублей. Важная деталь: проезд для пенсионеров старше 60 лет бесплатный (эта льгота распространяется абсолютно на всех, даже иностранцев) - при предъявлении документа, подтверждающего возраст. Правда, иногда добрые охранники пенсионеров пропускают и просто так, без предъявления документов.
Еще одно интересное отличие этого метро от русского – когда Вы вставляете билет на одну поездку, чтобы пройти, он обратно не вылезает, а остается прямо там. Этот билет представляет собой карточку, которые потом достают оттуда и заряжают снова. Так отпадает проблема с бумажками и, соответственно, с мусором.
Теперь о проектах на будущее. Сейчас идет интенсивная работа по расширению метро в контексте подготовки к ЧМ 2014 и Олимпиаде 2016. К 2015 году метро будет иметь протяженность в 101 км, 4 линии и 58 станций. Проект строительства Линии 3 подразумевает расширение метро до центра Нитероя (город на противоположной стороне залива Гуанабара). А вот как выглядит на карте проект строительства Линии 4, который уже воплощается в жизнь. Этот проект предусматривает линию от Ипанемы до Барры (учитывая ужасное дорожное движение и пробки, которые ежедневно приходится преодолевать для проезда из Западной зоны в Южную, эта линия будет спасением). Вот, как выглядит этот замечательный проект на карте:


Вместе с тем, существуют протесты и разные мнения в обществе вокруг строительства этой линии. Кто-то говорит, что не нужно делать станцию на площади Носса Сеньора да Пас, потому что это усложнит дорожное движение в регионе, сюда, на эту спокойную площадь, наплывет огромное количество людей, которые нарушат все спокойствие. Но большинство протестов, конечно, насчет строительства станции Гавеа. Хотят, чтобы ее строили как двухуровневую, чтобы впоследствии, после Олимпиады, можно было соединить ее с Ботафогу новой линией.
Но стоит отметить, что строительство метро в Рио всегда было нелегкой задачей, осложненной тем, что город находится в горной местности. Интересный такой исторический факт: когда строили станцию Кардеал Арковерде, еще в 1990-x, взрывной материал приходилось хранить в бетонном сарае, скрытом в лесу на горе еще выше фавелы и охраняемом солдатами. Сначала рабочие надрывались, чтобы поднять на гору этот материал, потом, по мере надобности, спускать его оттуда. Все это, чтобы не допустить его попадания в руки бандитов и грабителей. С такими усилиями строили метро.

Shortcodes

Рекомендуем ознакомится: http://www.brasileiro.ru