Ядовитые земноводные

К этому классу позвоночных относятся лягушки, жабы, тритоны и саламандры. Среди них в Советском Союзе ядовитыми считаются жабы, саламандры пятнистые, черные и огненные, краснобрюхая жерлянка (Bombina bombina) и чесночница обыкновенная (Pelobates fuscus). Особенность этих земноводных состоит в том, что они лишены колющих приспособлений, не кусаются и находятся в невыгодных условиях для самозащиты. Единственное, чем они способны защититься,— это их яд и запах, отталкивающий врага при его нападении.

Наиболее известна ядовитость жаб, обладающих многочисленными кожными железами — бородавками или колониями железок, а позади глаз, над лопатками — паротидные железы. У зеленой жабы (Bufo viridis ) длина их достигает 8—12 мм. У жаб яд кожных желез свободно выделяется в виде белой пены на поверхность тела через открытые выводные протоки. Отсюда он может выбрызгиваться на расстояние до метра. Яд представляет собой желтоватую жидкость невыносимо горького, тошнотворного вкуса. Запах его также неприятен. Вес высушенного яда обыкновенной жабы (Bufo bufo ) в среднем составляет 16 мг у самца и 27 мг — у самки. Свои свойства яд может сохранять чрезвычайно долго. А. А. Пчелкяной, И. А. Вальцевой и автором было установлено (на изолированных ухе, сердце и кишечнике кролика), что высушенный яд зеленой жабы сохранял свою активность после 25 лет хранения (1969 г.). Всего в природе насчитывается до 250 видов жаб. Из них в европейской части СССР известны лишь три: серая, или обыкновенная, зеленая и камышовая.


Камышовая жаба (Bufo calamita)


Всем известна жаба обыкновенная, или серая коровница, достигающая 180 мм длины. Неуклюжее тело ее сверху грязно-бурого цвета с более темными пятнами или без них, снизу — беловатое с черными пятнами; по внешнему краю паротид — черная полоса. Спина покрыта толстыми бородавками иногда с ороговевшими вершинами в виде шипов. Водится во всей европейской части СССР до Архангельска, на Кавказе, в Сибири (до среднего Амура). Живет во влажных и сырых местах — лесах, на полях, лугах, огородах, под камнями. Из своего обиталища выходит только с наступлением сумерек. Питается насекомыми. поедает пчел и ос. Примечательно, что жабы употребляют в пищу различных животных, снабженных ядовитыми аппаратами, которое ей, однако, не причиняют вреда. Жаба — безусловно полезное животное, заслуживающее особого покровительства со стороны человека, поскольку она истребляет множество вредных насекомых. В Англии садовники покупают жаб на рынке и пускают их в свои сады. Название коровницы эта жаба получила из-за вздорного поверья, будто бы она высасывает молоко коров и коз.

Представители двух других видов жаб несколько меньше серой жабы. Зеленая достигает 100 мм, а камышовая (Bufo calamita ) — 80 мм. За резкий и неприятный запах выделений кожных ядовитых желез, напоминающий запах жженого пороха или чеснока, камышовую жабу называют чесночницей. Ее яд убивает жуков-водолюбов, крабов и креветок, если его ввести в полость их тела. Мелкие млекопитающие и ящерицы более подвержены действию яда, чем, например, кролики и земноводные. Яд из паротидных желез жабы можно выдавить пинцетом, но количество его невелико. Поэтому для опытов, связанных с изучением яда, кожу снимают с жабы, высушивают и растирают. Из экстракта извлекают яд, освобождая его от посторонних примесей.

В последние годы В. И. Захаров (Кишинев) обнаружил в яде жаб лечебные свойства. Так, в разведении 1:1000—1:4000 яд убивает за 15—45 минут в пробирке различных паразитических червей, обитающих в кишечнике животных; он оказывает заживляющее действие на раны. Подопытным морским свинкам вводили сильно разведенный яд жабы, и к 19-му дню опыта раны у них практически заживали полностью, в то время как в контрольной группе площадь ран составляла еще 25 % от первоначальной. Однако яд жаб пока еще не используют в официальной медицине. Введение его в лечебную практику — дело будущего и, может быть, не столь уже далекого.

Еще в 1904 г. академик Н. П. Кравков установил, что яд жаб действует на сердце сходно с дигиталином — сердечным гликозидом, содержащимся в растении наперстянке, широко применяемой в медицине. Молекулы сердечных гликозидоз (как и всех гликозидов) расщепляются на два компонента: дасар — гликон и несахарную часть — агликон. Влияние гликозидов на сердечную деятельность человека обусловлено как раз агликонной частью их молекул. Сходство яда жаб с действующими веществами обусловлено агликоном — буфоталином.


Дальневосточная жерлянка (Bombina orientalis)


В числе многих химических соединений, обнаруженных в яде жаб, оказались также гормон адреналин и близкие к адреналину вещества: буфотенин и сходный с ним буфотенидин. Содержание адреналина в яде жаб удивительно высокое — 5—7%; в надпочечниках человека его запас вчетверо меньше. Причина столь высокого процента адреналина в яде неизвестна. Однако главным действующим началом яда жабы остается все же буфоталин и буфотоксич.

Случаи отравления людей ядом кожных желез жаб неоднократно наблюдались в различных странах. В Аргентине, по совету знахаря, больной заложил за щеку шкурку, содранную с жабы, чтобы умерить зубную боль. Боль утихла, больной уснул и к утру скончался.

Загадкой для ученых остается сильнодействующий яд, содержащийся в колумбийской кокоа-лягушке (Colostethus latinasus ). Крошечная лягушка достигает всего 2—3 см и весит чуть больше грамма. Испанский врач Посадо Аранго, находясь в 1860 г. у колумбийских индейцев племени Холо, наблюдал, как охотники приготовляли смертоносное оружие. Они насаживали крохотную живую лягушку на тонкую бамбуковую палочку и держали ее над пламенем костра до тех пор, пока лягушка не начинал выделять кожный яд. Количество вещества, получаемое от одной лягушки, достаточно для нанесения яда на кончики пятидесяти стрел. Индейцы охотятся с отравленными стрелами на крупных диких зверей. Можно судить об опасности этих наконечников, если даже малейшая царапина на теле животного приводит почти мгновенно к его смерти. Сами туземцы никогда не берут кокоа-лягушку голыми руками.

Как утверждает сотрудник Фармакологического института немецкой академии наук Р. Глезмер, животное, раненое стрелой с ядом кокоа, погибает в страшных судорогах от паралича дыхательных мышц. Кокоа-яд в 50 раз сильнее столбнячного, токсина, но так же, как и яд кураре, он не действует на пищеварительный тракт.

Из числа бесхвостых амфибий следует остановиться на представителе семейства круглоязычных — краснобрюхой жерлянке (Bombina bombin a). Сверху она черно-серого цвета с черными крапинками и двумя зелеными круглыми пятнами на спине, брюхо синевато-черное с большими оранжевыми пятнами. Водится жерлянка в западной и восточной части СССР, живет преимущественно в стоячих водах с глинистым дном. Вечером и ночью издает монотонные «укающие» звуки. Временами она выходит на сушу.

Будучи застигнутой на земле и не имея возможности спастись бегством, жерлянка принимает «защитную» позу — выгибает голову кверху и складывает передние лапы на изогнутой спине таким образом, что становятся видными бока светлого брюха, а также обращенные кверху светлые ладони передних и подошвы задних конечностей. Так она сидит спокойно иногда несколько минут. Если это не отпугивает врага, заинтересовавшегося жерлянкой, она выделяет из кожи спины похожий на мыльную пену едкий секрет, считающийся более ядовитым, чем кожный яд зеленой жабы. По-видимому, ни одно позвоночное животное не ест жерлянок. Ужи, во всяком случае, их не трогают. М. Физали (Франция) добывала яд слизистых желез, раздражая кожу жерлянки с помощью платинового шпателя и смывая выделившийся секрет водой. Он распространял невыносимо острый запах, вызывал чихание, слезотечение и боль в коже пальцев. Реакция раствора оказалась слабощелочной.


Обыкновенная чесночница (Pelobates fuscus)


Впрыснутый под кожу лягушке яд жерлянки вызывает оцепенение, мышечный паралич, расширение зрачков, ослабление, неправильность дыхания, паралич его и остановку сердца. М. Прошер извлек из кожи жерлянки вещество, вызывающее распад красных кровяных шариков крови, которое он назвал фринолизином.

Из хвостатых земноводных ядовиты также саламандры. Ядовитый сок зернистых желез кожи саламандры пятнистой (Salamandra salamandra ) — самандарин является алкалоидом. Мелкие рыбы дохнут в воде, в которую саламандры выпустили свой яд. Попав на язык собаке, яд вызывает смертельное отравление при признаках, сходных с действием яда, введенного под кожу. Смертельная доза яда для 1 кг веса собаки равняется 0,0009 г. Кролики более чувствительны к действию этого яда, чем собаки .

Самандарин в основном действует на центральную нервную систему, первоначально возбуждая ее, а затем парализуя центры продолговатого мозга. Ядовитый сок кожных желез саламандры может защищать ее от поедания некоторыми животными. У ящериц, кусавших саламандр, начинаются конвульсии. Собаки, индюшки и куры ели нарезанных на куски саламандр без всяких последствий, если не считать рвоты, появляющейся иногда у собак.

Яд земноводных при всей его токсичности практически мало опасен для человека, так как никто не станет брать жабу или саламандру в рот, а если и попытается проделать это хотя бы раз, то, наверное, уже не повторит своего опыта, так как почувствует жжение языка и слизистой оболочки рта. Очевидно, поэтому отпадает и вопрос о лечении отравления человека от яда амфибий. Необходимо, впрочем, остерегаться занесения яда земноводных в глаза.

Литература: Е Ф. Ф. Талызин «Ядовитые животные суши и моря». Издательство «Знание», Москва, 1970

Другие статьи по теме.

Мраморная амбистома (Ambystoma opacum) Синеногая мантелла (Mantella expectata)
Engl. Blue-legged mantella Лягушка помидор (Dyscophus antongilii)
Engl. Common tomato frog История с жабой повитухой: открытие или мистификация? Африканская роющая лягушка (Pyxicephalus adspersus)
Engl. African bullfrog

Рекомендуем ознакомится: http://www.zooclub.ru