Из рассказа «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

…Мы высадились на м. «Сенная площадь» и пошли вдоль канала Грибоедова. Просто гуляли и наслаждались прогулкой. Прошли 5 мостиков: Кокушкин, Вознесенский, Подьяческий, Львиный и Харламов. Наша цель – Никольский Морской собор и Мариинский театр – канал приводит как раз к тем улицам, которые ведут к этим местам.
…Никольский собор – действительно Морской. Здесь обязательно ставят две свечки – одну о здравие тех, кто в море, вторая о душах тех, кто нашел в нем свое последнее пристанище. Интересно, что сами петербуржцы этот собор очень советуют увидеть в белые ночи.
…Вот если бы я прочитала восторги гостей столицы по поводу, например, Большого театра – «Ах, какой хорошенький, ах, какие колонны, ах, какая колесница!», я бы про себя усмехнулась. От частого мелькания перед глазами он у меня уже таких эмоций не вызывает. А теперь такой шанс (усмехнуться про себя) есть у петербуржцев – смейтесь, начинаю. Ах, Мариинский театр, какой ты красивый!

Я в и

Мы высадились на м. «Сенная площадь» и пошли вдоль канала Грибоедова. Просто гуляли и наслаждались прогулкой. Прошли 5 мостиков. Кокушкин, Вознесенский, Подьяческий, Львиный и Харламов. Наша цель – Никольский Морской собор и Мариинский театр – канал приводит как раз к тем улицам, которые ведут к этим местам.

В прошлый раз мы по этому маршруту прокатились на теплоходике, но это были совершенно другие впечатления. Дело в том, что с уровня воды смотришь вверх, как из колодца и много не замечаешь. Внимание привлекла металлическая доска на одном из жёлтеньких питерских домов – «Здесь жила Галина Васильевна Старовойтова».

Сразу стало грустно. Я представила себе, как она ходила здесь каждый день, и тоже, наверное, любовалась и соседним Львиным мостиком, и тёмно-красным необычным зданием и шелковистыми нежно-зелёными прядями ив, свисающими в воду канала.


НИКОЛЬСКИЙ МОРСКОЙ СОБОР

Это творение Саввы Чевакинского – единственного конкурента Бартоломео Растрелли. Творческий поединок русского с итальянцем. Точка пересечения – стиль барокко. Есть такие стихотворные строки: «За окном в канале сонном прикасается к звезде Чевакинская часовня, отражённая в воде». Чевакинская часовня – это и есть Никольский Морской собор.

Никольский собор – действительно Морской. Здесь обязательно ставят две свечки – одну о здравие тех, кто в море, вторая за упокой тех, кто нашел в нем свое последнее пристанище. Да и место тоже считается причастным к морю – здесь между Фонтанкой и Мойкой располагались казармы лейб-гвардии флотского экипажа (элитной части российского флота) и там же, жили чиновники морского ведомства.

Интересно, что сами петербуржцы этот собор очень советуют увидеть в белые ночи. Представляю, как он может выглядеть – прозрачно-бело-голубой собор в таких же прозрачных бело-голубых сумерках – наверное, как сон.

У собора есть отдельно стоящая (на берегу Крюкова канала) колокольня, которая считается самой красивой в Петербурге. Я прочитала, что собор двухэтажный – здесь есть нижняя и верхняя церкви, но мы из-за лесов не рассмотрели. Внизу слева находится очень древняя греческая икона Николая Чудотворца (17в.) – покровителя мореплавателей.

Растрелли построил Смольный собор, Чевакинский – Морской Никольский ; Расстрели – Строгановский дворец на Невском, Чевакинский – Шереметьевский на Фонтанке (Фонтанный дом) ; Бартоломео – Воронцовский дворец на Садовой, Савва – Шуваловский дворец углу Малой Садовой и Итальянской улиц ; итальянец - Зимний дворец, Екатерининский и Петергофский дворцы, а Чевакинский – также руководил работами по сооружению дворцово-паркового ансамбля в Царском Селе. Я думаю – победила творческая дружба.

Вот если бы я прочитала восторги гостей столицы по поводу, например, Большого театра – «Ах, какой хорошенький, ах, какие колонны, ах, какая колесница!». я бы про себя усмехнулась. От частого мелькания перед глазами он у меня уже таких эмоций не вызывает. А теперь такой шанс (усмехнуться про себя) есть у петербуржцев – смейтесь, начинаю. Ах, Мариинский театр, какой ты красивый. Ну правда ведь. Я его вижу в первый раз и мне очень нравится его нежность, его салатовость, его лепнинная узорчатость. Такое большое фисташковое пирожное, политое растопленным белым шоколадом.
Наверное, уже кто-то не усмехается, а лежит в приступе хохота.
Ну правда ведь.

И снова приятные открытия. От Театральной площади, где напротив друг друга стоят Мариинка и Консерватория, мы пошли по симпатичной улице к Поцелуеву мосту через Мойку. Поняли, что старинные краснокирпичные стены впереди за мостом мы уже видели. Это оказалось Новая Голландия.

Сам квартал мне очень импонировал. Интересно, что в разных районах Петербурга всегда возникают разные ощущения. Вот здесь мне показалось, жили актрисы и под их окнами бравые военные бросали букеты. Или же, как раз, наоборот, здесь очень органично снимать киносцены, когда восторженные барышни с изящных балкончиков кидают бутоньерки проезжающим конным красавцам-гвардейцам.

Берега этого участка реки Мойки носят разные названия. Правый (если идти к центру), так и называется - Набережная реки Мойки и здесь находится Юсуповский дворец, и, значит, все события, связанные с Распутиным, произошли именно здесь.

А противоположная сторона – Большая Морская, на ней прочие светлые и жёлтые дома расталкивает плечами один тёмно-коричневый в английском стиле – это музей В.Набокова. Надо будет сюда обязательно сходить в следующий раз.

14 дек, 2015 17:39 (UTC)

Есть мосты в Петербурге.
Шесть сотен мостов.
Не припомнить и за день
Всех его островов.
Есть Васильевский, Заячий,
Каменный есть.
В этих строчках ты знаешь ли,
Всех, пожалуй, не счесть!
Сто один числят остров -
Вот наш город каков!
Людям было б не просто
Обойтись без мостов
Вот тяжелый, гранитный,
С чуть горбатой спиной,
Вот чугунный, отлитый,
Весь почти кружевной.
Львы крылатые, кони
Глядят с высоты.
Незаметно, спокойно
Служат людям мосты.