Москва в кольце

Москва многие века является крупнейшим городом столицы, хотя в 16-ом, к примеру, веке она целиком умещалась в пределах Садового кольца, т.е. ее можно было пешком обойти за пару-тройку часов. В теории обойти, конечно, потому что долгое время дороги и мостовые были не самой нашей сильной частью, признаем сразу))

А на месте современного Садового кольца раньше вообще были защитные ров и вал вокруг столицы, за которыми располагался (вплоть до Бульварного кольца) Земляной город. От набегов неприятеля кроме рва и вала (его насыпали по приказу Бориса Годунова в период с 1591 по 1592 годы после нашествия войск крымского хана Казы-Гирея, разорившего город) столицу защищали деревянная стена с башнями. Она, правда, во время пожара 1611 года полностью сгорела, однако в середине века семнадцатого на ее месте из старых бревен («острог») соорудили новую крепостную стену. Историки говорят, простояла она тут около столетия, после чего остался только вал, но и его после 1812 года полностью уничтожили. Вот на месте бывшего рва и вала и проходит нынешнее Садовое кольцо, чего по его внешнему виду и не скажешь даже.


Оригинал

Бульварное кольцо
Лежит в кольце Садовом.
Садовое кольцо
Лежит в кольце застав,
А из него Москва
Стремится к далям новым,
Как руки, широко
Проспекты разметав.
.
Как животворный сок
Течет в стволе древесном,—
Струятся москвичи
Меж вековых колец.


В 1816 году был утвержден проект, разработанный «Комиссией для строения Москвы». Согласно плана, остатки Земляного вала должны были снести, осыпавшийся и обмелевший ров засыпать, а поверху устроить широкую кольцевую дорогу, мощеную булыжником. Под устройство тротуаров с обеих сторон улицы выделялось в общей сложности 25 метров, при расстоянии между красными линиями зданий под 60 метров в отдельных местах. Территорию перед домами предписали обустроить палисадниками из различных насаждений самим владельцам домов, причем, по своему вкусу.

Именно с этого момента и начинается история Садового кольца, его зарождение. Образовавшаяся кольцевая улица была засажена деревьями и стала называться Садовой (затем разделённой на отдельные улицы).
Реализовали проект практически полностью к 1830 году. Палисадники не были устроены перед домами только со стороны Замоскворечья, а также на имевшихся тогда площадях. Общественными бульварами стали Зубовский и Смоленский валы, а Новинский оставили как место для организации народных гуляний, т.к. в ту пору он представлял собой широкую площадь.



Оригинал

Сегодня Садовое кольцо – это центр столицы, а, значит, и выглядеть должно соответствующим образом. Не нужно забывать при этом и о комфорте, а кто, как не москвичи, лучше знает, что обозначает для них это понятие? Именно по этому благоустройство Садового в рамках программы «Моя улица» было вынесено на широкое обсуждение.
Сам же старт первого этапа благоустройства (все, что касается инженерки и сетей), был дан сегодня Собяниным.

Сегодня высокая комиссия из меня и представителей мэрии (я скромный, да) осмотрели ход реконструкции водопроводной магистрали на Садово-Кудринской и Большой Садовой улицах. Кстати, хочу заострить внимание: если вдруг у кого сложилось впечатление, что программа «Моя улица» - это только внешнее благоустройство, то это далеко не так. Очень важно, что предварительные работы включают полную модернизацию всех сетей (теплосети, электрокабели, газ и водопровод), снижая, таким образом, риск всех аварий. Уменьшается вероятность того, что после благоустройства разорвется какой-нибудь трубопровод и придется все перекапывать.


В прошлом году, например, по программе «Моя улица» переложили более 109 км сетей. В этом году их количество будет увеличено до 280 км (больше всего – электрокабелей – 239 км, плюс 7,3 км газовых сетей, 21,4 – водопроводных, 6,2 – тепловых, 5,6 - водостоков). Дополнительно проведут ремонт 86 вентиляционных шахт коллекторов. Подобная мера, как говорят специалисты, избавит центр Москвы от необходимости проводить ремонт еще примерно на 50 лет.

Старый, 80-летний водопровод на Садовом кольце раньше не переделывали, это его первая реконструкция. Причем строители в работе применяют новейшую, бестраншейную технологию, благодаря которой улицу не раскапывают и движение машин не перекрывают. Новый полиэтиленовый трубопровод прокладывают прямо внутри старой чугунной трубы. Материалы, кстати, наши, отечественные.


Но все это технические подробности. Самое главное, что сделают для Садового кольца – это вернут ему деревья. Почти 1.5 тысячи саженцев будет высажено вдоль тротуаров. В итоге они соединят между собой скверы Садового кольца, которые, таким образом, вновь станут зеленым поясом центра Москвы.


Кроме озеленения, проект благоустройства предусматривает расширение тротуаров и пешеходных зон, унификацию ширины проезжей части до 4-5 полос в каждом направлении, ликвидацию "бутылочных горлышек" и создание дублёров с размещением на них карманов для парковки, новую систему уличного освещения, установку остановок общественного транспорта нового образца (с электронным табло, билетными автоматами, бесплатным Wi-Fi) и многое другое.
Это лишь первый этап реконструкции Садового. В 2016 году по программе «Моя улица» сделают часть кольца от улицы Старый Арбат до улицы Долгоруковской. Полностью же работы на нем завершат в течение 3 лет.