Австрийское образование: пример эволюционного усовершенствования.
В последние годы возрастает внимание к опыту систем образования зарубежных стран. В центре интереса оказались наиболее развитых государств - США, Германии, Франции, Великобритании и Японии. Австрия избрана нами потому, что в 20 веке она счастливо избежала соблазнов достичь в образовании немедленных положительных результатов путем радикальных педагогических инноваций.
Общие характеристики системы школьного и высшего образования Австрии
Как известно, современная Австрия (более точно - Австрийская Республика) возникла во время распада Австро-Венгерской империи, унаследовав далеко не наибольшую часть её человеческих и территориальных ресурсов. На небольшой и преимущественно гористой территории живёт чуть больше 8 млн человек, две трети которых сосредоточены в городах. Государственный язык - немецкий, доминирует католическая церковь, которой значительно уступает протестантская. Австрия - нейтральная демократическая страна с присущим большинству немецкоязычных стран федеральным устройством (9 земель) и большой столицей, в которой живёт каждый четвёртый австриец.
Система образования Австрии сохраняет признаки бурного прошлого страны, постоянно находившейся в эпицентре всех европейских континентальных событий. Венский университет основан в 1365 г. весьма почтенный возраст имеют университеты в Граце (1585 г.) и Инсбруке (1669 г.). Уже в самом начале перехода от аграрного общества к индустриальному правители страны придавали большое значение развитию системы обязательного образования, которое в 1774 г. предусматривало 6 лет обучения, а с 1869 г. его срок был продлён до 7 лет - в то время один из самых высоких показателей в мире.
19 век стал временем быстрого развития австрийской системы образования, значительно превышавшей среднеевропейские стандарты: появилась группа высших технических заведений. Случившиеся в эту эпоху войны, революции, распад империи, конечно, мешали деятельности школ, но и в этих неблагоприятных условиях продолжительность обязательного обучения в Австрии росла.
Рубежом в развитии образования Австрии после восстановления её независимости стал 1955 год. Сами австрийцы рубежным считают 1962 г. когда был принят Закон об образовании, основные положения которого действуют и сегодня. С 1962 г. продолжительность обязательного образования достигла 9 лет, а его структура окончательно стабилизировалась.
Девятилетнему обязательному образованию предшествует дошкольное воспитание со средним охватом детей. Начальная (Volksschule - "народная") 4-летняя школа при-нимает детей с 6 (или 7) лет. После её окончания, согласно принятой в Австрии немецкой модели среднего образования, ученики выбирают один из двух потоков: первый - "академическое" обучение с выходом на университеты; второй - профессионализированное обучение, цель которого - подготовить учеников к последующему выходу на рынок рабочей силы. Переход на второй поток свободен, для получения разрешения обучаться на первом потоке ребёнку необходимо иметь высокие оценки (по крайней мере, по языку, чтению и математике).
На академическом потоке обучение длится восемь лет. Оно разделено на два равных цикла и заканчивается выпускными зкзаменами на аттестат зрелости (matura). Всего имеется три вида старших академических средних школ (гимназий): языковые или гуманитарные; естественно-математические; коммерческо-экономические или специализированные. Часть учеников избирает 5-летние средние профессиональные школы, которые также присуждают "мату-ру" и дают выпускникам возможность получать высшее образование.
Обучение на втором потоке состоит из 4 лет базовой средней школы (Hauptschule) и одного года политехнического обучения (9-й класс, последний год обязательного образования). Его посещают около 25% возрастной группы - дети с наиболее низкими способностями и ожиданиями. В дальнейшем они вместе с другими подростками уходят в систему дуального ученичества: 4 дня в неделю осваивают профессию на рабочем месте, но имеют день теоретического обучения в профшколах. Ученик и работодатель подписывают контракт, который определяет все детали профессионального становления.
Высший уровень образования в Австрии представляют 12 университетов и 6 высших художественных школ, имеющих высокое международное реноме. 1990-е годы отмечены в этой стране заметным прогрессом - успешным эволюционным созданием разветвлённой системы высшего профессионального (неуниверситетского) образования, ориентированного на ту часть молодёжи, которая получает среднее образование не в гимназиях, а в профессионально-технических заведениях разного типа. Образцом для подобной реформы были избраны высшие профессиональные школы соседней Германии - Hochfachschulen.
Австрийские высшие профессиональные школы - полноценные учебные заведения, дипломы которых рассматриваются как равные по общественной ценности магистерским дипломам классических австрийских университетов. Заметим, что новая международная образовательная классификация, принятая ЮНЕСКО в 1997 г. (МСКО-97), впервые в истории развития мирового образования ликвидировала монополию университетов на высшее образование. Действительно, академические университетские дипломы (так называемый тип А) считаются эквивалентными дипломам высших профессиональных заведений (дипломы типа В), если последние принимают студентов после получения полного среднего образования и учат 7-9 семестров (от 3,5 до 4,5 лет).
В Австрии придают большое значение и обучению взрослых, для чего создана разветвлённая сеть неуниверситетских высших народных школ (Volkshochschulen) числом около 350, а также 2400 местных институтов и колледжей. Обучение граждан ведут и публичные библиотеки. В этом секторе немало частных заведений, которые предлагают хорошую профессиональную подготовку. В конце концов, каждый гражданин Австрии может совершенно свободно (!) посещать лекционные занятия в университетах, но это не даёт ему права сдавать экзамены и получить диплом.
Причины образовательных реформ и эволюция их моделей
Вступление Австрии в Европейский Союз не стало каким-то переломным моментом для её системы образования, поскольку уже Закон об образовании 1962 г. заложил основу школьной системы, отвечающей образцам в развитых странах Европы. На уровне среднего образования в этой стране больших структурных изменений не происходило более 40 лет. Но это отнюдь не означает, что в альпийской республике текущая деятельность школ всех уровней происходит именно так, как в прошлом. Реалии жизни - расширение образовательных обменов, увеличение количества молодых австрийцев в университетах Америки и Западной Европы, необходимость сохранять высокое качество промышленных изделий и свою часть мирового рынка - принуждали всю систему образования постоянно совершенствоваться и перестраиваться, обновлять содержание и методы обучения.
Именно в этой сфере пример Австрии особенно интересен. Имея возможность выбирать из многих вариантов и моделей, австрийцы избрали мало распространённый в мире метод "маленьких шагов", отказавшись от революций в пользу управляемой и контролируемой эволюции.
Это было непростое решение, ведь Австрия имеет большой опыт авторитарных реформ. Речь о том, что в этой стране столетиями работали "монархические" реформы, присущие социумам с концентрацией всей власти в руках одного лица. Упомянутые нами образовательные декреты 1774 и 1869 гг. были обычными для того времени императорскими указами (распоряжениями), выполнение которых обеспечивалось авторитетом монарха и привлечением к делу достаточных финансовых и человеческих ресурсов. Не только в Австрии - и в других странах с тоталитарным правлением - образовательные реформы прошлых веков в большинстве случаев были успешными.
Переход к демократическому управлению с чётким отделением законодательной и исполнительной ветвей власти повысил влияние граждан на деятельность образовательной системы, но создал определённые препятствия на пути внесения изменений в образование. Эти препятствия нарастали одновременно с углублением демократических основ общества и учётом приоритетов избирателей. Сперва министры образования действовали по старым образцам, подражая примеру императоров и царей. Но, очевидно, всё чаще их полномочий оказывалось слишком мало для осуществления задуманных шагов - тысячи исполнителей, защищенных законами о правах гражданина, могли иметь собственное мнение относительно предлагаемых изменений и саботировать планы реформ.
Отличительные черты Австрии как "колыбели умеренных реформ" проявились ещё во время так называемой Первой Республики, возникшей в 1918 г. после распада Австро-Венгерской империи. Полноту власти в стране получили не левые экстремисты с их непреодолимым желанием строить новое лишь после полного разрушения и вывоза на свалку всего созданного предшественниками, а социал-демократы. Последние имели хорошего лидера в сфере образования - Отто Гльокеля, который вошёл в историю страны как выдающийся и успешный реформатор.
Его планы отличались гуманистичностью и базировались на принципах, которые позже легли в основу известных всемирных конвенций о правах человека и защите детей. Несмотря на тяжёлое экономическое и социальное положение в стране, О. Гльокель начал реформировать основы работы школы, ориентируя её внимание не только на наиболее подготовленных представителей верхушки общества, а на всех детей, и прежде всего - бедняков. В законодательстве всем детям было гарантировано качественное 8-летнее образование. Несправедливая система из ряда промежуточных школ, затруднявшая движение к высшему образованию, была заменена на единую интегрированную промежуточную школу для детей в возрасте от 10 до 14 лет.
Весьма успешно начатые реформы О. Гльокеля, к сожалению, не были завершены - установление фашистского режима в Австрии изменило высшие приоритеты властной элиты.
Австрийцы сделали правильные выводы из трудных исторических уроков. Но не всё из опыта прошлого было признано достойным забвения - образовательные принципы О. Гльокеля получили новую жизнь. Австрийцы отказались от рискованных и трудных для большинства граждан революционных изменений в образовании, избрав метод Гльокеля - проводить такие преобразования, которые получат поддержку большинства населения и не повлияют на нормальную деятельность школ и других учебно-воспитательных заведений.
Именно поэтому во второй половине XX столетия в Австрии происходила долгая эволюционная перестройка школьного образования - с 1962 по 1994 г. парламент принял 15 поправок к Закону об образовании. Каждый раз этому предшествовала одна и та же процедура, характерная для современной демократической модели "законодательных" реформ:- Политики и эксперты-учёные с участием широкой общественности обсуждают группу идей относительно развития образования. Согласовывается решение о начале педагогического эксперимента.
- В рамках имеющихся или новых (так называемых "рамочных") законов финансируется и проводится эксперимент. Его следствия анализируются инициаторами или их преемниками.
- В случае положительных выводов о результатах эксперимента новый закон (или, как в Австрии, очередная поправка к стабильному основному закону) даёт возможность расширить финансирование и реализовать положительные изменения во всей системе образования или в его большей части.
Европейский вектор изменений системы обязательного образования Австрии
Если сравнивать глубину интеграции западноевропейских стран в экономике и образовании, то окажется, что последнее остаётся почти целиком уникальным и национальным - нет в Европейском Союзе обязательных предписаний, вменяющих в обязанность всем странам использовать одинаковую структуру школы, одинаковые шкалы оценивания и пр. Но при этом в каждом демократическом государстве образование построено на сходных основах и имеет одинаковые стратегические цели. Особенно хорошо это прослеживается в системах обязательного образования, где изменения и усовершенствования в последние десятилетия происходили практически в одних и тех же общих для всех стран Европейского Союза направлениях и секторах. Перед начальной и основной школой в странах Европы стоит общая задача - обеспечить детей знаниями, развить их базовые умения, чтобы молодые люди могли эффективно социально и профессионально интегрироваться в то общество и тот рынок труда, которые сформировались как на национальной, так и на общей европейской территории. В системе обязательного обучения в Австрии планы изменений и усовершенствований в последнее время были ориентированы на достижение следующих целей:- дальнейшее обеспечение равенства возможностей получения качественного образования для всех детей и подростков;
- исключение случаев неполучения частью молодёжи базового среднего образования, в частности, детьми эмигрантов;
- обеспечение равновесия и стабильности, эволюционной формы всех социальных изменений с соблюдением мировых конвенций о правах человека и защите детей;
- получение эффективности дальнейшего обучения молодёжи в системе среднего и послесреднего образования, создание предпосылок для того, чтобы вся система первичного образования обеспечивала каждому представителю молодых поколений Австрии выход на рынок труда с дипломом профессионала;
- использование в новых условиях информационно-технологической революции идей О, Гльокеля о необходимости формировать у детей и молодёжи стремление к непрерывному обучению и самообучению, к получению навыков адаптации в быстро изменяющихся условиях труда на национальном и европейском рынках, к умению объединять работу и обучение.
- исключение случаев преждевременной селекции и необъективного оценивания способностей и возможностей детей и подростков при определении уровня и профиля их дальнейшего обучения;
- сокращение (вплоть до полной ликвидации) практики повторения учебного года;
- усовершенствование методов и средств своевременной помощи тем детям, которые имеют значительные проблемы с выполнением школьной программы;
- повышение эффективности базового образования путём интенсификации обучения, использования новых методов (пример - расширение использования компьютеров и частичный отказ от опоры только на текст традиционных учебников) и поддержка той части учеников, которые прилагают усилия к сокращению времени выполнения учебных программ;
- создание правовых предпосылок для применения разных программ обучения, их постоянного усовершенствования с сохранением необходимого для целостности ядра, фактически уже сформировавшегося в Европе (пример - комплекс предметов остаётся стабильным, а их содержание и время изучения может изменяться);
- поддержание более тесного сотрудничества между учителями, а также школы с местным окружением, которое обеспечивает не только улучшение ресурсных возможностей учебного заведения, но и успешную социализацию молодёжи через её участие в жизни и делах общины (большой опыт накоплен в деле охраны и защиты окружающей среды при активном участии школьников и пр.);
- постоянное усовершенствование деятельности всей системы специального образования, применение, новых методов социализации детей с особыми потребностями;
- повышение внимания общества к фигуре учителя, обеспечение его высокого общественного рейтинги, сохранение традиционной для немецкоязычных стран практики хорошей социальной защиты учителей и выплаты им относительно высоких зарплат; усовершенствование системы подготовки и переподготовки учителей.
Из вышеизложенного не следует делать вывод о том, что средние и высшие школы Австрии не имеют проблем. Но граждане небольшой aльпийской республики имеют все основания гордиться как историей, так и настоящим своей системы образования - одной из самых старых и самых эффективных в Европе. В условиях, когда средний для всех стран мира показатель успешности образовательных реформ составил к концу 20 столетия всего 13% (данные ЮНЕСКО, и Всемирного Бюро Образования), Австрия достигла гораздо большего - практически полного выполнения планов и проектов в сфере воспитания и обучения детей и молодёжи.
"Народное образование", 2003, №6, с.142-146
Рекомендуем ознакомится: http://rudiplom.ru