Тема: ЭГП Казахстана. Природные условия и ресурсы.
Сформировать представление о государственно1й территории. Определить место Каазсхатана среди государств СНГ и стран мира по площади и по численности населения. Познакомить с административно-территориальным делением страны
Сформировать знания учащихся об административно-территориальном устройстве, форме правления, государственных символах
Сформировать знания учащихся о природных условиях и географии природных ресурсов Казахстана, дать их классификацию
Сформировать знания учащихся о способах рационального использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека с учётом экологических проблем и нахождения их решения.
Воспитание чувства патриотизма и чувства гордости за свою страну, одну из крупнейших по площади и численности населения, также по наличию различных природных ресурсов;
Использование мультимедийной системы как новой формы обучения для повышения качества образовательного процесса.
Учитель объявляет цель урока и свои требования к учащимся:
- Мы будем знакомиться с населением и экономикой своей Родины. Каждый из вас скоро будет частью экономики Казахстана. Необходимо понимать проблемы страны и вашей местности ,научиться находить пути их решения. Каждый гражданин должен знать свою страну, отличие своей малой родины от других территорий. Казахстан живёт в эпоху перемен. Перемены касаются экономики, условий жизни и работы людей. Сейчас они касаются ваших родителей, а через несколько лет вам придётся решать проблемы страны.
2.Введение в тему:
1.-Вспомните, что такое географическое положение.
(положение к экватору и нулевому меридиану океаном, климатическим поясом)
- Сегодня мы изучаем географическое положение Казахстана.
Запишите тему урока: “Экономико-географическое положение Казахстана. Природные условия и ресурсы”.
Эпиграфом к уроку может быть отрывок из стихотворения Виктории Запуниди «Моя Родина – Казахстан»
Родина моя - Казахстан!
Там лазурное небо и снежные горы,
Бескрайних полей золотые просторы.
Закаты как в сказке и звездные ночи,
Рассветы ясны как красавицы очи.
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи.
Манящие тайной святые озера
И лоз виноградных витые узоры…
- Дайте оценку географического положения Казахстана: (слайд 3)
- На каком материке расположена наша республика?
- В какой части материка она расположена?
- Каково место Казахстана в мире? (9 место)
- Протяжённость границы Казахстана составляет… (15000 км) (слайд 4)
- назовите природные зоны. Которые занимают значительную площадь территории нашей республики (пустыни и полупустыни)
- Какие проблемы это вызывает? (нахватка воды)
Сделайте вывод о географическом положении страны: (не совсем выгодные):
«+» ФГ положения РК
- С какими государствами граничит Казахстан?
- Назовите площадь территории нашей республики? (2724. 9 тыс. км 2 )
- Из скольки администативно-территориальных областей состоит наша республика? (14)
- Назовите их и покажите на карте (слайд 5)
- Назовите главный документ нашей республики (слайд 6) (Конституция)
По Конституции Республика Казахстан – это унитарное государство с президентской формой правления. У республики есть свой флаг, герб и гимн, которые символизируют свободу, независимость и суверенитет страны. (слайд 7)
Изучение нового материала.
На уроке вводятся новые термины “Экономико-географическое положение страны -
это ее положение по отношению к объектам, имеющим экономическое значение:
транспортным путям, государствам, сырьевым базам. (Слайд №8 )
Знакомство с типовым планом характеристики ЭГП.
- С пунктами 1-4 мы уже поработали. Поэтому приступим к рассмотрению 5 пункта – транспортные пути.
Работа с книгой: стр. 7 (То обстоятельство… до конца параграфа)
- читая текст учебника, выпишите основные виды транспорта и транспортные направления в РК.
Сосредоточение крупных трансортных магистралей (Жибек Жолы – ВШП)
Пересекаются 72 международные авиационные линии, 51 аэропорт, 13 – международные
Развитый ж/д транспорт: Восток-Запад (Китай-Казахстан-Россия-Европа), «Север-Юг»
Вывод: Важным для ЭГП является использование территории Казахстана для грузов из Китая в Россию и Европу, из России в страны Азии. ЭГП не остаётся неизменным: меняются отношения между странами, прокладываются новые дороги (мировоззренческие идеи). Неизменно лишь географическое положение.
Практическая работа №1. (Слайд №11)
“Определение по картам экономико-географического положения Казахстана”.
Цели и задачи работы:
Углубление знаний о географическом положении Казахстана по отношению к группам стран или отдельным странам на границах Казахстана.
Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие страны. Оценим природные условия и ресурсы.
- Для начала вспомним. Что называют условиями, а что ресурсами:
Класс делится на 4 группы: (чтение своего пункта и выделение главного, запись в тетрадь)
1 гр: минеральные ресурсы
2 гр: Земельные ресурсы
3 гр: водные ресурсы
4 гр: Биологические ресурсы
- Из природных богатств Казахстана, какие ресурсы принесли ему мировую славу? (минеральные)
- По запасам минеральных ресурсов РК стоит на 6 месте в мире.
Назовите статистические данные по запасам минеральных ресурсов: (вольфрам – 1 м, хромит и фосфор – 2 м, марганец – 3 м, свинец и молибден – 4 м, железо – 8 м)
- Одно из главных богатств страны - руды черных и цветных металлов.
- А с чем связано размещение полезных ископаемых?
(С геологическим строением.)
Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?
(север и восток страны)
Какими основными видами представлены топливные ресурсы?
Ученики: нефтью, углем, газом .
Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?
(запад Казахстана) В настоящее время доказанные запасы Казахстана составляют 3,6 млрд тонн нефти и газового конденсата (крупнейшие: Тенгиз, Карачаганак, Жпнпжол, Жетыбай, Кенбай, Каламкас, Каражанбас, Кумколь, Узень) Крупнейшим разведвнным месторождением нефти в шельфе Каспийского моря является месторождение Кашаган (4,8 млрд тонн)
Учитель: Казахстан обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.
( Павлодар, район Каспийского и Аральского морей)
- Назовите общую площадь земельных ресурсов Казахстана (270, 1 млн га – 82% пригодны для с/х)
В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?
( на севере республики (зона степей))
Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года. Что выращивают в Казахстане?
( зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель и др)
Учитель: Какое развито животноводство?
( мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство и др).
Учитель: Одна из острейших проблем – это нехватка …
Учитель: Какова закономерность размещения водных ресурсов на территории республики?
(водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой северный регион).
Объём поверхностных вод – 115, 3 млрд м 3
85 000 рек, протяженность примерно 8 000 из них превышает 10 км
48 000 озёр. Более 4 000 водохранилищ и плотин
Что можно сказать о биологическом разнообразии страны? (ответы детей)
Сколько заповедников создано в республике? (10 заповедников)
Учитель: Итак, какую географию мы с вами сегодня начали изучать?
Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:
Казахстан имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе материка Евразия. на юге граничит с Монголией. Богата сырьевыми ресурсами.
В состав РК входит 6 экономических районов, 14 областей среди которых (Костанайская, Усть-Каменогорская, Южно-Казахстанская, Карагандинская, Западно-Казахстанская и Павлодарская области).
Природные условия Казахстана в целом очень благоприятные. бедна природными ресурсами, за исключением водных.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока).
§ 1-2, выполнить задания на контурной карте.
Рекомендуем ознакомится: http://works.doklad.ru