Туризм служит важным средством гармонического развития трудящихся масс, укрепления их здоровья, воспитания современного человека активным членом общества. Туризм как общественно-социальное явление призван охранять и укреплять здоровье людей, обеспечивать содержательный досуг населения. В том же плане важность туризма как одного из наиболее массовых и доступных средств физического совершенствования людей на современном этапе развития общества.
Подобное внимание к туризму не случайно. Использование туризма как активного средства воспитания личности позволяет позитивно влиять на формирование жизненно необходимых человеку умений и навыков, совершенствование его двигательных способностей, развитие морально-волевых и интеллектуальных качеств. Кроме того, туризм предполагает участие занимающихся им в разнообразных общественно полезных делах.
Занятия туризмом нельзя рассматривать как кратковременное развлечение, как самоцель для удовлетворения прежде всего личных интересов человека, в отрыве от умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Как показала практика, только средствами туризма в общей многолетней системе физического воспитания человека нельзя добиться должного физического совершенства. Определенную пользу занятия туризмом приносят лишь в совокупности с другими средствами этой системы: играми, гимнастикой, спортом.
Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.
Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель - формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной, военной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач. Кроме того, активные занятия туризмом со спортивной направленностью, обусловленные выполнением обязательных требований по руководству категорийными походами в соответствии с Единой всесоюзной спортивной классификацией, позволяют формировать и совершенствовать организаторские способности человека.
Воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи в туризме относятся к категории общих задач, т. е. их решение осуществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специальной физической подготовленности занимающихся. Например, во время похода воспитательная задача решается непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, т. е. происходит формирование чувства коллективизма, подчинение личностных интересов общественным; кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.
Одновременно с воспитательной задачей в походе решается и образовательная. Имеется в виду закрепление знаний по краеведению, природоведению, топографии, полученных занимающимися до похода, т. е. в данном случае теория подкрепляется практикой. В походных условиях также совершенствуются знания по методике формирования двигательных умений и навыков.
Оздоровительная задача решается посредством правильно организованного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил личной и общественной гигиены. Периодическое переключение на туризм людей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом или плаванием, позволяет ликвидировать нежелательные последствия адаптации человека к физическим нагрузкам. Адаптация обусловлена тем, что в результате длительного стандартного выполнения одной и той же физической нагрузки прекращается процесс появления новых приспособительных сдвигов (перестроек) в организме. В данном случае нужна временная переориентация человека на несколько иной род деятельности, но также сопряженный с определенными физическими нагрузками. Периодические занятия туризмом человека, приобщенного к физической культуре, в значительной мере способствуют поддержанию его организма на достаточно высоком уровне физической подготовленности.
В целом, что касается спортивных задач в туризме, следует отметить три момента. Во-первых, занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта. Во-вторых, они предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике. В-третьих, туристские походы регламентируются Единой всесоюзной спортивной классификацией, что, в свою очередь, требует соответствующей спортивной подготовки их участников, т. е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме.
Частные задачи в туризме связаны со специальной подготовкой к тому или иному походу в зависимости от его назначения. Походы по местам революционной, боевой и трудовой славы направлены на военно-патриотическое воспитание молодежи. Учебные туристские походы требуют соответствующих условий для проведения учебных занятий по технике и тактике туризма, выбору места и устройству биваков, приготовлению пищи, т. е. решают задачу формирования таких умений и навыков у участников, которые в будущем помогут им самостоятельно организовать и провести туристские мероприятия.
Сложные категорийные походы связаны с длительной предварительной подготовкой их участников. Некоторые сложные походы проводятся с целью испытания туристского снаряжения. В отдельных туристских экспедициях решаются народнохозяйственные задачи (изучение ледников, флоры и фауны в труднодоступных районах, составление и уточнение карт, метеонаблюдения).
Туризм как явление представляет собой своего рода систему мероприятий, в которой необходимо различать в качестве компонентов идеологические, естественнонаучные, научно-методические, организационно-управленческие и программно-нормативные основы.
Естественнонаучные основы туризма предполагают обоснование оздоровительного эффекта при занятиях им. Изучение морфологических и функциональных перестроек организма человека в процессе занятий туризмом позволяет решить вопросы возрастной периодизации занимающихся, рационального питания в походе, личной и общественной гигиены, жизнеобеспечения в походах с экстремальными условиями, приспособляемости к горным условиям, образования гипоксической устойчивости, акклиматизации организма и др. В данном случае посредством дисциплин медико-биологического цикла (физиология, анатомия, биохимия, гигиена и спортивная медицина) представляется возможным фундаментально изучать влияние различных видов и форм туризма на организм человека.
Научно-методические основы туризма включают обоснование занятий в туристских группах и секциях как управляемого педагогического процесса. Важное место здесь отводится объяснению методов обучения туристским приемам, а также методов тренировки квалифицированных туристов. Рассматриваются и различные стороны туристской подготовки (физическая, теоретическая, тактическая, техническая, морально-волевая). В научно-методических основах туризма должны быть отражены обоснование туристских мероприятий в плане патриотического воспитания людей, классификационные и многие другие вопросы.
Организационно-управленческие основы туризма включают органы управления, кадры и материальную базу.
Программно-нормативные основы туризма призваны определять направление, характер и содержание туристской работы в соответствии с целевыми установками. Все действующие в стране программы по физическому воспитанию (независимо от возраста, который они охватывают) включают требования по овладению туристскими умениями и навыками. Объем этих требований определяется как минимум комплексом ГТО. В качестве стимулирующих предпосылок приобщения широких масс населения к занятиям туризмом следует назвать также нормативы на значки "Юный турист", "Турист СССР", спортивные разряды и звания Единой всесоюзной спортивной классификации (раздел "Туризм спортивный"). Все они в целом представляют своего рода систему возрастающих научно обоснованных уровневых характеристик в овладении туристскими умениями и навыками.