Мировые религии
Конфуцианство
Конфуцианство это система которая занимается в основном этическими вопросами, определяет семейные ценности и правила управления государством. В нее так же входит традиционный китайский культ предков и созданный позднее, культ Конфуция, который считается покровителем образования и культуры. Сам Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н.э) был реформатором, который, пытался придать гуманистический характер существующим в управлении и социальной жизни традициям. Он побуждал своих учеников следовать идеалу почтительности, который он понимает как путь человека благородного и возвышенного. Возвышенный человек искренен, полон любви к родителям, покорен своему господину, следует социальным и религиозным норма, опирается на взаимность в отношениях с другими (Золотое правило) и имеет широкие познания в культуре. Более всего он проявляет гуманность (жень) к своим родственникам, друзьям и знакомым. Основанное на сыновней почтительности и гуманной этике общество управляется в соответствии с Пятью Отношениями: императора и подданного, отца и сына, старшего брата и младшего, мужа и жены, двух друзей. Эти отношения не просто формальные обязанности, они должны быть мотивированны чувством глубокой любви.
Законодатель должен обладать добродетелями возвышенного человека и править в основном с помощью собственного примера, а не применения силы. От правителя, который опирается на принуждение, не сохраняется даже имени. Правление, которое не поддерживает народ, теряет Мандат Неба и вскоре свергается. Это может служить оправданием для революции.
Канонические писания конфуцианства - это пять классических трактатов и четверокнижие. Пять классических трактатов, за редким исключением - это древние источники, которые изучал сам Конфуций. Из которых он черпал свои поучения и которым давал свою авторскую оценку.
- В Книгу Песен (Ши цзин) входят ритуальные оды, любовные песни и, песни описывающие жизнь древних китайских правителей с X по VII в до н.э
- Книга истории (Шу цзин) состоит из речей и указов времен ранних Чжоу (1122-722 гг. до н.э) в основном относящихся к временам правления конфуцианских культурных героев: царей Вень и У, князя Чжоу
- Анналы Весны и Осени (Чунь Цю) - это хроники царства Лу
- Книга ритуалов (Ли Цзы) - сборник материалов связанных с ритуалами и близкими к ним социальными формами, выражающих убеждение, что приверженность правилам социального и ритуального приличия есть внешнее выражение внутренней искренности и честности.
Книга перемен (И Цзин) считается канонической как в конфуцианстве. так и в Даосизме, но из ее многочисленных древних вариантов, только версия с конфуцианскими комментариями входит в Пять классических трактатов. И Цзин традиционно используется для гадания, но комментарии к ней наполняют эти оракулы конфуцианскими ценностями. Космология Инь-Янь и И Цзин лежит в основе метафизики которую признают как сторонники конфуцианства. так и даосы. Даосские учебники предписывают использовать И Цзин как руководство по гаданию, наставление по медитации и духовному росту и как основу для медицины, живописи и воинского искусства.
Четверокнижие составил неоконфуцианский ученый Чен И (1032-1107). Вместе с комментарием Чжу Си (1130-1200) Четверокнижие образует ортодоксальный стандарт и основу традиционного китайского образования. В Четверокнижие входят:
- Беседы и высказывания (Лунь Юй) - сборник афоризмов самого Конфуция
- Великое учение (Да Сюэ) - основной текст по вопросам образования
- Учение о середине (Чжун Юн) - философская трактовка Конфуцианской мысли
- Сочинение Мэн Цзы (372-289 гг до н.э) - крупнейшего последователя Конфуция
В качестве дополнения к пяти классическим трактатам и Четверокнижию, является Трактат о сыновьей почтительности, и, ряд фрагментов биографии самого Конфуция из классической китайской историографии (Ши Цзи) - автор которой Сыма Цянь (145-85 гг до н.э).
Примечание: Материал составлен на основе книги Всемирное писание
Рекомендуем ознакомится: http://www.avataram.ru