Основы садово-паркового искусства
Тема 1.2. Садово-парковое искусство Средневековья
Вопросы:
1. Сады Персии.
2. Садово-парковое искусство Китая.
3. Садово-парковое искусство Японии.
4. Садово-парковое искусство Средневековья.
5. Садово-парковое искусство в Испании.
В VIв.до н.э. персы во главе с царем Киром II завоевали все Двуречье – Лидию, Мидию, Иран, Палестину, Малую Азию, Финикию и Закавказье. Эту огромную державу назвали Персией, со столицей Пасаргады. Для Персии зарактерны:
• Сухое знойное лето, резкие зимние холода;
• Небогатая растительность (платан, кипарис, дуб, фруктовые деревья, розы;
• Наличие небольших оазисов среди сухих степей и пустынных нагорий.
В Персии выделяли следующие типы садов:
• Аллеи (Чор-Баг);
• Сады при виллах (Вилла Эшреф);
• Дворцово-парковые комплексы (Касри-Ширии, Хом-Кури).
Садово-парковое искусство Персии имело такие характерные особенности:
• строительство больших парков-"парадизов", разбитых на несколько отдельных участков;
• использование террас, каналов и бассейнов;
• использование богатого ассортимента растительности, в частности редких декоративных и фруктовых деревьев, цветов;
• включение в композицию роскошно отделанных павильонов и гротов.
2. Садово-парковое искусство Китая.
Садово-парковое искусство в Китае зародилось еще в глубокой древности. Сады того времени были связаны с даосизмом, согласно которому природа рассматривалась как обитель богов. Они представляли собой участки естественной природы, выделенные из окружающего ландшафта (так называемые «парки красивых мест» — бодарчу). С приходом из Индии в Китай буддизма (64 г. н.э.) садовое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу и несущих определенное настроение. Эмоциональная направленность парка обусловила классификацию его пейзажей по впечатлению на устрашающие (с темными рощами, нависшими скалами, грохочущей водой горных рек и т. д.), смеющиеся (открытые, залитые солнцем поляны, цветущие растения), идиллические (спокойная гладь воды, остров, пагода). Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Китая достигло в Х-XII вв. и вновь — в XIII-XIV вв. Китай в основном – «страна гор». Пейзажи очень разнообразны в связи с чередованиями возвышенностей и низин. Климат на западе континентальный, на востоке – мусонный.
В северной части Китая получили развитие большие сады, занимающие обширные территории в сотни гектаров, а в южной (экономический центр страны) — малые, устраиваемые при жилых домах.Для всех садов характерен ряд общих черт:
• Неотъемлемой (почти обязательной) частью сада и центром его композиции является водоем, который занимал значительную часть территории (30-70 %);
• Около водоема размещаются дворцовые постройки, образующие архитектурное ядро парка;
• Сооружения имеют яркую раскраску, оттеняющую зелень парков, и являются частью пейзажных картин;
• Ассортимент растений чрезвычайно богат: различные виды сосен, можжевельников, кленов, дуб китайский, кедр, груша, слива, вишня, ива, бамбук; много красивоцветущих — камелии, азалии, рододендроны; цветов, среди которых особенно ценились пионы и хризантемы, водоемы украшались лотосами, а их берега — ирисами;
• Скульптурное оформление используется редко. В основном это изображения птиц или животных — аиста, дракона, черепахи. Чаще встречаются естественные камни, которыми не только оформляют берег водоема или горку, но и устанавливают как «естественные» скульптуры.
В Китае можно выделить следующие типы садово-парковых объектов:
• Сады и парки при императорских дворцах (Ихэюань, большой дворцовый парк Пекина)
• Сады и парки при императорских гробницах;
• Сады при храмах;
• Сады естественных пейзажей;
• Домашние сады;
• Сады ученых или литературные (сады г. Сучжоу близ Шанхая – Лююань, Ваншиюань, Чжоужэньюань).
Характерные особенности садово-паркового искусства Китая:
• сад –часть жилого здания;чаще не имел своего входа (попадали в него через ряд длинных коридоров, двориков, узких переулков);
• большое количество и продуманное размещение МАФ, часто сказочной тематики;
• подчеркивание наиболее выразительных точек в пейзаже специальными проемами – «проникающими окнами», беседками, воротами;
• пейзаж и рельеф сформирован использованием разнообразных технических приемов (водоемы, «хуши»);
• большую роль играла образная символика (в названии садов, в растительности);
• императорские парки имели значительную площадь;
• центральное место – дворцовый комплекс;
• наличие малых не объединенных единой композицией садов;
• широкое использование искусственных водоемов, холмов, камней;
• использование интродуцентов
3. Садово-парковое искусство Японии.
Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VI в. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы и т. д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута.
Японский сад развивался вместе с культурой своего времени, подчиняясь религиозным концепциям буддизма и синтоизма. Выделяют следующие типы садово-парковых объектов:
• Императорские сады и парки (парк Кацура, Шугаку-Ин);
• Сады при монастырях (сад камней при монастырском храме Рёандзи в Киото);
• Миниатюрные садики при жилых домах;
• Сады для чайных церемоний.
Японские мастера XVIII в. выделяли следующие типы садов.
По характеру рельефа:
• Сад с холмами и водоемами;
• Плоский сад с водоемами и островами;
• Плоский сад без водоемов.
По основному компоненту, на котором заостряется восприятие:
• Сад камней,
• Сад мхов,
• Сад воды,
• Сад пейзажей и т. д.
Особенности садово-паркового искусства Японии сводятся в основном к следующим положениям:
• формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий;
• применение мотивов, подсказанных природой;
• традиционность; символизм;
• сдержанность (нет ничего броского, чувство меры и художественного такта);
• образная трактовка природы; связь с живописью;
• композиции из карликовых деревьев – бонсаев и создание на их основе миниатюрных садиков в емкостях;
• составление и украшение интерьеров икебаной;
• канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.
4. Садово-парковое искусство Средних веков.
Эпоха Античности с ее архитектурой, искусством, науками сменилась эпохой феодализма или Средневековья. В этот период происходит формирование европейских государств, постоянные междоусобные войны, восстания, утверждение христианства. В культуре средних веков (V-XV) выделяют два основных стиля: романский, царивший до половины XIII в. и готический, который сменил романский и господствовал до эпохи Возрождения.
Основные объекты садово-паркового строительства Средневековья:
• Монастырские сады,
• Сады при замках,
• Университетские сады;
• Ботанические участки при университетах.
Для средних веков характерно использование достижений античного естествознания и теории садово-паркового искусства и дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие особенности садового строительства Средневековья:
• геометричность планировки внутренних садиков;
• рядовые посадки и стрижка деревьев;
• лабиринт;
• феодальный тип синтеза искусств, то есть подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение их общей идее;
• символика.
5. Садово-парковое искусство в Испании.
В развитии мирового садово-паркового искусства важную роль сыграло образование в VII в. арабского халифата. В VIII в. сложилось могущественное государство арабов, объединившее завоеванные земли Сирии, Палестины, Ирана, Египта, Ирака, Испании. Ему характерны следующие особенности:
• климат жаркий и засушливый;
• частые суховеи, песок, пыль;
• обилие водных устройств: каналы, узкие потоки – полосы, бассейны, фонтаны;
• гористый рельеф;
• широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений (предпочтение отдавалось вечнозеленым породам: самшит, мирт, туя, кипарис, использовались лавр, олеандр, миндаль, апельсиновые, лимонные и мандариновые деревья, жасмин,розы, глицинии, магнолии, столетники, ирисы, нарциссы, мальвы.Цветы не играли решающей роли в композиции садов).
Сады имели следующие особенности:
• сады были небольших размеров и замкнуты. Большие сады разбивали на отдельные участки. Они напоминали озелененные дворики - патио.
• дворики соединялись небольшими калитками, расположенными так, чтобы композиция соседнего сада воспринималась внезапно.
• украшали их очень скромно: водоемы и скамейки отделывали глазурованными фаянсовыми плитками. Вода протекала по неглубоким каналам или поднималась вверх тонкими струями фонтанов.
• деревья были преимущественно одной породы.
Наиболее известными, дошедшими до наших дней шедеврами арабского садово-паркового искусства, являются сады в Испании. Гидротехнические познания римлян, развитые мавританскими учеными, позволили арабам за короткое время превратить скалистую Испанию в цветущий сад. Неиссякаемым источником влаги для арабов были покрытые снегом горы. Самые известные произведения садового искусства находились в Кордове, Толедо, Севилье и Гранаде. Главный дворец эмиров Гранады - Альгамбра (Красный дом) - начали строить в 1252 г. Строительство продолжалось 100 лет. Название дворца, очевидно, объясняется своеобразным видом стены протяженностью 3500 м, которая состоит из красных кирпичных клеток, заполненных бетоном. Вход в ансамбль Альгамбра оформлен порталом и рядом берестов. За порталом находился главный двор ансамбля (47 X ХЗЗ м) - Двор мирт - с огромным прямоугольным бассейном (45X7 м), окруженным густыми шпалерами мирт. И Альгамбра, и Генералиф не знают недостатка в воде, поступающей с гор Сьёрра-Невады. Чем жарче день, тем больше там воды, так как снег на вершинах гор тает интенсивнее. Бассейн Двора мирт украшен с торцов двумя простыми фонтанами, а над живой изгородью измирт возвышаются широкие кроны платанов. Двор оформлен алебастровыми колоннами и сводами, которые отражаются в спокойных подах бассейна. За Двором мирт следует Двор львов, устланный каменными плитами. Этот двор был украшен узким каналом и фонтаном на центральной оси. Окружали двор легкие аркады на колоннах. В саду росли шесть апельсиновых деревьев. У подножия фонтана, состоящего из чаши, которую окружали 12 мраморных львов, собиралась вода со всех многочисленных фонтанов Альгамбры. Отсюда она уходила в подземный канал и ниже орошала долину между Альгамброй и Генералифом, сплошь покрытую роскошной растительностью.
Сад третьего двора - Даракса, или Двора решетки,- украшают четыре кипариса и установленный в центре чашевидный тонкоструйный фонтан, очень изящной работы. Дворик выложен узорным рисунком. В саду растут розы, жасмин, олеандры и апельсиновые деревья. Из сада к возвышенности с летним дворцом ведет длинная аллея с двойными рядами кипарисов.
Сад Генералиф (в переводе Архитектурный сад) - бывшая летняя резиденция мавританских эмиров. Он расположен на склоне холма в виде террас, поднимающихся выше Альгамбры на 150 м. Интересен дворик с беломраморным каналом длиной 40 м, заполненным водой. С каждой стороны канала поднимаются ввысь тонкие струи воды, которые скрещиваются над ним и образуют водяной свод. По краям дворика растут апельсины и кипарисы. Перспектива сада заканчивалась беломраморным портиком. Разнообразная растительность и водные устройства были главными элементами закрытых садов Генералифа, разбитых на террасах. Вьющиеся розы, глицинии, плющ покрывали каменные ограды; магнолии, олеандры, кипарисы, пальмы, столетники, жасмин, мимоза, ирисы, нарциссы, мальвы образовывали неповторимые сочетания.
Характерные особенности испано-мавританского (арабского) садово-паркового искусства следующие:
• Формирование геометрической планировки сада в замкнутом пространстве с активными включениями различных видов оград в общую композицию;
• Создание патио как нового вида сада;
• Ассимиляция культуры паркостроения завоеванных народов;
• Ограниченное применение декоративных устройств;
• Использование рельефа (террасы) в качестве основных элементов ландшафта;
• Применение формовки растительности в композиции сада;
• Учет индивидуальных свойств растений;
• Большое количество водных устройств.
Литература:
1. Сокольская, О.Б. Садово-парковое искусство: формирование и развитие, страницы 41 – 62; 145 – 165.
2. Палентреер, С.Н. Садово-парковое и ландшафтное искусство, страницы 38 – 42; 80 - 91.
Рекомендуем ознакомится: http://ospi.ucoz.ru