Дэн Сяопин (Дэн Сисянь) родился 22 августа 1904 г. в узде Гуанань в 100 км от города Чунцина, в провинции Сычуань в семье достаточно состоятельного (по тем временам) и патриотически-настроенного человека ( отец Дэна являлся членом тайного общества “Добрая воля” и имел в нем звание «знаменосца»), что в значительной степени и определило его дальнейшую судьбу.
Сейчас на доме, в котором прошли детские годы Дэна, висят таблички, на одной из них написано: «Здесь родился человек, который спас страну в годину бедствий и всеми силами возрождает ее. За это люди отдают ему поклон». [26]
Едва достигнув 16-летнего возраста, Дэн Сяопин с группой других китайских студентов отправился на учебу во Францию, где в течение пяти лет постигал азы западной науки, и одновременно работал сначала на заводе «Рено» (по другим сведениям - на машиностроительном заводе), затем кочегаром на паровозе, какое-то время служил официантом и принимал участие (пока незначительное) в деятельности европейского отделения КПК. В Париже он познакомился с Чжоу Эньлаем, дружба с которым впоследствии сыграла важную роль в жизни Дэна. Там же под шутливым псевдонимом «Доктор Мимеограф» (множительное устройство, нечто вроде гектографа) Дэн Сяопин начал изготавливать и распространять листовки среди рабочих китайского квартала. Он быстро зарекомендовал себя хорошим организатором-подпольщиком. В 1925 году французская полиция обращает на молодого революционера внимание, заводит на него досье, и Дэн вынужден покинуть страну и отправиться в СССР.
В то время Сталин делал ставку на развитие революционного процесса в Китае (и вообще на Востоке), и под эту идеологию молодого человека принимают в Коммунистический университет трудящихся Востока (под фамилией Дозоров), а затем он переходит в более специализированный Университет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена (в дальнейшем Коммунистический Университет трудящихся Китая).
В сентябре 1927 г. Дэн Сяопин вернулся в Китай и работал инструктором политотдела в военном училище «национальной армии» Фэн Юйсяна в городе Сиань. В 1927-1929 гг. Дэн Сяопин работал в Шанхае, а в 1929-1930 гг. в провинции Гуанси, откуда в октябре 1930 г. во главе 7-го корпуса Красной армии направился в Цзянси - Центральный советский район Китая, куда изрядно потрепанный, но возмужавший в боях корпус прибыл весной 1931 г. [26]
С этого момента начинается новый этап в политической жизни Дэн Сяопина, он избирается секретарем КПК в уезде Жуйцзинь, и о нем начинают говорить как о человеке из окружения Мао Цзэдуна, хотя характер внутрипартийной борьбы в КПК и занимаемая Дэн Сяопином позиция свидетельствуют о наличии у него собственного мнения уже в этот период. Самостоятельная позиция Дэна стоила ему первой опалы (1932-1935 гг.), после которой не без поддержки Чжоу Эньлая он становится одним из членов группы, руководящей партией и вооруженными силами. В 1935-1949 гг. Дэн Сяопин занимает руководящие посты в вооруженных силах и партии, являясь политкомиссаром 129-й дивизии 8-й армии, секретарем Северокитайского бюро ЦК КПК, членом ЦК КПК 7-го созыва, политкомиссаром 2-й полевой армии, первым секретарем Юго-Западного бюро КПК.[1,стр.30-45]
1 октября 1949 г. на митинге на пекинской площади Тяньаньмэнь была торжественно провозглашена Китайская Народная Республика. Еще 21 сентября в Пекине, избранном столицей нового китайского государства, открылась сессия Народной политической консультативной конференции (НПКК), которая являлась организацией единого национального фронта, взяв на себя одновременно и функции учредительного собрания. Сессия приняла ряд документов, связанных с созданием нового государства. А 30 сентября сессия избрала Центральное народное правительство во главе с Мао Цзэдуном. [7,стр.616-617] Тогда же был образован ряд административных районов, Дэн Сяопин, являясь первым секретарем юго-западного бюро КПК,
вместе с Лю Бочэном стал осуществлять практический контроль над одним из самых крупных – Юго-Западным административным районом, который состоял из четырех провинций: Гуйчжоу, Юньнани, Сикана и Сычуани. А в 1952 г. уже в качестве заместителя премьера Государственного административного совета КНР Дэн Сяопин переезжает в Пекин, где начинается работа по формированию экономической и политической основ новой государственности. Он - член комиссии по подготовке первой конституции КНР, генеральный секретарь Центральной избирательной комиссии по выборам в ВСНП, заместитель председателя Центрального военного совета, заместитель премьера Госсовета, наконец, с мая 1954 г. - Генеральный секретарь ЦК КПК.[1,стр.108-109]
В сентябре 1956 г. Дэн Сяопин выступает с докладом на VIII съезде КПК, предупреждая "избранное меньшинство" от попыток переустройства общества сообразно своим субъективным воззрениям. Уже в нем содержатся наметки необходимости демократизации общественной жизни, разделения полномочий между партийными и административными органами власти, противодействия тенденциям разрыва в системе «управляющие – управляемые», «вождизма», отрыва от реальности, превращения демократического по названию аппарата власти в бюрократический по существу и т.д. К сожалению, почти все, о чем говорил Дэн Сяопин на съезде, осталось не услышанным. Реформы, которые могли начаться в конце 50-х годов, отодвигались на 20 лет - горькое двадцатилетие как в судьбе самого Дэн Сяопина, так и всего китайского народа.
«Демократическая весна» 1957 г. сменилась драматической весной 1958 г. И не вина Генерального секретаря ЦК КПК и других руководителей партии и государства, что они не смогли противостоять этой «иллюзии»; объективная реальность была такова, что противопоставить здравый смысл поднявшейся волне люмпенизации страны было равносильно подписанию себе смертного приговора. Иллюзорность и пагубность идеи «три года упорного труда - десять тысяч лет счастья» обществом стала осознаваться позднее, и именно в это время необходимо было иметь силы, способные направить экономическое и политическое развитие в нормальное русло. В начале 60-х годов Дэн Сяопин совместно с Лю Шаоци, не вступая в открытую конфронтацию с Мао Цзэдуном, пытаются исправить экономическую ситуацию в стране, реанимировать заинтересованность товаропроизводителя (прежде всего, крестьянства) к производству. Понимая, что насильственная «коммунизация» подорвала веру крестьян в коллективное хозяйство, Дэн предлагает ввести в деревне систему «саньцзя и бао» - право свободного определения, что возделывать на земле; свободной реализации излишков продукции на рынке; свободного занятия несельскохозяйственной деятельностью и обязательства передачи в общее пользование определенной доли производственного продукта. Распространяющаяся в деревнях Китая со скоростью эпидемии система «саньцзя и бао» убедительно свидетельствовала, что преобразования начинают успешно осуществляться.27]
Однако парадигма «вождизма» опять сыграла злую шутку с китайским народом; на смену «трехгодичному упорному труду» приходит лозунг «волнообразного развития классовой борьбы», охотно подхваченный маргинальными слоями новоиспеченной бюрократии, способной не к созиданию, а лишь перераспределению созданного чужими руками «общественного пирога». В мясорубку «классовой борьбы» попадает и Дэн Сяопин. Начинается наиболее продолжительный период его опалы и вынужденного безмолвия, продлившийся с 1966 по 1973 годы.[26]
Мысль о "появлении ревизионизма в Китае" Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965 г. Он считал, что в партию, правительство, армию и круги деятелей культуры проникло большое число представителей буржуазии и «контрреволюционных ревизионистов», и, только начав «великую пролетарскую культурную революцию», можно отвоевать власть, узурпированную «лицами, обладающими властью в партии и идущими по капиталистическому пути». Таким образом, «культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966 г. была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VIII съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Эти идеи наглядно отражались в призывах: «В промышленности учиться у дацинских нефтяников, в сельском хозяйстве - у дачжайской производственной бригады», «Всей стране учиться у армии», «Усиливать подготовку на случай войны и стихийных бедствий». Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии, часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул «культурную революцию» и руководил ею.
Культурная революция является одним из самых трагических и сложных периодов в истории современного Китая. По всей стране из числа молодежи набирались так называемые «хунвэйбины», которые занимались истреблением «ревизионистов», а по существу разбоем и насилием по отношению к китайской интеллигенции. Бесследно исчез председатель партии Лю Шаоци, его молодую жену «хунвэйбины» растерзали и выбросили из окна. Также в окно с третьего этажа скинули сына Дэн Сяопина – Дэн Пуфана, который впоследствии стал одним из основателей китайского движения инвалидов. Остальных его четверых детей сослали в перевоспитательные лагеря, а самого Дэна с женой, маленькой дочерью и искалеченным Пуфаном в глухой уезд провинции Цзянси. Там с 1966 по 1973 гг. он работал на тракторном заводе.[16,стр.400-421]
В 1973 г. Мао Цзэдун осознал, что «культурная революция» только еще более усложнила обстановку в стране. Он вызвал Дэн Сяопина в числе многих «сосланных» и сделал его 12-тым заместителем премьера госсовета Чжоу Эньлая и начальником генерального штаба НОАК. К этому же периоду относится и начало планируемых совместно с Чжоу Эньлаем преобразований, связанных с осуществлением так называемых «четырех модернизаций» в Китае. Но смерть в январе 1976 г. Чжоу Эньлая вызывает новую опалу на Дэна. Ситуацию меняет смерть самого «Великого кормчего» 9 сентября 1976 г. На несколько месяцев к власти приходит «банда четырех» возглавляемая вдовой Мао Цзян Цин, затем следует арест банды и на июньском (1977) пленуме ЦК КПК 10-го созыва Дэн Сяопин утверждается заместителем Председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета и начальником генерального штаба НОАК, заместителем премьера Госсовета КНР. Начинается новый период политической жизни Дэн Сяопина, который и делает его «архитектором китайских реформ». [12, стр.8-14]
Часть II .Экономические и политические реформы Дэн Сяопина и их оценка зарубежными исследователями
Начало экономической реформы проведенной Дэн Сяопином обычно относится к концу 1978 г. когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики «реформы и открытости». Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.
Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но многое в ней было порочным.
Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием. При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования. Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.
Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью. Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Подчеркивая, что «рыночная экономика не синоним капитализма» Дэн Сяопин писал: «… Мы не можем вмешиваться в дела других стран, однако мы должны заниматься своими собственными делами. Китаю не обойтись без строительства социализма, без неуклонного следования по социалистическому пути. Без руководства со стороны КПК, без строительства социализма, проведения политики реформ и открытости Китаю грозила бы верная гибель. Как же можно без всего этого представить себе существование нынешнего Китая? Китайский народ ни за что так просто не откажется от своей Народной Республики, завоеванной ценой более чем 20–летней кровопролитной борьбы, от успехов социалистического строительства, которых он добился в результате десятилетий упорного труда, и особенно от достижений десятилетия реформ и открытости. Если отбросить все эти достижения и начать строить капитализм, то прежде всего возникает неразрешимый вопрос: как накормить 1 миллиард 100 миллионов людей? Если нечего будет есть, что станет с народом? Мы вершим революцию для освобождения бедных. Ныне можно говорить о том, что проблема одежды и продовольствия в Китае уже решена. Конечно, около 10 процентов населения все еще живут сравнительно бедно, но в условиях, далеких от абсолютной нищеты. В целом же их жизнь по сравнению с прошлым стала лучше. Государство и общество ныне поддерживают их усилия по избавлению от бедности. Одним словом, наша ответственность, наша обязанность по отношению к одной пятой части населения Земли состоит в том, чтобы развивать экономику и сделать жизнь этих людей еще лучше…» [21].
Дочь Дэна Сяопина –Дэн Жун пишет в книге посвященной отцу о целях проводимых реформ: «К концу 80-тых годов XX века увеличить общую стоимость национального продукта по сравнению с 1980 г. в два раза и в первую очередь решить вопрос об обеспечении питанием и одеждой миллиарда ста миллионов людей, составляющих население Китая. К концу XX века добиться увеличения национального продукта еще в два раза (от базы 1980 г.) и, благодаря этому, от уровня обеспеченности питанием и одеждой перейти к уровню малого благосостояния, т.е. достигнуть среднезажиточного уровня жизни. К середине следующего столетия, т.е. к 50-тым годам XXI века, иначе говоря к сотой годовщине КНР, когда население Китая составит уже полтора миллиарда человек, довести размер доли общей стоимости национального продукта, приходящейся в среднем на каждого человека до уровня среднеразвитых стран, чтобы жизнь людей стала относительно богатой и в основном была бы осуществлена модернизация Китая»[8, стр.543]
В конце 80-тых годов XX в. большинство западных наблюдателей расценивали реформы Дэн Сяопина как благоприятные не только для Китая, но и для интересов США и были уверены, что преобразования будут продолжаться, даже если Дэн сойдёт с политической сцены. Однако аналитик по азиатским делам исследовательской службы конгресса США – К. Дамбоу считал, что политика Китая «подвержена неожиданным колебаниям, которые трудно объяснить и еще труднее предсказать». Дамбоу считал, что проблемы, с которыми Китай столкнулся на пороге 90-тых, вызваны неспособностью сбалансировать, «с одной стороны, свободу и многообразие подходов, порождаемых ходом экономических реформ, а с другой стороны, политическую и экономическую стабильность при сохранении руководящей роли КПК в обществе».[9,стр.120-121] Известный западный политолог С.Шарм писал, что за десять лет после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, в КНР наблюдалось “много зигзагов или колебаний политической линии и политического климата”; в одни периоды преобладал курс на осуществление радикальных реформ, в другие одерживали верх взгляды руководителей, полагавших будто ни в Китае, ни в какой – либо другой социалистичсеской стране ничего не следует менять.[9,стр.122] Профессора М.Оксенберг(Мичиганский университет) и Л.Уайт(Принстонский университет) писали в 1989г. что китайскому политическому процессу еще в сильной степени присущи элементы “единоличной власти и харизматического лидерства”. Дэн Сяопин играет важную роль в китайской политике, и в Китае, как и во многих других странах правит один человек, которому помогает группа технократов. Отношения между Дэном и последними носят весьма сложный характер, и не стоит думать, будто Дэн решает в Китае все.[9,стр.125-127] Дэвид Шамбау (School of Oriental and African Studies,University of London - Школа востоковедения и африканистики при Лондонском университете) считал, что в среднесрочной перспективе “развитие китайского общества и облик Китая вступающего в ХХI век, будут во многом зависеть от того, сможет ли КПК сохранить свою политическую легитимность и каковы будут источники этой легитимности; будет возрастать или сокращаться политическое участие народных масс; какие рычаги партийного контроля сможет использовать КПК; каков будет баланс между централизацией и децентрализацией в экономике и политической жизни; будет ли сокращаться влияние военных на политическую сферу; уменьшит ли институционализация гражданской власти бюрократизм и непотизм; возможен ли эффективный контроль над коррупцией или она неизбежно присуща данной системе; будет ли продолжена экономическая реформа; будет ли государство все меньше вмешиваться в дела общества или будет стремиться к восстановлению той роли, которую оно играло в маоистскую эру; и, наконец, будут ли возрастать требования дальнейшей демократизации.[9,стр.148-150]
Также автор считал, что «семена следующей китайской революции – предпринимательской и демократической – будут прорастать. В этой революции борьба разгорится между обществом и государством, отстаивающим свои привилегии и власть. Вряд ли можно предсказать, кто станет победителем в этой революции, но скорее всего КПК потерпит поражение.[9,стр.152]
Еще один американский историк Харрисон Эван Салисбари (Бостон) в одной из своих работ оценивает последствия преобразований Великого Кормчего и Дэн Сяопина на примере аграрной политики: «Мао Цзэдун помог крестьянам получить землю, отняв ее у богатых, а потом снова оставил их без земли распределив ее между коммунами. Мао наполнил их мешки рисом, а потом опустошил их в ужасные годы голода. Дэн отдал землю обратно крестьянам, разрушил структуру коммуны и наблюдал как их мешки переполняются рисом. Он наполнил карманы людей деньгами – деньгами, которые они сами зарабатывали. С реформами Дэна исчезла «барачная жизнь», исчезли «синие муравьи»…
Ко времени начала реформ в деревнях все ещё жило 80 % китайцев и только сельские жители могут по достоинству оценить значимость проведенных Дэном преобразований…
Когда у власти был Дэн крестьяне зарабатывали деньги своим трудом и тратили их по своему усмотрению…Поток капиталовложений полился по атрофированным артериям китайской экономики. Дэн разрешил крестьянам делить землю как они хотят и сажать те растения, которые они считают нужным. Правительство заключило с ними контракт на покупку большей части зерна: риса и пшеницы. Остатком крестьяне распоряжались сами. Они могли нанимать по 8-10 и более рабочих, арендовать землю у соседей, основывать небольшие частные предприятия – плотничьи, лесопилки, гончарни, бойни и т. д. организовывать грузовые и пассажирские перевозки…
Провинция процветала как никогда…» [16, с. 386-389]
Также американский исследователь отмечает, что реформы Дэн Сяопина четко продуманы, основаны на «чистом прагматизме» и носят последовательный характер.
Дэн Сяопин дважды становился человеком года, в одной из публикаций, посвященных этому событию, американский репортер дает такую оценку его реформам: « Преобразования Дэна – это попытка совместить прямо противоположное: государственную и частную собственность, Госплан и рыночную экономику, политическую диктатуру и культурную свободу. В целом это попытка объединить западный и марксистский миры, капитализм и социализм. Дэн предпринял довольно рискованный шаг. Такая политика может привести к экономическому хаосу. После смерти Дэна эти реформы могут привести к реставрации политической системы, которая существовала при Мао.»[17]
Президент китайско-американской торговой ассоциации Роберт Капп замечает, что многие из тех проблем, с которыми сталкивается современный Китай, как то «несовместимость старой политической системы с новыми экономическими реалиями» и пр. явились результатом проведенных реформ. Но он также говорит и о том, что вряд ли после 20 лет политики реформ и открытости Китай вернется к маоизму и перипетиям времён Культурной революции. [23]
Венгерский историк Денеш Барач, оценивая результаты реформ Дэн Сяопина, пишет: « Если Китай все еще отстает от развитых капиталистических стран, то это дело рук империализма и феодализма. Несмотря на состояние отсталости и допущенные ошибки, страна многого достигла и добилась такого прогресса, на который не был способен старый Китай»[1,стр.236] Он также замечает радикальную перемену в жизни китайцев произошедшую к началу 90-тых годов XX века и называет ее результатом «избавления от ошибочных идей, иллюзий, догм и командно – административных методов.»[1,стр. 10]
Как можно заметить, оценки зарубежных наблюдателей совсем не однозначны, каждый из них имеет свою точку зрения и свой подход к поставленной проблеме. Но во многом их мнения пересекаются. Так, большинство западных исследователей конца 80-тых середины 90-тых годов задавалось вопросами: что будет c Китаем после ухода Дэн Сяопина, кто возглавит партию и продолжаться ли экономические преобразования. В настоящее время ответы на часть этих вопросов уже получены. Китай вопреки всем опасениям продолжает следовать по пути реформ.
Подводя итог вышеизложенного, следует привести отрывок из речи приемника Дэн Сяопина – Цзян Цзэминя: «Теория Дэн Сяопина как великая квинтэссенция практического опыта и коллективного разума партии и народа наилучшим образом унаследовала и творчески развила идеи Мао Цзэдуна в новых исторических условиях, огромен ее вклад в создание совершенно новой обстановки в деле социализма в Китае. Самое главное, руководствуясь теорией Дэн Сяопина, непрерывно прокладывать путь вперед.»[11,стр12]
Часть III .Одна страна – две системы
Существует немало оценок внешней политики, проводимой в эпоху Дэн Сяопина. Открытие Китая значительно повлияло на ситуацию во всем мире. В 1983 году Дэн сформулировал принципы прагматизма не только в экономической политике, но и во внешней. Во время встречи с известным американским профессором китайского происхождения Уинстоном Янгом Дэн Сяопин высказал идею «одна страна - две системы», которую он намеревался использовать для воссоединения Тайваня и Гонконга с материковым Китаем. Уже в конце 1984 года КНР и Великобритания подписали историческое соглашение о передаче Гонконга под китайский контроль, которая, как и предполагалось, свершилась в июле 1997 года.
Согласно китайско-британским договоренностям для ОАР ( особого административного района) Сянган(Гонконг) КНР предоставлена высокая степень самоуправления. Ему дано право иметь собственные исполнительную, законодательную и судебную системы, а также проводить самостоятельную иммиграционную и налоговую политику. Вне компетенции местных властей находятся лишь вопросы внешней политики и обороны, относящиеся к ведению Пекина. По принятому ВСНП КНР в 1990 г. Основному закону (мини-конституции) для ОAP Гонконг КНР, до 2047 г. территории гарантируется неизменность ее социально-экономической системы и «местного образа жизни», за ней сохраняется статус свободного порта (порто-франко), отдельной таможенной территории, международного финцентра с собственной валютно-финансовой системой. Налоги поступают только в местную казну. Китаем было подтверждено действие (локализовано) около 140 законов Великобритании, распространявшихся ранее на Гонконг. Правительству ОAP предоставлено право самостоятельно заключать двусторонние международные соглашения с третьими странами в сферах экономического и культурного сотрудничества.
Китайское правительство в течение длительного времени прилагало неустанные усилия во имя разрешения тайваньского вопроса и объединения страны. В феврале 1972 г. президент США Никсон посетил с визитом КНР, и было обнародовано китайско-американское «Шанхайское коммюнике». 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения, США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань — неотъемлемой частью Китая, прекратив «дипломатические отношения» с тайваньскими властями. Правительство США также заявило о прекращении действия «Договора о совместной обороне» и выводе своих войск с Тайваня. На таком историческом фоне китайское правительство, исходя из общенациональных интересов и перспективного развития страны, руководствуясь принципами уважения истории, учета реальностей, делового подхода и учета интересов всех сторон, выдвинуло курс «мирное объединение и одно государство две системы».
Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.
После того, как ПК ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам» от 1 января 1979 г. в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.
Хотя даже в начале XXI века нельзя с полной уверенностью заявить, что между КНР и Тайванем решены все разногласия - прогресс по сравнению с ситуацией 20 летней давности очевиден.
Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай под руководством Дэн Сяопина открыл двери иностранным инвестициям, в особенности в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекались дешевые рабочие руки, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга, Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций вырос с 2,3 млрд. долларов в 1984 году до 43,8 млрд. в 1998 году. Сейчас в Китае действует 145 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, где заняты 19,7 млн. человек. Шэнчжэнь, самая успешная СЭЗ на границе с некогда британским Гонконгом, за 20 лет превратилась из десятитысячной деревни в трехмиллионный город со второй по величине фондовой площадкой страны и сотнями промышленных предприятий.
Кроме того, некогда монопольные права министерства внешней торговли и международного сотрудничества были ликвидированы и любое предприятие получило право торговать с заграницей напрямую. КНР вступила в МВФ и Мировой банк и начала переговоры о присоединении к ГАТТ/ВТО. Результатом стало быстрое включение Китая в мировую экономику: долларовая стоимость китайского экспорта за последние десять лет выросла в десять раз. [14]
Часть IV. Тяньаньмэнь, оценки произошедшего
К 1989 г. экономические реформы в Китае продолжавшиеся более 10 лет достигают своего апогея.
В отечественной прессе того времени писалось о том, что китайский политический кризис конца 80-тых вызван «сопротивлением реформам со стороны населения» и «межнациональными противоречиями», что ожидания китайцами быстрого успеха экономических преобразований не совпадали с действительностью, возникал также конфликт поколений. Страной управляли 80 –85 летние корифеи в сущности далекие от проблем молодежи, что и вызвало всплеск выступлений.[13,стр.43-54]
В настоящее время, когда прошло уже более десяти лет после событий июня 1989 г. версий произошедшего стало гораздо больше. Так одно из самых популярных американских информационных агентств опубликовало статью, в которой дает следующую оценку участия Дэна в произошедшем: « Дэн Сяопин – великий реформатор и либеральный политик. Но в 1989 г. он навсегда стал человеком, который приказал военным расправиться со студентами, участвовавшими в демонстрации на площади Тяньаньмэнь, в результате чего погибло несколько тысяч, а многие были ранены, осуждены или высланы из страны… Нежелание Дэна делить власть с инакомыслящими, и разрешить в стране многопартийность явилось главной причиной случившегося.» [24]
Примерно такую же оценку событиям на площади Тяньаньмэнь дают и борцы за права человека, которые даже сейчас склонны видеть в произошедшем лишь жестокость отдельно взятых китайских политиков в ответ на желание «всего китайского народа либерализации власти».
В 1987 году за "излишнюю" политическую либеральность потерял свой пост Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Яобан. Смерть Ху Яобана 15 апреля 89-го г. и стала, как считается, главным толчком к началу студенческих выступлений по всей стране. Студенты выходят на улицы - несмотря на угрозы со стороны властей. Демонстрации проходят в крупнейших городах Китая - Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и других. Далее события развиваются так: 18 апреля - через 3 дня после смерти Ху Яобана - студенты организуют марш к центру Пекина, полиция не вмешивается. 20 апреля полицейские впервые применяют силу, чтобы отогнать студентов от ворот правительственной резиденции Чжуннаньхай. С этого момента перед Дэн Сяопином, Ли Пэном и Чжао Цзыяном стоит трудная задача, либо идти на уступки отказавшись от сформулированных Дэн Сяопином в 1982 г. «четырех принципов», т.е. придерживаться социалистического пути, диктатуры пролетариата, руководящей роли партии, а также марксизма – ленинизма и идей Мао Цзэдуна, либо вызвать недовольство мировой общественности (прежде всего США) и проявить жесткость по отношению к митингующим. Ситуация обостряется приездом 15 мая 1989 г. в Пекин с официальным визитом М.С. Горбачева, пользующегося тогда во всем мире репутацией «первопроходца в либеральном реформировании партии», его приезд вынуждает китайское правительство отложить карательные меры по отношению к демонстрантам. Но уже в начале июня в стране вводится военное положение, а 4 июня в час ночи правительственные войска окружают Тяньаньмэнь. Что реально происходило дальше - сказать очень трудно. Репортеров на месте событий практически не было. Наиболее вероятной представляется версия о том, что студентам была дана возможность покинуть площадь, однако практически сразу вспыхнули жестокие столкновения студентов с полицией неподалеку от площади и у университетов Цинхуа, Бэйда (Пекинский университет) и Жэньда (Народный университет).
На следующие несколько дней Пекин погружается в хаос - «кровь и обезображенные трупы на улицах, стрельба, сожженные грузовики и автомобили» - об этом написали практически во всех западных газетах, и предпочли умолчать в прессе стран «восточного блока». Решение было принято. Нападкам со стороны прессы подверглись те же Дэн Сяопин, Ли Пэн и Чжао Цзыян, которого сразу после событий 1989 г. сняли со всех занимаемых должностей. Репрессиям и высылке за границу подверглось не мало «инакомыслящих», которые и сейчас продолжают описывать в своих книгах события 4 июня. Дэн Сяопин же через пару месяцев после подавления митингов выступил со следующей речью: « Сейчас могу утверждать, что после беспорядков дела в Китае в области четырех модернизаций, реформы и открытости пойдут значительно лучше. Беспорядки преподали нам серьёзный урок. Явления разложения принимают очень серьёзный характер. Это связано и с нерешительностью в борьбе против буржуазной либерализации. Нынешние беспорядки заставили нас опомниться. Без приверженности четырем основным принципам усмирить беспорядки не удалось бы. Если бы зачинщики мятежа взяли верх, началась бы гражданская война. Западный мир действительно хочет, чтобы в Китае продолжались беспорядки. Но Запад хочет, чтобы беспорядки были не только в Китае, но и в Советском Союзе, в странах Восточной Европы. В США и некоторых других западных странах лелеют надежду на мирную эволюцию в странах социализма. В США сейчас распространяется версия о ведении «бездымной мировой войны». Мы должны быть начеку. Капитализм намеревается в конечном итоге одержать победу над социализмом… Но китайцев не запугать. Китай обязательно должен развиваться, продолжать политику реформ и открытости…»[5,стр.408-409] Остается добавить то, что время прошедшее с момента трагедии показало, что прав был Дэн Сяопин, пытаясь отстоять проводимую им линию в политике «реформ и открытости»; сопоставление с некоторыми странами избравшими путь либерализации и демократизации общества, на сегодняшний момент иллюстрирует преимущества избранного Китаем пути.
Рекомендуем ознакомится: http://xiangan.narod.ru