Новый год в Китае
Традиционный китайский календарь
Необходимость вести счёт дням, сезонам и годам известна любому народу, и нет такой страны, где не существовало бы той или иной системы летоисчисления. Как и любой календарь, календарь Китая возник (прежде всего) из-за необходимости определять этапы сельскохозяйственных работ. Как и любой календарь, китайские календари требовали развития астрономии. С течением времени календари менялись, хотя не всегда можно сказать, что изменение означало усовершенствование.
Если судить по китайским летописям, астрономия в древнем Китае была делом государственной важности. Одна из записей в книге «Шуцзин» («Книге истории») гласит, что астрономы Хи и Хо не сумели заранее предсказать полное солнечное затмение, а такое предсказание входило в их обязанности как жрецов — именно жрецы в древнем Китае выполняли функции звездознатцев. Правивший император Чунг Канг к делу отнёсся серьёзно и приказал отрубить нерадивым астрономам головы, ведь он носил титул Сына Неба, а правильное предсказание небесных событий служило признаком согласия между небесами и подвластной ему империей. Надо думать, этот пример на долгие века стал для китайских звездочётов предупреждением — других подобных случаев китайская история не сохранила. А тот эпизод, по данным современной астрономии, относился к 22 октября 2137 года до нашей эры.
Труды китайских астрономов сохраняли свидетельства о затмениях, кометах, вспышках новых звёзд и других небесных явлениях, давая бесценный материал современной астрономии, а также возможность историкам датировать события, даты которых нельзя уставить другим путём. Первый звёздный каталог китайские звездочёты составили в районе 360 г. — примерно на сто лет раньше, чем это было сделано в Египте. Но наука о небесах имела и земную, прикладную ценность. Как и в Египте, судьба которого зависела от сроков разлива Нила, китайские учёные мужи вычисляли сроки смены сезонов, жизненно необходимые земледельцам.
Зачатки календаря были в Китае уже в третьем тысячелетии до н. э. Легенда приписывает создание шестидесятилетнего цикла летоисчисления императору Кин Ши Хуангди и относит к 2637 г. до н. э. Этот император известен как объединитель древнего Китая, а легенда называет его основателем китайской цивилизации (вполне естественно добавить к его великим деяниям и введение календаря). Более достоверные данные говорят, что китайский календарь сформировался около 14 века до н. э. в эпоху Шан-Инь (которая приходится на XVIII-XII вв. до н. э.). Этот календарь указывал продолжительность года в 356 дней или 12 месяцев по 29 и 30 дней плюс добавочные месяцы.
Лунный календарь
К началу первого тысячелетия до н. э. китайская астрономия знала, что год на целое число месяцев не разделяется. Длительность месяца, определяемая сменой фаз Луны, была определёна как 29½ суток; продолжительность года, зависящая от видимого движения по небосводу Солнца, исчислялась как 365¼ суток. На этой основе возникли лунные и лунно-солнечные календари Китая, в которых год совпадал с солнечным годом, а месяц — с лунным месяцем.
Один из древнейших известных нам календарей, называемый «Чжуань-сюй ли», был широко распространён в Китае уже ко второму веку до н. э. Он представлял из себя лунно-солнечный календарь, в котором было 12 месяцев длительностью попеременно 29 и 30 дней. Месяцы не имели названий, обозначаясь лишь номерами, отсчёт нового месяца начинался с новолуния, а начало года приурочивалось к новолунию, предшествовавшему вхождению Солнца в созвездие Водолея (второе новолуние после зимнего солнцестояния). По григорианскому календарю это происходит не ранее 21 января и не позднее 19 февраля. Новолунием в китайском календаре считается момент, когда Луна полностью обращена к Земле тёмной стороной и её диск не виден.
Такой лунный год имел продолжительность в 354 дня, и для того, чтоб не нарушить соотношение в годовом круге лунного и солнечного календарей, был создан цикл в 19 лет, на продолжении которого семь раз вводился добавочный 13 месяц. Он вставлялся после зимнего солнцестояния в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 16-й и 19-й годы цикла. Необходимость дополнительного месяца определялась следующим образом: поскольку год составлял 12 7 /19 месяца, вставка осуществлялась тогда, когда разница за прошедшие с последней вставки годы приближалась к единице. Точность этого календаря не уступала точности календаря юлианского, введённого в Риме Юлием Цезарем полтора века спустя. Китайская «неделя» состояла из десяти дней, и для дней отдыха — 1, 11 и 21 числа каждого месяца — существовали особые иероглифы. Новолетие по лунному календарю приходилось на январь или февраль, то есть, на время, когда в широтах Китая приближалась весна и время страдных работ.
Сельскохозяйственный календарь
Для сельскохозяйственных работ в Китае применялся сезонный календарь, созданный в период династии Цинь (246 — 201 гг. до н.э.). Этот календарь разбивал год на 24 сезона, определявшихся положением Солнца относительно эклиптики. Климатические сезоны не зависели от движения Луны и давали возможность без труда определять сроки крестьянских работ.
Таблица 1. Названия сельскохозяйственных сезонов Китая и их начало по григорианскому календарю
Следующий календарь, получивший название «Тай-чу ли» или «Саньтунский», был введён в 104 г. до н. э. Этот календарь устанавливал продолжительность лунного месяца в 29 43/81 суток, или 29,530864 суток, что на 24 секунды отличается от современного значения. С его созданием связаны имена китайских учёных Ло Ся-хуна, Дэн Пина, Сыма Цяня.
Саньтунский календарь просуществовал около двухсот лет, прежде чем был подвергнут новым правкам. Астроном и математик Цзу Чун-чжи установил неточность, вызванную различием между тропическим годом, представляющим промежуток между двумя последовательными прохождениями центра солнечного диска через точку весеннего равноденствия, и звездным годом, то есть, периодом полного оборота Земли вокруг Солнца. Тем самым исследователь открыл явление прецессии, то есть, равномерное передвижение по эклиптике точки весеннего равноденствия навстречу земле. Учтя это обстоятельство, он разработал календарь «Дамин ли», который был введён уже после его смерти.
Выдающийся астроном и конструктор астрономических инструментов Го Шоу-цзин, живший в эпоху династии Юань, около 1281 г. вывел более точную продолжительность тропического года — 365,2425 суток, что всего на 0,0003 суток или 26 секунд больше современных данных. На основе этих исследований он составил новый календарь «Шоуши ли» — «Календарь, дающий время». Этот календарь имел такую же точность, как и календарь григорианский, введенный в Европе на три века позже. На те же три века Го Шоу-цзин опередил европейскую астрономию точностью созданных им астрономических приборов.
Циклический календарь
Особый интерес представляет циклический календарь. получивший известность в России как «восточный» или «китайский». В Китае, а также в Японии, Корее, Монголии и Тибете, он широко распространен в быту, и потому часто называется «бытовым». Главная его особенность — нелинейность летоисчисления: годы объединены в циклы продолжительностью в 60 лет, и каждые 60 лет этот цикл повторяется сызнова (таб. 2). Этот большой цикл складывается из двух меньших: десятичного цикла «небесных ветвей» и двенадцатеричного цикла «земных ветвей» (или «десяти стволов» и «двенадцати ветвей», и каждый год получает наименование из двух иероглифов.
Первый цикл — «небесная ветвь», состоит из пяти стихий, представленных в двух видах, мужском и женском, каждая. Каждое из десяти сочетаний обозначалось своим циклическим знаком, не имеющим аналога в других языках.
Таблица 2. Небесная ветвь
Отсчёт циклической эры ведётся с первого года правления легендарного Хуангди (Жёлтого императора) — 8 марта 2637 г. до н. э. В 1984 г. европейского календаря начался 78 цикл календаря китайского.
Григорианский календарь
Григорианский календарь (т. н. новый стиль) был заимствован из Европы и начал применяться в Китае после Синьхайской революции 1911 г, но в широкое употребление вошёл лишь после образования Китайской Народной Республики в 1949 г. Несмотря на это, китайские печатные издания до сих пор выходят с двойной датой — по григорианскому календарю и по циклическому. К слову сказать, название «Синьхайская» происходит от названия 1911 года по циклическому календарю: «Синь-Хай». А для обозначения года рождения бывает достаточно назвать соответствующее животное, добавив число прожитых двенадцатилетних циклов (часто оно опускается, предоставляя вопрошающему определять точный срок по внешности собеседника).
Китайская хронология
Другим способом ведения хронологии был отсчёт по династиям и эпохам правления императоров. Для таких расчётов нужно было иметь сведения о всех династиях, правивших в Китае с древнейших времён. По традиции летоисчисление Китая ведётся от восшествия на престол легендарного императора Яо — от 2357 г. до н. э.
Таблица 4. Хронология династий, принятая в китайской исторической науке
Рекомендуем ознакомится: http://rusimages.webspecialist.ru