Конспект НОД «Путешествие капельки»
Людмила Покидько
Конспект НОД «Путешествие капельки»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие капельки».
1. Формировать представление о круговороте воды в природе.
2. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи.
3. Познакомить с тем, в каком виде существует в природе вода, с различными явлениями (дождь, снег, иней, лёд, пар.) и состоянием воды в окружающей среде.
4. Формировать пантомическую и речевую выразительность.
5. Развивать воображение и память детей.
6. Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как к природному ресурсу.
Пособия и оборудование:
различные формы стеклянной посуды;
посуда стеклянная разной формы;
аудиозапись «Музыка дождя»;
плакат «Круговорот воды в природе»;
стакан с молоком;
1. Звучит аудиозапись журчания ручья.
- Послушайте и определите, что это за звуки. Действительно, это журчит ручеёк. К нам в гости пришла Капелька. Она вместе с нами отправится в путешествие в царство воды. Эта капелька много путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
-Что же такое вода?
Опыт N1: “Вода не имеет формы”
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя.
Посмотрите, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт N2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему? ”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт N3: “Вода прозрачная”
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да) .
Вывод: вода прозрачная.
Опыт N4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная)
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт N5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха. Давайте ещё раз вспомним, что вы узнали о воде:
Вода не имеет запаха
2. Мы сегодня отправимся в необычное путешествие. Для этого я прочитаю волшебное заклинание и полью на вас из волшебной лейки и вы превратитесь в капельки. Закройте глаза.
Ну-ка, лейка, лей, лей
Для ребяток не жалей.
В капельку пусть превратятся
От души повеселятся.
3. Расскажите о своей капельке.
-Какая вы капелька?
-Какой формы, цвета, прозрачности?
-Вы капелька дождя, росы, тумана или дождевого облака?
-А где капелька может быть сладкой?
(если она осталась от компота, чая)
4. Найдите сестричек- капелек.
-Давайте пройдём по группе и покажем те места в группе, где есть вода.
Рассаживайтесь капельки, кто куда. Дождь кончился, а капельки лежат не высыхают, ведь уже наступила ночь, солнышка нет. Капельки так устали, что закрыли глазки и заснули. Спят капельки и снится им весёлый ручеёк, бурлящая река, большое тёплое море и огромный океан. Все они там собрались, им весело вместе. Но вот появился первый лучик солнца. Капельки открыли глазки и проснулись. Утром холодно «Брр-р». Капельки потянулись, зевнули, замёрзли и задрожали от холода. Подул ветер, подхватил их, закружил. Но вот наконец-то земля!
Выглянуло долгожданное солнышко. Капельки протянули к нему свои ручки, погрелись, Погрели один бочок, потом второй, потом личико. Солнце греет всё сильнее, совсем стало жарко! Капельки стали понемногу испаряться и собрались в небе в большое, белое пушистое облако. Как интересно смотреть сверху вниз! Гонит ветер облака.
5. Логоритмическое упражнение «Облака»
(дети собираются в кружок)
«Облака» (с движениями)
Облака, как паруса (изображают треугольник указательными пальцами)
Мчит их ветер гонит (резко выдвигают верёд одну руку, другую)
Если много облаков- (руки выставляют перед собой, все пальцы раздвигают)
Будет точно дождик. (ритмично щёлкают пальцами сверху)
Ну а если облака (правую руку поднимают вверх, пальцы раздвигают)
Как перо жар-птицы,
Будет солнышко с утра (обе руки поднимают вверх, скрещивают, пальцы
раздвигают, разводят руки в стороны)
Защебечут птицы (изображают руками взмах крыльями)
А столкнётся лоб об лоб (стучат кулаком о кулак)
В тучу превратятся (изображают в воздухе большой шар)
И тогда грохочет гром (хлопают в ладоши)
Это тучи злятся (принимают боксёрскую мимику) .
6. Совсем разозлились тучи, пошёл сильный дождь-
Звучит шум дождя.
Массаж спины «Дождик»
(дети встают «паровозиком»)
Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом! Похлопывание ладонями по спине
Дома, дома посидите -Бом, бом, бом! Никуда не выходите -Бом, бом, бом! Постукивание пальцами
Почитайте, поиграйте -Бом, бом, бом! А уйду - тогда гуляйте. Бом, бом, бом! Поколачивание кулачками
Дождик бегает по крыше -Бом, бом, бом! По весёлой звонкой крыше -Бом, бом, бом! Поглаживание ладонями
Что осталось на земле после дождя? (лужи)
7. Опыт: Возьмём кусочек стекла, капнем на него немного воды. Что получилось? (лужа) А теперь наклоним стекло… Ручеёк потёк. А если сильно наклонить? Теперь быстро потёк.
Из луж капельки собрались в весёлый озорной ручеёк. Побежали: «Буль-буль-буль»-поёт ручеёк. Бежит между камешками, деревьями, мимо дорожки. Руки не расцепляйте, а то ручеёк оборвётся. А впереди река! Какая большая широкая. Покажите, как плавно перекатываются волны, какая река
широкая. Встаньте в линейку, это начало реки. А теперь поплыли вперёд, взявшись за руки. На пути повороты, огромные валуны, водопады (показ картинки водопада)
-Куда же впадает река?
9. Работа с таблицей «Круговорот поды в природе».
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, то содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко Крошечные капельки поднимаются в воздух, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается и там соединяются. Образуется облако, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе.
- Найдите на картине, где вода?
Каким цветом обозначена вода?
А что обозначает на глобусе белый цвет?
Скажите, а что такое лёд? Пар?
Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в 3-х состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Кажется, что воды на земле много. Вон сколько голубой и белой краски на глобусе Для умывания приготовления пищи необходима только очищенная вода. Сколько людей должно потрудиться, чтобы очистить воду. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран. А чтобы вы об этом помнили, вот этот знак мы повесим в умывальной комнате.
12. Работа со знаками Расскажите, как беречь воду.
Посмотрите на этот экологический знак:
Давайте повесим этот знак в умывальной комнате, чтобы мы не забывали закрывать кран.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Вдруг в небо взовьется,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
все дети хором ВОДА!
13. Родниковая вода самая чистая, полезная, она бьёт глубоко из земли.
14. А сейчас сюрприз от капельки. попробуйте родниковую воду.
Это самая полезная вода.
Рекомендуем ознакомится: http://www.maam.ru