М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров. Между двух миров

Между двух миров Огромное пространство между двумя крупнейшими державами раннего средневековья — империей Карла Великого и Византией — было занято варварскими племенами славян.

В начале нашей эры славяне, как считает большинство ученых, жили между Вислой и Днепром, прежде всего в области Карпат (праславянская территория, или территория древних славян). Оттуда они начали расселяться по Европе. Одна часть славян направилась на Запад — к реке Эльбе, другая двинулась на земли нынешней России, вытесняя племена финно-угров, а третья подошла вплотную к границам Византийской империи на Дунае.

Вторжения славян в Византию

В конце V в. начинаются вторжения южных славян в Византийскую империю через ее дунайскую границу. Императору Юстиниану удалось остановить славян и не допустить их на Балканы. Для этого он выстроил по дунайской границе множество крепостей. Однако южные славяне становились все более грозной силой. В последующие века они не только отвоевали у Византии северные области Балканского полуострова, но и большими группами расселились в центральной и южной частях Балкан, в сердце Византии. От этих славянских племен произошли южно-славянские народы: болгары, сербы, хорваты и др.

Древние славяне, как и все варвары, были язычники. Франки и греки нередко спорили за влияние на эти племена. Между Римом и Константинополем даже началось соперничество за то, кто раньше обратит славян в христианство. Та церковь, которая в миссионерстве среди славян опередит соперницу, получит власть над огромными землями.

Соперничество Запада и Востока за влияние на славянский мир во многом определило судьбы славянских народов и их государств.

Княжество Само?

Первым славянским государством историки нередко называют княжество Само на земле нынешней Чехии и Моравии. Сведения о нем крайне скудны и неопределенны. В скупых словах хронист сообщает, что некий человек по имени Само сплотил славянские племена и поднял их на борьбу сначала с аварами, а затем и с франками. В 627 г. Само избрали князем, и он правил 35 лет. По-видимому, сразу после его смерти созданное им государство распалось. Скорее всего, это было еще не настоящее государство, а неустойчивый союз племен. Не вполне ясно, был ли Само славянином. По некоторым сведениям, он родом франк, по какой-то причине покинувший родину. Второе крупное политическое образование у славян возникло в том же веке, но уже на юге.

Первое Болгарское царство VII—XI вв.

В 681 г. хан Аспарух из тюркского племени болгар, переселившегося незадолго до того из Поволжья на Дунай, объединил придунайских славян и создал мощное государство, так называемое Первое Болгарское царство. Очень скоро пришлые тюрки растворились среди многочисленных славян, название же «болгары» перешло к славянскому народу. Соседство с Византией весьма способствовало их культурному развитию. В 864 г. царь Борис принял от византийцев христианство. Константинопольский патриарх не настаивал, чтобы языком богослужения и христианской литературы в Болгарии был непременно греческий. Поэтому вся христианская литература переводилась с греческого языка на славянский, понятный и знатным и простым болгарам. Древнеболгарская литература расцвела в царствование Симеона, сына Бориса. Царь всячески поощрял богословов, поэтов, историков, писавших на славянском языке.

Во внешней политике болгарские цари долго соперничали с Византией. Но в 1018 г. византийский василевс из Македонской династии Василий II Болгаробойца одержал полную победу над болгарами и присоединил Болгарское царство к Византии. Василий II очень жестоко обошелся с пленными болгарскими воинами — 15 тыс. воинов он ослепил, оставив на каждую сотню слепцов одного поводыря, зрячего на один глаз. Это был конец Первого Болгарского царства.

Святые Кирилл и Мефодий. Великая Моравия

В IX в. севернее Болгарского царства, примерно там, где было легендарное княжество Само, возникла еще одна славянская держава — Великая Моравия. Моравский князь Ростислав сильно опасался своего соседа — Восточно-Франкского королевства, а потому искал поддержки у византийцев. Ростислав просил прислать в Моравию духовного наставника из Византии: он думал, что греческие учителя помогут ослабить влияние Восточно-Франкской церкви в его землях.

В ответ на просьбу Ростислава в 865 г. в Моравию прибыли два брата — Константин и Мефодий. Надо сказать, что Константин известен больше под именем Кирилл, которое он принял перед самой смертью при пострижении в монахи. Кирилл (Константин) и Мефодий происходили из города Солунь (по-гречески — Фессалоники). Оба получили очень хорошее образование в Константинополе. Хотя они были греками, оба брата с детства прекрасно владели славянским языком. Чтобы успешнее распространять христианство среди славян, они создали славянский алфавит. Кирилл и Мефодий первыми перевели на славянский язык Библию, записав перевод новым славянским письмом. Первая славянская азбука получила название глаголица.

Часть букв глаголицы братья взяли из греческого алфавита, часть из семитских языков, а несколько знаков были новыми. Впоследствии ученики Кирилла создали еще одну славянскую азбуку, теперь уже исключительно на основе греческого алфавита с добавлением немногих новых знаков. В честь своего учителя они назвали ее кириллицей. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Она распространена также в Болгарии, Сербии, Беларуси, на Украине и в некоторых других странах.

Деятельность братьев Кирилла и Мефодия имеет огромное значение для всей славянской культуры. Привезенные ими в Моравию славянская письменность и перевод Библии быстро разошлись по всем славянским землям. Поэтому Кирилл и Мефодий считаются просветителями славян, принесшими им христианство, и родоначальниками их литературы. В славянских странах их почитают «равноапостольными» святыми, т. е. равными самим апостолам.
Византия и Русь

Язычники русы с IX в. устраивали разбойничьи походы на Византию.

Одно из таких нападений русов на Константинополь оказалось столь внезапным, что не готовые к обороне жители византийской столицы уже не надеялись спасти город. Отчаявшиеся ромеи с мольбами пронесли вокруг стен города главную святыню Константинополя — покров, принадлежавший когда-то, как полагали, Богородице. Сразу после этого варварское воинство сняло осаду с города. Необъяснимый уход русов византийцы посчитали чудом, совершившимся благодаря заступничеству Богоматери.

Русы не только воевали, но и торговали с ромеями. Через земли восточных славян проходил важный торговый путь «из варяг в греки», который соединял северные области Руси и Скандинавию с Византией. Варяги — выходцы из Руси, а также сами русы служили наемниками в византийском войске и даже спасли однажды василевса от мятежников. Однако в правление императора Василия II Болгаробойцы отношения между ромеями и русами ухудшились. В 988 г. киевский князь Владимир осадил византийскую крепость Херсон в Крыму. Хотя византийцы и пошли на уступки славянам, выдав за Владимира сестру императора Анну, однако и византийцам удалось достичь своих целей. Владимир принял от них христианство и распространил новую религию на Руси. Теперь киевский князь стал верным союзником Византии.

Значение Византии в истории славян

Византия оказала самое сильное влияние на культуру южных и восточных славянских народов. Они восприняли из Византии христианство, приобщились к высокой и утонченной греко-римской культуре. Архитектура, изобразительное искусство, литература, многие обычаи пришли к славянам из Византии. Византия, сама постепенно угасая, как бы отдавала силы славянским народам. В этом смысле история Византии тесно связана с историей всех южных и восточных славян, в частности, с историей народов России.

Вопросы

1. Что побудило болгарского царя Бориса принять христианство?

2. Почему византийцы с такой готовностью ответили на призыв Ростислава прислать наставников в вере?

3. Какие еще народы, кроме перечисленных, пользуются кириллицей?

4. Почему переход в новую веру правителей Болгарии и Руси сыграл решающую роль в христианизации этих стран?

Из «Стратегикона» («Стратегикон» — наставление по военному делу)
неизвестного автора (Псевдо-Маврикия) о славянах

Племена славян сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар и холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности.

У них большое количество разного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие встречающихся им, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия, или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет крутом место ранения, чтобы яд не распространился по телу.

Византийский хронист о встрече византийского
василевса Романа I и болгарского царя Симеона

В сентябре (924). Симеон со своим войском двинулся на Константинополь. Он опустошил Фракию и Македонию, все пожег, порушил, повырубил деревья, а подойдя к Влахернам. попросил прислать к нему патриарха Николая и некоторых вельмож для переговоров о мире. Стороны обменялись заложниками, и первым отправился к Симеону патриарх Николай (а за ним другие посланцы). Они принялись было беседовать с Симеоном о мире, но тот их отослал и попросил встречи с самим царем (Романом), поскольку, как утверждал, много слышал о его разумности, мужестве и уме. Царь этому весьма обрадовался, ибо жаждал мира и желал прекратить это ежедневное кровопролитие. Он отправил людей на берег. соорудить в море надежную пристань, к которой могла бы подойти царская триера. Он велел обнести пристань со всех сторон стенами, в середине соорудить перегородку, где бы они могли беседовать друг с другом. Симеон же тем временем послал воинов и спалил храм Пресвятой Богородицы, показав этим, что не мира хочет, а морочит царя пустыми надеждами. Царь же, прибыв во Влахерны вместе с патриархом Николаем, вошел в святую усыпальницу, простер руки в молитве. просил Всеславную и Непорочную Богородицу смягчить несогбенное и неумолимое сердце гордого Симеона и убедить его согласиться на мир. И вот открыли они святой кивот,(Кивот (киот) — особый шкафчик для икон и реликвий) где хранился святочтимый омофор (т. е. покров) Святой Богородицы, и, накинув его, царь словно укрыл себя непробиваемым шитом, а вместо шлема водрузил свою веру в Непорочную Богородицу и так вышел из храма, обороненный надежным оружием. Снабдив свою свиту оружием и щитами, он явился в назначенное место для переговоров с Симеоном. Царь первым явился к упомянутой пристани и остановился в ожидании Симеона. Стороны обменялись заложниками, и болгары. Тщательно обыскали пристань: нет ли там какой хитрости или засады, лишь после этого спрыгнул Симеон с коня и вошел к царю. Поприветствовав друг друга, они приступили к переговорам о мире. Говорят, царь сказал Симеону: «Слышал я, что ты человек благочестивый и истинный христианин, однако, как вижу, слова с делами не сходятся. Ведь благочестивый человек и христианин радуется миру и любви. а нечестивец и неверный — наслаждается убийствами и неправедно пролитой кровью. Какой отчет дашь Богу, отойдя в иной мир, за неправедные-свои убийства? С каким, лицом, будешь взирать на грозного и справедливого Судью? Если творишь такое из любви к богатству, я накормлю тебя им досыта, только попридержи свою десницу. Возрадуйся миру, возлюби согласие, дабы и сам зажил жизнью мирной, бескровной и спокойной, и христиане избавятся от несчастий и прекратят убивать христиан, ибо негоже им поднимать меч на единоверцев». Молвил так царь и замолчал. Устыдился Симеон и смирения и речей его и согласился заключить мир. Поприветствовав друг друга, они разошлись, и царь ублажил Симеона роскошными дарами.

Вопросы

1. Сравните рассказ Псевдо-Маврикия о славянах с описанием германцев у Тацита.

2. Почему Симеон настаивал на встрече именно с василевсом?

3. Кто мог быть в числе заложников, которыми обменялись византийцы и болгары перед встречей двух царей?

4. Что можно сказать о характерах Романа и Симеона, прочитав рассказ об их встрече?

Текст в интернете:

Рекомендуем ознакомится: http://www.mgl.ru