Правовое регулирование имущественных отношений по законам Хаммурапи
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
Древнеегипетское государство в период Раннего царства представляло собой племенной союз. Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В.Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царства развитие хозяйства уже достигло высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей — рабов было мало (патриархальное рабство).
Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов.
Эпоху расцвета Среднего царства характеризуют следующие важные черты:
— значительно возрастает численность рабов в частных хозяйствах и укрепляется экономическое положение землевладельцев;
- происходит расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники — неджесы.
Слой неджесов в свою очередь разделился на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов — их разбогатевших представителей, становившехся писцами, торговцами и землевладельцами.
В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий.
Основная же масса общинников-земледельцев беднела, ибо их принуждали трудится на царских и храмовых землях. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их переучет.
В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляет его независимость от центральной власти.
Низший общественный слой в Древнем Вавилоне составляли рабы — вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина; рабов могли продать, отдать в залог, сдать в аренду. Повреждение здоровья или лишение жизни раба считалось не более чем повреждением имущества господина, которому виновный был обязан возместить ущерб. Рабы не имели права собственности: по разрешению господина они могли временно владеть имуществом, но оно оставалось частью собственности господина и возвращалось ему после смерти раба.
Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных <авилум) и неполноправных (мушкенум).
Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане — авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности. Однако полноправные граждане не были однородным сословием. Одни общинники со временем становились зажиточными и более самостоятельными в ведении хозяйства, другие общинники беднели, разорялись, попадали в долговую кабалу.
Значительную часть населения составляли жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины, — мушкенумы, вынужденные арендовать землю у храма, государства либо авилума. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать имуществом. В его хозяйстве зачастую использовался труд собственных рабов.
Загрузка.
Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям, здесь первое место занимали придворные служащие — царские телохранители и высшее жречество, далее следовали редум, баирум, декум, лубуттум — различного рода военнослужащие.
В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и чиновничество — писцы.
На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники, поденщики.
Разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства в Древней Индии привело к появлению сословий — варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, неравные по общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы:
—брахманы — члены жреческих родов;
—кшатрии — военная и светская аристократия;
—вайшьи (вайшии) — лично свободные полноправные общинники;
—шудры — низшая варна, неполноправные члены общины.
Образ жизни каждой варны был определен специальными законоустановлениями — дхармами. В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: преимущественная эндо-гамность — заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним и тем же богам.
Переход из одной варны в другую строго запрещался. Ограничивалась возможность смешанных браков; устанавливалось разное материальное возмещение за убийство человека в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, и наоборот. Впоследствии, с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а две первые варны окончательно обособились от двух низших. С началом I тысячелетия новой эры варны плавно преобразуются в касты — профессионально замкнутые корпорации.
Важнейшим компонентом социального, общественного и экономического строя в Магадхо-маурийский период, как и везде на Древнем Востоке, была община, поскольку она объединяла значительную часть населения — свободных земледельцев. Самой распространенной формой общины была сельская, хотя кое-где еще существовала и примитивная, родовая. В общине сохранялись черты единого коллектива и старые общинные традиции — свободные жители на собраниях решали различные вопросы управления. Со временем все большее значение в обществе приобретали главы деревни. Вначале глава общины выбирался на общем собрании, затем утверждался государственной властью, превращаясь в ее представителя.
Рабство в Древней Индии отличалось неразвитостью и крайней патриархальностью: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохраняться пережитки первобытно-общинного строя. Древнеиндийские рабы могли иметь семьи, собственность, обладали правами наследования, собственности на получаемые дары. Свободный человек, становясь рабом, не утрачивал своих семейных, родовых и вар-новых связей. Однако рабский труд не играл значительной роли в экономике Древней Индии.
В праве древнеиндийского государства отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов, поскольку, хотя это государство и было рабовладельческим, варны подменяли типичные для Древнего Востока сословия. Тем не менее Законы Ману выделяют следующие разряды рабов:
—захваченные под знаменем (военнопленные);
—рабы за содержание;
—рабы, рожденные в доме хозяина;
—доставшиеся по наследству;
—рабы в силу наказания.
Отличительной чертой древнеиндийского рабовладения было наличие развитого законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабу.
4. Общие характеристики древневосточного права
Древневосточное право обладало следующими специфическими чертами:
1) открыто закрепляло социальное неравенство, то есть неравный политико-правовой статус личности от рождения, что проявлялось прежде всего в приниженном положении рабов;
2) наличие института рабовладения. Рабы являлись не субъектами, а объектами права;
3) правовое закрепление сословного неравенства свободных;
4) подчиненное, приниженное положение женщин, детей, неравенство наследственных прав женщин с мужчинами;
5) отражение в праве пережитков родового строя – коллективная ответственность членов семьи, применение наказания по принципу талиона;
6) наибольшую экономическую ценность имела земля, причем основными ее собственниками являлись государство, общины, храмы;
7) право неразрывно связано с религией и религиозной моралью, правовая норма, как правило, имела религиозное обоснование. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали. Особое место среди разработчиков правовых норм занимали жрецы, которые являлись первыми древневосточными юристами;
8) не было деление права на частное и публичное, не было представления об отраслях права;
9) правовые нормы были казуистичны – предельно детализированы;
10) источниками древневосточного права были:
– обычаи – древнейший и исторический первый источник права;
– судебная практика – отдельные судебные решения, заполняющие пробелы обычного права;
– законы – систематическая запись правовых обычаев и судебных прецедентов – законы Ману, законы Хамураппи;
– административные распоряжения должностных лиц.
ЗАКОННИК ХАММУРАПИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРАВА
В 1901 г. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении веков был столицей могущественного государства — Элама, восточного соседа Древнего Вавилона. Здесь они обнаружили расколотый на части столб из черного базальта двухметровой высоты.
На его лицевой стороне вверху были изображены две рельефные мужские фигуры. Один из изображенных восседал на троне, другой стоял перед ним в почтительной позе. Под изображением шла длинная надпись из причудливых клинообразных знаков. Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств имени Л. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок.
Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки (в том числе и на русский). Оказалось, что на колонне записаны законы вавилонского царя Хаммура-пи, правившего с 1792 по 1750 г. до н.э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и вручал ему судейский жезл и кольцо.
Причины, породившие возникновение законов: создание единого законодательства для всего государства в целях укрепления его власти и снятия социального напряжения и обществе. Например, долговая кабала ограничивалась тремя годами и устанавливались размеры оплаты по договору найма.
Законы Хаммурапи написанные в Древнем Вавилоне в XVIII в. до н.э. состоят из преамбулы, текста и заключения. И i их 282 статей сохранились лишь 247.
Норма права формулировалась исходя из судебного решения по конкретному делу. Например, «Если человек совершит грабеж и будет схвачен, то его должно убить». Такую формулировку принято называть «казуальной».
Источники законов Хаммурапи— это обычаи, судебная практика, религия, законы, которые существовали ранее в Месопотамии в отдельных городах-государствах. Хаммурапи часто сам принимал решения по конкретным делам, которые затем были изложены в нормах Законов. Если попытаться систематизировать эти нормы, то можно изложить их в следующем порядке: ст. 1—5 — имеют отношение к процессу; ст. 6—126 — имущественные отношения и ответственность за имущественные преступления; ст. 127—195 — семейно-брачные отношения, наследственные отношения, правовой статус должностных лиц; ст. 196-214 - защита личности; ст. 215—282 — нормы, регулирующие договор найма и другие сходные имущественные правоотношения.
В Древнем Вавилоне преобладала общинная собственность на землю (80 %). Частная собственность на землю не получила развития (2 %). Собственником земли отдельных поселений были общины, но верховным собственником всех земель был царь, у которого, кроме того, были дворцовые и храмовые владения (18 %). Собственником земли воина («илкум») и всего имущества на ней также являлся царь. Эту землю он давал в пользование своим воинам, чтобы они за это несли воинскую службу. Хаммурапи предусмотрел в законах меры по обеспечению выкупа из плена своих воинов — «редумов» и «баирумов», сохранности их имущества, в том числе земли, в случаях нахождения их в плену или походах.
В Древнем Вавилоне была весьма развита система договорного закрепления права личной собственности.
Жители государства пользовались следующими договорами:
5) договором хранения,
Семейному праву в законах Хаммурапи отведено около 70 статей. Брак заключался путем соответствующего договора между женихом и отцом невесты. При выдаче дочери замуж отец давал ей приданое, и оно не переходило в собственность мужа в случае смерти жены. Приданое наследовали ее дети. Если детей в браке не было, то приданое снова возвращалось в семью родителей жены. Если же приданое растрачивалось, то его восполняли из имущества мужа. В Древнем Вавилоне были разрешены браки между свободными и рабами. Дети от их брака были свободными. Главой семьи был муж. Он решал все вопросы и имел неограниченное право на развод и мог выгнать жену из дома или оставить ее дома в качестве рабыни и жениться на другой женщине. Женщина могла подать на развод при наличии следующих оснований: измена мужа, оставление мужем дома без особых на то оснований и обвинение мужем жены в измене без каких-либо доказательств.
В Законах Хаммурапи разделялось наследование по закону и по завещанию. В наследовании по закону все наследство делилось между сыновьями. Дочери получали приданое, которое равнялось определенной доле наследования сыновей. Дети рабыни также получали часть наследства в том случае, если отец при жизни признавал их. Отец мог лишить наследства сына, который совершил тяжкий грех по отношению к нему, но этот вопрос решался в судебном порядке. Наследство по завещанию существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему правился, определенное имущество, например дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. После смерти мужажена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не определял ее долю, то ей выделяли часть из общего наследства.
Суд и процесс, в отличие от Древнего Египта, в Вавилонии не был отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. Суд осуществлялся публично. И больших городах создавались профессиональные суды. И них преобладал обвинительно-состязательный процесс: при этом не было деления на фажданские и уголовные дела. И подобном процессе стороны были равны. Суд исследовал свидетельские показания сторон, документы и вел себя пас-Сивно, формально оценивая доказательства. Решение суда фиксировалось письменно. Право на обжалование принад-пежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суды божьи», они, например, применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинения в чародействе. Решение суда о смертной казни или членовредительских наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.
1 Регулирование имущественных отношений
Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные и частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь и это был важнейший источник дохода. Во времена Хаммурапи царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно могли продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких – либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают. «Землевладельцами могут быть, как свободный человек, так и казенный раб и раб вольноотпущенника, последние – под условием права господина на половину их имущества после их смерти (ст.176). Земельная собственность нередко приобреталась сообща несколькими лицами (ст. 42-44; 53-58; 60-65; 253-256).
Не менее надежною защитою закона пользуется и движимая собственность.
Форма заключения договора купли-продажи, как и всех вообще видов договоров времен Хаммурапи, - только письменная в присутствии свидетелей».
В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли, игравшую, очевидно, большую роль в земельных отношениях того времени. Законодательство, определяющее отношения между хозяином земли и арендатором способствовало развитию хозяйства. Если арендатор не обрабатывал взятую землю, то он должен был уплатить хозяину поля исходя из объема урожая, выращенного соседями. Кроме аренды поля, сада Законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
«Существовали также договоры найма имущественного и личного, заем, поклажа. Из видов найма в сборнике Хаммурапи выступают земельная аренда, наем сельскохозяйственного инвентаря, судов, наем личных услуг представителей различных профессий, наем жилищ. Земельная аренда была или платною или дележною».
Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например врача в случае смерти больного). «Постановления сборника Хаммурапи о найме рабочего скота и вообще сельскохозяйственного инвентаря, судов и личных услуг сопровождаются таксами, определяющими наемную плату, и возложением на нанимателя обязанности отвечать за целость и невредимость взятого в наем».
Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru