Право Древнего Китая
На правовую систему Китая большое влияние оказали противоборствующие философские учения конфуцианства и легизма. Объединяющей чертой явилась их политическая направленность, стремление построить жизнь общества на «рациональных», «справедливых» началах, понимаемых, правда, ими по-разному, что привело к ожесточенной борьбе между ними, с многочисленными жертвами, закончившейся, однако, компромиссом.
Конфуцианство проповедовало этические нормы (ли ), а не законы. Основатель этого учения Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) учил, что государство – это семья. Призывал к установлению строго порядка между людьми: между государством и подданными, между отцом и сыновьями, знатными и незнатными. («Государь должен быть государем, подданный – подданным. Отец – отцом, сын – сыном».) Правитель должен быть добродетельным, а подчинение его власти – высшая моральная добродетельность. Создание гармоничного общества – идеал учения конфуцианства. Основой такого общества должна стать сыновья любовь (сяо ) с почитанием старших и начальников.
В период Чжанго (V – III вв до н.э.) роль права усиливается, и возникает учение легизма. Ярким представителем его был Шан-Ян, отстаивавший неограниченную власть ванна, правящего посредством установленных им и не обсуждаемых подданными законов. Для поддержания законов и «хорошего управления» они проповедовали жесточайшие наказания и коллективную ответственность. Даже малейшее нарушение императорских указов каралось жестоко. С целью укрепления власти вана «равенство» перед законом распространялось и на весь чиновный аппарат.
В III в. до н.э. – III в. н.э. происходит слияние конфуцианства и легизма, и вырабатывается новое отродоксальное ханьское конфуцианское учение. Не отвергая законы и строгое наказание, оно синтезировали право и мораль. Нормы морали должны насаждаться строгой карой закона («фа »). Это выразилось в формуле: там, где недостает «ли », следует применять «фа », или что наказуемо по «фа », не может быть дозволено по «ли », то, что позволено по «ли », не может быть наказуемо по «фа ».
Первые писанные законы возникли в Шань, а в уже в Х в. до н.э. появляется Уголовный кодекс с 3 тыс. статей. Первый же материальный писаный памятник права «Обозрения законов» относится к 536 г. до н.э. На рубеже V – IV вв. до н.э. появляется «Книга законов царства Вэй» – один из первых сводов законов, составленный Ли Фуем .
Собственность и обязательства . Понятие собственности появилось в IV –III в. до н.э. и обозначалось словом «ю » («иметь собственность»). Верховная государственная собственность на землю являлась особенностью Китая. Несмотря на то, что земля продавалась и покупалась, дробилась, тем не менее их хозяин считался лишь владельцем.
С I в. до н.э. к купле-продаже допустили женщин и государственных рабов. Распространенными были договоры аренды земли, найма людей, ростовщичество. Существовало долговое рабство в виде заклада детей за долги на три года.
Брак и семья . Патриархальная семья – характерная черта семейного права Китая с абсолютной властью отца над домочадцами. С развитием частной собственности на землю большие семейные связи постепенно ослабевают и усиливаются политикой легистов, принудительно разделив патриархальные семьи. Брак заключался по договору. В конфуцианской книге Ли Цзы были закреплены низший и высший пределы брачного возраста: мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет. Главная цель брака – обеспечение воспроизводства семьи в физическом и духовном планах. Первоначально допускались браки между родственниками. Запрещались межсословные браки. Несмотря на принцип «один муж – одна жена», тем не менее мужу разрешалось иметь других жен и наложниц. Развод разрешался и даже поощрялся, но для жены он был затруднен. Инициировать развод могли не только супруги, но и родственники. Причины развода: прелюбодеяние, побои, ранения, непослушание жены свекру и свекрови, если жена была бесплодна, распутна, завистлива, болтлива, тяжело больна, воровала семейное имущество.
Загрузка.
Уголовное право и судопроизводство. Право Китая развивалось в основном как право уголовное, охватывающее гражданские, семейно – брачные и пр. отношения. Понятие преступления связывалось с преступной волей правонарушителя, который считался «низким человеком». В ханьский период складывается учение о форме вины: выделяются предумышленные и умышленные преступления, преступления, совершенные с умыслом и без такового. Различали оконченные преступления и покушения, соучастие и групповое преступление. Китайскому праву было известно 500 видов преступлений (по другим данным более 3000). В нем всегда присутствовали государственные преступления (измена ванну, бунт, хранение запрещенной конфуцианской литературы). Традицией стала ответственность чиновников за ошибки и за служебные проступки или знавшие о таковых своих коллег и не донесшие об этом.
Наказание обозначалось термином «бао » и рассматривалось как воздаяние по принципу талиона. Главной целью наказания было устрашение. Предусматривались такие виды наказания, как: клеймение, отрезание носа, отрубание ног, кастрация, смертная казнь. Это дополнялось битьем палками от 100 до 500 ударов, обращением в рабство, штрафом. В циньский период преступников варили в котле, сверлили головы, вырывали у них ребра. Особенностью китайского права было применение символических наказаний («сян »): смертная казнь заменялась ношением холщовой рубахи, отрезание ноги – покраской тушью колена. Существовала ответственность родственников преступников, а в древности даже истреблялся весь род преступника. За государственные преступления в циньском царстве смертной казнью наказывались и три поколения родственников преступника. За клевету, злословие, оскорбление, за проклятие императора у преступников перед казнью отрезали язык. От телесных наказаний освобождались дети моложе 8 лет и старики старше 70 лет.
Китайский состязательный процесс постепенно дополнялся элементами инквизиционного (розыскного) процесса. Заявление или донос подавались в уездную управу или управление округа. Под угрозой смертной казни запрещалось доносить на родителей, деда и бабку, других родственников. Местные чиновники вели следствие и приводили приговор в исполнение. Тяжкие преступления (мятеж, измена) расследовались окружными управами. Доказательствами считались свидетельские и вещественные доказательства, клятва. В судах применялись пытки. Тела или головы казненных преступников выставлялись в открытом поле, на рынке, во дворе дворца (для сановных преступников).
5. Государство и право Древней Греции
Возникновение государства в Спарте произошло в результате вторжения дорийских племен и подчинения им ахейских, что в VII в. до н.э приводит к их объединению. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством. Поддержание господства и порядка над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу приписывают установление общественного порядка и государственного строя, издание договора (Ретры ).
Общественный строй являлся рабовладельческим. Господствующим классом были спартиаты, пользующиеся всей политической властью. Они наделялись земельными наделами, которые передавались им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартиатов. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Вся жизнь спартиатов походила на военно-лагерный строй: питались они за общим столом; жизнь протекала по-солдатски. Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи, они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах агелах (бук. «скот»). Обучение заканчивалось в 20, лет и до 60 лет спартиаты были военнообязанными. При этом особе внимание обращалось на физическое воспитание, на выучку качеств стойкого и выносливого, дисциплинированного воина, готового к повиновению властям.
В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ), которых государство передавало в распоряжение спартиатов. Они обрабатывали земли спартиатов и платили им половину урожая. Илоты не считались товаром, как рабы. Их призывали в войско в качестве легковооруженных воинов. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (ериптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали.
Покоренные жители горных районов Спарты – периеки (бук. «живущие вокруг») – не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Главными их занятиями были торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периеки находились под надзором гармостов .
Государственный строй был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии.
Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет. Созывалось оно царями, а потом эфорами. К его компетенции относились законотворчество; вопросы войны и мира; избрание должностных лиц; во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход.
Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами ) и была наследственной. Однако каждые 8 лет эфоры проводили гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранены от должности. Они же сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Кроме военной власти, цари обладали властью жреческой и судебной. Они были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы.
Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Первоначально она созывалась царями, а потом эфорами. Ее членами могли быть лица, достигшие 60 лет, избиравшиеся в народном собрании криком из представителей знатных родов. Компетенция герусии: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления). Роль герусии падала с увеличением роли эфоров.
Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц. Избирались народным собранием криком ежегодно в количестве пяти человек на один год. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись цари. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания; внешние сношения; контроль должностных лиц; гражданская юрисдикция; во время войны руководили мобилизацией войск, двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Отчитывались эфоры перед своими преемниками по истечении годичного срока.
Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru