Возникновение и крушение колониальных империй Англии и Франции. Образование независимых государств
Британская колониальная империя
Возникновение и развитие Британской колониальной империи
Освоение территорий началось достаточно рано. Для налаживания коммерческих связей с заморскими странами создавались специальные торговые сообщества, например: Московская компания (в 1554 г.), Компания Восточных земель (1579 г. страны Скандинавии и Балтики), Левантийская компания (1581 г. Оттоманская империя), Африканская компания (1588 г. занималась работорговлей), Ост-Индская компания (1600 г. Индия) и др.
Английская буржуазная революция активизировала колониальные войны, и уже к середине XVII в. был захвачен ряд островов Вест-Индии, окончательно присоединена Ирландия, значительно расширились владения в Северной Америке. Особенно большие колониальные приобретения Великобритания получила в результате победы над Францией в Семилетней войне (1756—1763). К середине XIX в. была создана огромная колониальная империя: в Европе — Ирландия; в Америке — Канада, Ньюфауленд, Британская Гвиана, о-ва ВестИндии; в Африке — Египет, Капская земля, Наталь, Британская Гамбия, Сьерра-Леоне; в Азии — Цейлон, Малайя, часть Бирмы, Индия. Были захвачены Австралия и Новая Зеландия.
Для управления огромной территорией в 1854 г. было создано Министерство колоний, на которое возлагались следующие функции: координация отношений метрополии и ее колоний (назначение и смещение губернаторов и иных высших лиц); поддержание права и верховенства метрополии (издание актов по управлению); совместная с военным министерством охрана колоний и контроль местных вооруженных сил.
В XIX в. в целях совершенствования управления и облегчения ограбления все колонии были разделены на два вида.
1. Колонии — владения короны. Они считались «завоеванными», поэтому не имели политической автономии, а управлялись генерал-губернаторами. В их число входили Индия, Мальта, Гибралтар.
2. Доминионы. Они относились к «переселенческим» колониям, имели свои представительные учреждения и ответственные пред ними исполнительные органы. С 1865 г. (акт «О действительности колониальных законов») наряду с нормами английского права на их территории могло действовать также, не противоречащее актам метрополии местное законодательство и даже система судов. К доминионам относились территории Северной Америки, Австралии, Новой Зеландии, Канады).
В 1870-х гг. появилось название «Британская империя». И это название полностью характеризовало громадное по территории государство, простиравшееся на 30 млн км 2. население которого составляло 4/4 всего населения Земли.
Канада. Актом «О Британской Северной Америке» 1867 г. были заложены основы современного состояния канадского государства, так как этот акт стал основой действующей Конституции Канады. В нем объявлялось:- об объединении канадских провинций Онтарио, Квебек, Новой Шотландии и Нового Брауншвейга в «единый доминион — Канаду»;
- о создании канадского национального парламента и ответственного перед ним правительства.
Ирландия. Эта страна являлась самой старой колонией Англии.
В годы протектората Кромвеля ее лучшие земли раздавались офицерам и солдатам армии.
Окончательно Ирландия была присоединена актом «Об унии Великобритании и Ирландии» 1801 г. провозгласившем Ирландию составной частью «Соединенного королевства Великобритании и Ирландии». При этом ирландский парламент был упразднен, но Ирландия могла посылать своих представителей в палату общин. В 1921 г. у Великобритании осталась только Северная Ирландия.
Индия. Она была самой ранней, самой большой и самой бесправной британской колонией. С 1600 г. вся захваченная территория стала собственностью Ост-Индской торговой компании, получившей право на собственные вооруженные силы. Каждый служащий компании считался представителем власти и судьей.
Бесконтрольность и произвол акционеров вынудил английский парламент в 1773 г. издать акт «О правилах лучшего управления делами Ост-Индской торговой компании», в соответствии с которым губернатор Бенгалии назначался генерал-губернатором всех английских владений, в подчинение ему ставились губернаторы Мадраса и Бомбея; при губернаторе создавался Совет из четырех незаинтересованных в делах компании человек. В 1784 г. деятельность компании была подчинена Контрольному совету из шести членов, назначаемых королем (его председатель входил в состав правительства Великобритании).
В течение первой половины XIX в. короне были подчинены все 600 индийских княжеств. Провинциями управляли губернаторы, а княжествами — формально местные князьки (раджи).
Сопротивление индийцев (восстание сипаев) и бесчинства Ост-Индской компании привели в 1858 г. к кардинальной смене системы управления, которое передавалось напрямую короне. Для этого при британском правительстве была введена должность госсекретаря, возглавлявшего Совет по делам Индии. Ост-Индская торговая компания упразднялась. Генерал-губернатор стал именоваться вице-королем Индии и фактически управлял всей страной. При нем был создан Высший (исполнительный) совет, занимавшийся изданием законов.
Британская колониальная империя в конце XIX — начале ХХ вв.
В конце XIX в. произошло значительное расширение колониальных владений: в Африке — Родезия, Судан, Нигерия, Гана (бывш. Золотой Берег), Сомали, Кения и т.д.; в Азии — Бирма, о. Кипр. В состоянии полуколоний находились Афганистан, Иран, Египет. Статус доминиона получили Австралия, Южно-Африканский Союз, Новая Зеландия.
Австралия до 1900 г. представляла собой несколько независимых самоуправляющихся колоний Великобритании. В 1900 г. была принята Конституция Австралийского Союза, которая закрепила статус Австралии как федеративного государства со своим парламентом, созываемым и распускаемым английским генерал-губернатором.
Южно-Африканский Союз возник в 1909 г. в результате англо-бурских войн.
В 1907 г. образуется Британское содружество наций. К началу ХХ в. Англия — страна с населением 40 млн человек — господствовала в империи, насчитывающей около 450 млн человек.
Распад Британской колониальной империя и образование независимых государств
После Первой мировой войны начался кризис колониальной системы Великобритании. В результате мощных выступлений за независимость самостоятельность получили: Афганистан — с 1929 г. Египет — с 1922 г. Ирландия — с 1921 г. в стадии доминиона (кроме Ольстера). К 1930-м гг. полностью стали независимы прежние доминионы — Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.
В 1926 г. создается Британское Содружество наций как союз Англии и ее доминионов: «Свободный союз членов Содружества, объединенного общей верностью короне». Конституцией союза стал Вестминстерский статут 1931 г. Согласно ему губернатор назначался по совету правительства доминиона и выполнял функции «назначенного для колонии монарха», британские законы объявлялись необязательными и могли быть отменены, предусматривалась определенная самостоятельность внешней политики.
После Второй мировой войны распад колониальной системы продолжился. Это отразилось и на названии союза, который с 1948 г. стал именоваться просто Содружество наций (сейчас в него входит около 50 государств). Суверенными государствами стали Ирландия (с 1948 г.) и Индия (с 1950 г.).
Колониальная империя Франции
Создание колониальной империи
Франция довольно поздно вступила в колониальную гонку. На протяжении продолжительного периода ее опережали другие страны — Испания, Португалия, Англия и Голландия. История колониальных захватов началась с Канады в 1535 г. а в XVII в. были приобретены Луизиана, в ВестИндии — Гваделупа, Мартиника, часть о. Эспаньола, в Южной Америке — часть Гвианы. В XIX в. французскими колониями стали Алжир, Сенегал, Камбоджа, Вьетнам, Лаос, Сенегал, Тунис, Гвинея, Судан, Мавритания, Нигер, часть Конго, Чад, Алжир, Марокко, Мадагаскар и др.
Революция XVIII в. отменила колониальное рабство (восстановленное затем Наполеоном I, окончательно оно было упразднено в 1848 г.), что привело к потере Канады и большей части индийских владений.
В 1880-х гг. Франция за счет завоеваний африканских и индо-китайских территорий стала второй по величине колониальной империей.
Система управление колониями
Для координации управления колониальными владениями в 1894 г. было создано специальное министерство — Министерство колоний, в компетенции которого было руководство генерал-губернаторствами:- Французской Западной Африкой — Сенегал, Гвинея, Берег Слоновой кости, Судан, Верхняя Вольта, Мавритания, Нигер;
- Французской экваториальной Африкой — Габон, Французское Конго, Чад и др.;
- Индокитаем — Кохинхин (Южный Вьетнам), Тонкин (Северный Вьетнам), Аннам (Центральный Вьетнам), Камбоджа и Лаос.
На особом положении был Мадагаскар, управляющийся не Министерством колоний, а Министерством внутренних дел.
Все жители колоний делились на три группы в зависимости от своего правового статуса:- «французские граждане» — уроженцы метрополии и колоний (французское гражданство давалось в виде исключения: Закон 1919 г. разрешил давать гражданство только тем алжирцам, которые участвовали в войне или имели французские знаки отличия, имели земельную собственность, читали и писали по-французски);
- «развивающиеся именитые жители» колоний (их личные и имущественные права признавались администрацией, но привилегий французского гражданства они не имели);
- «французские поданные».
Распад колониальной империи Франции
Развернувшаяся с новой силой после Второй мировой войны волна национально-освободительного движения привела к постепенной потере Францией своих колониальных владений. Первыми эти процессы начались в Юго-Восточной Азии, где отпал Вьетнам (в 1945 г. была образована Демократическая Республика Вьетнам), затем освободились африканские территории — Тунис, Марокко и др. В числе последних свою независимость завоевал Алжир.
В процессе распада колониальных систем после Второй мировой войны возникает множество новых образований, которые можно отнести к государствам переходного типа. С точки зрения материалистического подхода они представляли собой государственность, возникающую в результате классовой или национально-освободительной борьбы, резкой смены политических режимов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны были примкнуть к определенному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому.
Образование независимых государств в Южной и Юго-Восточной Азии после Второй мировой войны
Распад колониальных империй привел к появлению новых суверенных государств в Южной и Юго-Восточной Азии.
Индия
Деятельность Индийского национального конгресса, основанного в 1885 г. и возглавившего национально-освободительное движение (Махатма Ганди, Джавахарлал Неру), заставила Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. по акту «Об индийских законодательных советах» во Всеиндийский законодательный совет стали избиралось 1/2 индийцев, в местный — большинство. Но эти советы оставались совещательными органами при английских чиновниках.
В развитие самоуправления колонии было издано несколько крупных актов — законов «Об управлении Индией» 1919 и 1935 гг. Последний закон провозгласил установление в Индии федерации с провинциями и княжествами. В 1947 г. Индии правительством Великобритании была дарована независимость, но страна была разделена на две части по религиозному и этническому признакам: Индия и Пакистан. В 1971 г. на территории Западного Пакистана образовано государство Бангладеш. Это деление сразу породило массу локальных военных конфликтов между государствами, которые продолжаются до сих пор.
Конституция Индии 1950 г. провозгласила создание суверенной, демократической и независимой республики с федеративным устройством. Частная собственность объявляется священным и неприкосновенным. Индия является парламентской республикой.
Парламент состоит из Народной палаты (всеобщие прямые выборы депутатов, достигших 21 года, на пять лет) и Совета штатов (косвенные выборы коллегиями выборщиков из членов законодательных собраний штатов на шесть лет с обновлением каждые два года).
Президент, избираемый коллегией выборщиков на пять лет, назначает премьер-министра, членов Верховного суда, генерального прокурора, губернаторов штатов и членов высших судов штатов. Он имеет право:- досрочного роспуска Народной палаты парламента;
- накладывания «вето» на принимаемые им законы и принятия законов во время его каникул;
- приостановления действия Конституции и т.д.
Однако, несмотря на довольно обширные полномочия президента, фактически политику Индии определяет премьер-министр, который формирует правительство, ответственное перед парламентом.
Судебная власть принадлежит Верховному суду (решает споры между правительством Индии и штатами, между штатами, консультирует президента и другие суды), высшим и низшим судам штатов. Все судьи назначаются президентом.
Федерация состоит из 25 штатов, характеризующихся чрезвычайной этнической, религиозной и культурной неоднородностью, поэтому правительству приходится прилагать немало усилий не только для создания сбалансированных условий для их развития, но и для подержания спокойствия в стране. Все штаты делились на три группы:- возглавляемые губернаторами и имеющие парламенты;
- возглавляемые избранным из местных князей раджпрамукхом;
- в которых законодательные органы пользовались ограниченными правами.
В 1956 г. штаты были разделены с учетом языковых особенностей (Пенджаб, Раджастхан, Бомбей и др.).
Несмотря на федерализм, Конституция республики проводит жесткий стиль централизованного управления страной. В некоторых случаях предусмотрено принятие президентом на себя некоторых функций правительства штата, объявление о передаче полномочий парламента штата парламенту республики и издание необходимых актов.
Индия проводит политику активного нейтралитета и выступает за разрядку международного напряжения и за мирное сосуществование.
Вьетнам
Почти столетие Вьетнам наряду с Лаосом и Камбождей являлся французской колонией Индокитай. Однако национально-освободительное движение, с новой силой развернувшееся с открытием военных действий союзников против Японии в конце Второй мировой войны, привело к освобождению страны от японских захватчиков и объявлению создания Демократической Республики Вьетнам (сентябрь 1945 г. Хо Ши Мин). Неудавшаяся попытка французских войск вернуть свою бывшую колонию привела в марте 1946 г. к признанию ее независимости. Однако уже через несколько месяцев Франция возобновила военные действия. К июлю 1954 г. север страны был освобожден от захватчиков, но ее южные территории остались у французов и подключившихся к ним американцев. Оккупационные силы привели в 1956 г. к власти южновьетнамское марионеточное правительство, противостоящее ДРВ. Так было образовано два государства: Демократическая Республика Вьетнам и Республика Вьетнам.
Конституция ДРВ была принята 8 ноября 1946 г. Она закрепила создание независимого народно-демократического государства, в котором власть принадлежит народу страны, составляющего союз рабочего класса и крестьянства. Этот союз возглавляла Партия трудящихся Вьетнама.
На основе всеобщих выборов свободным, прямым и тайным голосованием был избран Народный парламент и местные органы государственной власти — Народные советы. Парламент избирался на трехлетний срок и созывался Постоянным комитетом Народного парламента два раза в год.
Высшая исполнительно-распорядительная власть была передана правительству, состоящему из президента, вице-президента и совета министров, возглавляемого премьер-министром. Президент и вице-президент избирались из числа депутатов Национального собрания. Глава государства имел полномочия председательствования на заседаниях правительства, назначения и смещения министров, командования вооруженными силами, обнародования законов и т.п.
Судебная система основывалась на ведущих демократических принципах и складывалась из деятельности Верховного суда, апелляционных судов, провинциальных и уездных народных судов. Мелкие дела рассматривались сельскими судебными комиссиями соответствующих исполнительных комитетов. Все судьи назначались правительством. Народные заседатели выбирались соответствующими Народными советами.
Реализация положений Конституции проходила в крайне сложной обстановке угрозы американской военной интервенции или ее хода. Тем не менее приходилось решать массу внутренних проблем, и прежде всего по ликвидации прежних колониальных порядков.
Было проведено несколько этапов аграрной реформы (в 1946—1956 гг.), в ходе которых вся была произведена национализация земли, установлен единый налог, а безземельные крестьяне наделялись участками из государственных фондов. Особенностью нового государства была относительная многоукладность экономики, которая заключалась в том, что наряду с социалистической собственностью равноценно существовали частнокапиталистический и государственно-капиталистический секторы, мелкотоварные крестьянские хозяйства, а также мелкие промышленники и кустари. В сфере трудового законодательства уже в 1947 г. была установлена 48-часовая рабочая неделя, запрещен труд детей до 12 лет, введен минимум оплаты труда, отпуск и страхование. В целях поднятия образовательного уровня населения страны с 1945 г. введено обязательное начальное обучение, открыто несколько национальных вузов.
Благодаря активной поддержке социалистических стран, и прежде всего СССР, с 1956 г. с констатацией окончания антифеодальных мероприятий страна вступила на путь социалистического развития (организация социалистической экономики, плановое развитие народного хозяйства, защита завоеваний от покушений врагов и т.п.).
Все эти изменения воплотились в положениях новой Конституции 1959 г. Прежде всего были расширены права и обязанности граждан (права на труд, отдых и обязанности уважения и охраны общественной собственности, соблюдения трудовой дисциплины).
Национальное собрание (четыре года), наделялось полномочиями избрания и смещения Постоянного комитета и председателя республики.
Постоянный комитет наряду с изданием и толкованием законов и указов контролировал деятельность Совета правительства, Верховного народного суда и Верховной палаты народного контроля.
Председатель республики действовал только в соответствии с решениями парламента или его Постоянного комитета.
После поражения США в развязанной ими вьетнамской авантюре (1966—1976) произошло воссоединение обеих частей страны. Единое государство, Конституция которого была принята в 1992 г. получило название Социалистической Республики Вьетнам.
Следует отметить тесную преемственность государственного устройства прежнего и современного Вьетнама. В настоящее время высшим органом законодательным власти является Национальное собрание (основе всеобщего и прямого голосования; один депутат от 50 тыс. человек населения избирается на пять лет на), избирающее из числа депутатов Постоянный комитет, который работает между сессиями парламента. При Национальном собрании имеются комитеты: правовой, экономический, бюджетный, национальной защиты и безопасности, иностранных дел.
Президента на пять лет выбирают депутаты Национального собрания. Он назначает и смещает министров, издает указы, объявляет амнистию, состояние войны или военное положение, ратифицирует международные договоры, назначает дипломатов, возглавляет вооруженные силы и председательствует в Совете национальной обороны.
Совет Министров является исполнительным органом Национального собрания и образуется по представлению президента.
На местном уровне действуют избираемые населением народные советы и их исполнительные комитеты.
Образование независимых государств на Арабском Востоке
Арабская Республика Египет
До 1923 г. Египет являлся английской колонией, затем ему была дарована конституция как независимому государству — конституционной монархии. Однако фактическое освобождение произошло только после военного переворота в 1952 г. (который подготовила организация «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абделем На-сером (1918—1970). Ответственность и государственную власть взял на себя Совет руководства революцией. После этого Египет стал развиваться действительно самостоятельно.
В первую очередь была проведена аграрная реформа, ликвидирована монархия. Новая Конституция 1956 г. провозглашала Египетскую Арабскую Республику, вставшую на некапиталистический путь развития. В ходе революционных мероприятий была проведена национализация иностранных банков и фирм, а также Суэцкого канала, на что чрезвычайно болезненно отреагировали Англия, Франция и Израиль.
В период с 1961 по 1971 г. продолжался курс на строительство национального государства. Была развернута полномасштабная национализация объектов банковской и промышленной сфер, продолжились изменения в аграрной политике, введено государственное планирование и т.д. В 1964 г. было объявлено о разрыве с капиталистическим курсом и провозглашено создание социалистической демократической республики с некоторыми частнособственническими элементами в экономике.
Однако внезапная смерть президента республики Насера в 1970 г. привела к резкому изменению курса государственного строительства с ориентацией на Запад (президент Анвар Садат).
С сентября 1971 г. страна официально называется Арабской Республикой Египет. Конституция 1971 г. провозгласила страну «государством с социалистическим демократическим строем, основанным на союзе сил трудового народа». Несмотря на это заявление, Египет сразу и уверенно взял курс на капиталистический путь развития.
Высшим органом государственной власти является Народное собрание, главой государства — президент.
Палестина
Территория Палестины до начала XX в. находилась под властью Османской империи, а затем до 1948 г. являлась английской колонией. В 1949 г. согласно решению ООН территория Палестины была разделена на собственно Палестину и Израиль. Практически сразу же начались военные конфликты, и понадобилось несколько десятилетий для признания статуса суверенных государств в 1988 г. но территориальные вопросы не сняты до сих пор.
Алжирская Народно-Демократическая Республика
В глубокой древности Алжир (Нумидия) являлся форпостом Карфагена. В конце II в. был присоединен к Риму, с конца VII в. — к Арабскому халифату, с XV в. — к Османской империи. В 1830-х гг. началась французская экспансия, которая завершилась объявлением в 1848 г. Алжира территорией Франции, возглавляемой генерал-губернатором.
В соответствии с французским Органическим статутом 1947 г. Алжир объявлялся группой департаментов с собственным гражданством и финансовой автономией, что вызвало обострение без того не прекращающихся волнений. В мае 1958 г. представители французской военной администрации, опасаясь кардинальных изменений в колониальной политике, в том числе и в отношении Алжира, подняла мятеж, приведший в конечном счете к власти генерала Шарля де Голля.
Период активной национально-освободительной войны 1954—1962 гг. закончился заключением Эвианских соглашений, по которым Алжир был признан суверенным государством.
На самых первых этапах существования этого государства был провозглашен курс на построение социализма. Конституциями 1963 и 1976 гг. предусматривалось построение социализма «в рамках национальных и исламских ценностей» и единства политического руководства партии — Фронта национального освобождения Алжира (ФНОА).
Однако в Конституции 1989 г. положения о социализме были уже исключены, введено разделение властей, установлена ответственность правительства перед парламентом, ликвидирована монополия ФНОА.
В 1996 г. была принята новая Конституция страны.
Рекомендуем ознакомится: http://www.be5.biz