Гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное право
Гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное право
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был утвержден ВЦИК в июле 1923 года. Впервые законодательно устанавливался порядок разрешения гражданских дел и закреплялись основные принципы их производства - гласность, устность, публичность, равенство всех перед законом, активная роль суда в ходе процесса и др. Отдельные дела могли слушаться на закрытых заседаниях.
Процесс начинался с заявления истца. Суд не должен был ограничиваться доказательствами, представленными сторонами. Стороны могли вести дело в суде лично или через своих представителей. Прокурор мог включиться в процесс на любой его стадии. Кассационными инстанциями являлись губернский и Верховный суд.
Исправительно-трудовой Кодекс РСФСР был принят в октябре 1924 года. Он устанавливал принципы организации мест лишения свободы и принудительных работ. Главной задачей исправительно-трудовых учреждений было перевоспитание осужденных. В основе перевоспитания лежали общественно-полезный труд, специальный режим и культурно-воспитательная работа. Возмездие, применение мер воздействия с целью причинения физических страданий законодательством отрицались. Кодекс определял основные категории заключенных и мест лишения свободы.
В ноябре 1929 года вместо одного вида лишения свободы (со строгой изоляцией или без нее) было установлено два самостоятельных вида: в исправительно-трудовых лагерях отдаленных местностей на срок от 3 до 10 лет и в общих местах заключения сроком до 3 лет.
Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР принят ВЦИК в ноябре 1926 года. В его основу был положен ряд нововведений по сравнению с КЗАГС 1918 года. Так, фактический брак приравнивался к зарегистрированному. Устанавливались условия для признания фактического брака (ст. 12): совместное проживание, ведение общего хозяйства, выявление супружеских связей перед посторонними, совместное воспитание детей и т. д. Фактические супруги также имели равное право на общую собственность, алименты, наследство и т.п. Для женщин брачный возраст повышался по сравнению с КЗАГС с 16 до 18 лет. Отменялась обязательность общей фамилии супругов, введенная Кодексом 1918 года.
В целом, под браком в 20-е гг. понималось наличие таких фактических отношений между мужчиной и женщиной как сожительство, ведение общего хозяйства, взаимная материальная поддержка и совместное воспитание детей. Семейно-брачное законодательство до конца 30-х гг. строилось на следующих основных принципах: недействительность церковного брака, равенство зарегистрированного и незарегистрированного брака, свобода развода, отмена понятия «внебрачные дети».
Введение рыночных отношений, развитие гражданского оборота потребовали упрощения системы норм, регулирующих хозяйственные правоотношения, признания имущественных прав граждан и защиты государством частной собственности. Были востребованы совершенно новые нормы права, неведомые периоду «военного коммунизма». Основные направления развития гражданского права были определены Декретом ВЦИК от 22 мая 1922 года «Об основных частных имущественных правах, признаваемых в РСФСР, охраняемых ее законами и защищаемых судами РСФСР». Принятие Декрета объяснялось необходимостью «установления точных взаимоотношений государственных органов с объединениями и частными лицами, а также взаимоотношений частных лиц и объединений между собой». В соответствии с принятым законом допускалась, в определенных пределах, частная промышленная и торговая деятельность. Граждане и организации получили право заключать сделки купли-продажи, займа, подряда, комиссии, аренды, товарищества, организовывать промышленные и торговые предприятия, иметь на праве собственности недвижимость, получать земельные участки на праве застройки и т. д. Закон признал оба вида наследования и права авторов и изобретателей. Декрет стал основой будущего Гражданского кодекса.
Принятый в октябре 1922 года Гражданский кодекс РСФСР должен был дать подробную регламентацию разрешенным имущественным отношениям, в основе которых лежала идея социалистического регулируемого рынка. Кодекс вступал в действие с 1 января 1923 года. Он состоял из четырех разделов: «Общая часть», «Вещное право», «Обязательственное право», «Наследственное право». Структура документа была традиционной - разделы делились на главы, главы на статьи (всего 435 статей).
Правоспособность всех граждан объявлялась одинаковой. Кодекс определял, что гражданские права охраняются законом. При этом, объем гражданской правоспособности не зависел от пола, расы, национальности, вероисповедания и происхождения. В полном объеме правоспособность и дееспособность наступали с 18 лет.
Кодекс гарантировал защиту государством имущественных прав граждан, восстанавливал институты физических и юридических лиц, определял объекты имущественных правоотношений. Ими являлось любое имущество, не изъятое из гражданского оборота (земля, недра, рудники, крупные предприятия). В обязательственном праве устанавливались виды договоров и порядок их заключения. Юридическим основанием возникновения обязательств являлись договоры, причинение ущерба другому лицу и иные указанные в законе основания. Ст. 30 ГК признавала недействительными сделки, совершенные с целью, противной закону или в обход закона, или направленные к явному ущербу государству. Недействительными также могли быть признаны сделки, заключенные под влиянием обмана, угроз, насилия, заблуждения, под влиянием нужды, сделки мнимые и притворные.
В праве собственности Кодекс разделял право владения, пользования и распоряжения и устанавливал виды собственности: государственная, кооперативная, частная. Земля, недра, леса, железные дороги и летательные аппараты могли находиться лишь в собственности государства. Кооперативная собственность во многих отношениях приравнивалась к государственной. Так, кооперативные организации могли владеть промышленными предприятиями, независимо от их величины и числа занятых работников.
Частная собственность могла существовать в трех формах: единоличная собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, не составлявших объединения (общая собственность), и собственность частных юридических лиц. Частная собственность распространялась на предметы хозяйства и домашнего обихода, имущество, не изъятое из частного оборота, ценности, орудия производства, мелкие промышленные предприятия и ^муниципализированные строения. На правах частной собственности физическим лицам могли принадлежать мелкие промышленные предприятия с числом рабочих не более 10 при наличии двигателя и не более 20 - без двигателя.
Трудовое законодательство требовалось существенным образом обновить ввиду начавшегося перехода к НЭПу. Начиная с 1922 года, издаются декреты, отменявшие законодательство о труде, принятое в период «военного коммунизма». Основной формой оформления трудовых отношений стал трудовой договор.
В конце октября 1922 года ВЦИК утвердил Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР. КЗоТ заменил устаревший Трудовой кодекс 1918 года, т. к. после перехода от «военного коммунизма» к новой экономической политике отпала необходимость привлечения населения к трудовой повинности и мобилизации. Положения Кодекса распространялись на все предприятия, использующие наемный труд. В новый Кодекс вошли основные положения 1918 года, однако отменялась уравнительная оплата труда, изменялись основания найма и увольнения с работы, вводилась система обязательного социального страхования. Предусматривались санкции за нарушение трудового договора.
Продолжительность рабочего времени не должна была превышать 8 часов, а для подростков в возрасте от 16 до 18 лет устанавливался 6-часовой рабочий день. Законодательно закреплялись еженедельный отдых, праздничные дни и ежегодные отпуска. Особое внимание уделялось регулированию труда женщин, содержались и нормы о технике безопасности.
В 1927 и 1929 годах КЗОТ 1922 года был дополнен постановлениями о введении 7-часового рабочего дня и 5-дневной рабочей недели. Кодекс действовал до принятия нового Кодекса законов о труде в 1972 году.
Земельное право отразило стремление государства нормализовать обстановку в деревне, снять социальную напряженность. Однако эти изменения не затрагивали основных принципов советского земельного права. Так, 30 апреля 1920 года был принят Декрет «О переделах земли», воспрещающий беспорядочные переделы земли.
22 мая 1922 года был принят Закон «О трудовом землепользовании». Он составил основу Земельного кодекса РСФСР, принятого ВЦИК в октябре и вступившего в силу с 1 декабря 1922 года. Кодекс состоял из «Основных положений» (ст. 1 - 8) и трех частей: «О трудовом землепользовании», «О городских землях и государственных земельных имуществах», «О землеустройстве и переселении». Он исходил из принципа национализации земли, недр, вод и лесов. Все пригодные для земледелия земли составляли единый государственный земельный фонд.
Государство как собственник земли могло передавать земли во владение и пользование земледельцам и их объединениям, городским поселениям, учреждениям и предприятиям. Разрешалось использование наемного труда, он должен был носить характер вспомогательного, то есть работоспособные члены семьи должны были работать наравне с наемными рабочими. Их труд охранялся законом. Покупка, продажа, завещание и дарение земли запрещались.
Крестьянин был свободен в выборе форм землепользования: общинной, участковой, с уравнительными переделами, отрубной и хуторской. Для привлечения крестьян в коллективные хозяйства Кодекс устанавливал существенные льготы коллективным пользователям. Устанавливался порядок рассмотрения земельных споров, для этого учреждались земельные комиссии. В целом Кодекс отвечал потребностям НЭП.
Уголовное право. С окончанием гражданской войны появилась возможность кодифицировать и эту отрасль права. В мае 1922 года ВЦИК принял Уголовный кодекс РСФСР, вводившийся в действие с 1 июня 1922 года. Впервые в советском праве УК состоял из Введения, Общей части и Особенной. Общая часть состояла из пяти разделов: Пределы действия Уголовного кодекса, Общие начала применения наказания, Определение меры наказания, Виды наказаний и других мер социальной защиты, Порядок отбывания наказания.
В Общей части формулировались задачи и принципы советского уголовного права, определялись его основные институты и понятия. Задача Уголовного кодекса определялась как правовая защита государства от преступлений и общественно опасных элементов путем применения наказаний к нарушителям революционного порядка. Особенная часть уголовного законодательства устанавливала, какие деяния являются преступлением и какие наказания может применять суд к лицам, виновным в их совершении. Под преступлением понималось «общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени».
Целями наказания являлись: предупреждение новых нарушений, приспособление к условиям социалистического общежития путем исправления, лишение преступника возможности совершения дальнейших преступлений.
Система наказаний включала в себя: общественное порицание, изгнание за пределы РСФСР, лишение свободы, принудительные работы, условное осуждение, конфискацию имущества, штраф, поражение в правах, увольнение с должности. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Впервые в уголовное право было введено понятие «мера социальной защиты». Это понятие включало принудительное лечение, воспрещение занимать определенную должность, удаление из определенной местности и др. Уголовный кодекс отказался от бессрочных и неопределенных приговоров (пожизненное лишение свободы), но существовало бессрочное изгнание за пределы РСФСР. Высшей мерой наказания оставался расстрел как временная мера. Наказание, в соответствии с УК, могли назначать только судебные органы, но этот демократический принцип на практике не соблюдался. Для борьбы с классовыми противниками в УК был введен институт аналогии, так как принцип «нет преступления без указания на то в законе» мешал «революционному правосудию».
Особенная часть в УК 1922 года включала всего 171 статью. Открывалась она главами о государственных (контрреволюционных) преступлениях. На втором месте находилась глава о преступлениях против социалистической собственности, на третьем - глава о преступлениях против личности. Завершала Кодекс глава о воинских преступлениях. Следует отметить, что в УК впервые было сформулировано общее понятие контрреволюционного преступления. В ст. 57 УК указывалось: «Контрреволюционным признается всякое действие, направленное на свержение завоеванной пролетарской революцией власти рабоче-крестьянских Советов и существующего на основании Конституции РСФСР Рабоче-Крестьянского правительства, а также действия в направлении помощи той части международной буржуазии, которая не признает равноправия приходящей на смену капитализма коммунистической системы собственности и стремится к ее свержению путем интервенции и блокады, шпионажа, финансирования прессы и тому подобными средствами. Это было довольно расплывчатое, «резиновое» определение, которое легко использовалось в борьбе с внутренними политическими противниками.
Определение контрреволюционного преступления было уточнено ВЦИК в июле 1923 года. В новой редакции ст. 57 УК РСФСР 1922 года контрреволюционным признавалось всякое действие, направленное не только к свержению, но и к подрыву и ослаблению Советской власти.
Кодекс устанавливал суровое наказание за нарушение законов о государственных монополиях, за искусственное повышение цен путем сговора торговцев и злостный невыпуск товаров на рынок, фальсификацию товаров, сокрытие доходов и др. Наказание за эти преступления устанавливалось в виде лишения свободы на довольно длительные сроки.
Образование СССР потребовало установления единого уголовного законодательства на территории всей страны. В октябре 1924 года ЦИК СССР утвердил «Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик», которые восприняли большинство положений УК РСФСР 1922 года. Основные начала не внесли принципиальных изменений в действующее уголовное право, хотя и имели некоторые новеллы. Так, законодатель отказался от использования понятия «наказание», полностью заменив его понятием «социальная защита», которая могла применяться к лицу, признанному социально опасным. Меры «социальной защиты» разделялись на судебно-исправительные, медицинские и медико-педагогические. В связи с принятием Основных начал республики обновили свое уголовное законодательство.
Новый Уголовный кодекс РСФСР был принят ВЦИК в ноябре 1926 года, он не изменил сложившуюся систему уголовного законодательства. В этом Кодексе отсутствовал раздел, регламентирующий порядок отбывания наказания, так как в октябре 1924 года ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.
Помимо «Основных начал», в рассматриваемый период были приняты и другие общесоюзные уголовные законы. Так, в 1924 году было принято «Положение о воинских преступлениях». Следует отметить, что в июле 1927 года была принята новая редакция закона о воинских преступлениях. Понятие воинского преступления в этом Законе оказалось настолько удачно сформулировано, что прошло испытание временем и поныне, в основных чертах, воспроизводится современным уголовным законодательством. В феврале 1924 года было принято «Положение о преступлениях государственных», под которыми понимались контрреволюционные преступления и особо опасные для СССР преступления против порядка управления. Эти Положения вошли во все уголовные кодексы союзных республик в качестве отдельных глав.
Уголовно-процессуальное право. 25 августа 1921 года ВЦИК принимает Декрет «Об усилении деятельности местных органов юстиции», направленный на улучшение деятельности революционных трибуналов, советов народных судей, народных судей, следователей и повышение их авторитета. В начале 1922 года ВЧК реорганизуется в Государственное Политическое Управление.
Компетенции ГПУ ограничены расследованием и борьбой с открытыми контрреволюционными выступлениями, бандитизмом, шпионажем и контрабандой. Дела о других преступлениях рассматриваются в судебном порядке. В мае 1922 года 3 сессия ВЦИК 9 созыва учреждает советскую прокуратуру - орган надзора за соблюдением законности. В это же время создаются коллегии защитников для оказания юридической помощи населению, организациям и предприятиям.
В результате судебной реформы 1922 года на территории РСФСР была создана единая система судебных учреждений:
1) народный суд в составе постоянного народного судьи;
2) народный суд в составе судьи и двух народных заседателей;
3) губернский суд;
4) Верховный Суд РСФСР.
Большая часть уголовных и гражданских дел рассматривалась народным судом с участием народных заседателей, которые избирались губернскими исполнительными комитетами сроком на один год и могли быть переизбраны на дальнейшие сроки.
Вторым звеном судебной системы был губернский суд, действовавший в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его введению, в качестве кассационной инстанции для народных судов и в качестве органа надзора за народными судами; также губернский суд исполнял обязанности судебного управления.
Губернский суд имел два отдела: уголовный и гражданский, каждый из которых имел два отделения: судебное и кассационное. Надзорные функции и вопросы судебного управления решались Пленумом губернского суда.
Судебная реформа в РСФСР 1922 года упростила на местах и в центре судебную систему: вместо революционного трибунала и совета народных судей в губернских городах стал работать один суд - губернский; в центре Верховный Суд РСФСР заменил собой единый Верховный трибунал и Отдел высшего судебного контроля НКЮ РСФСР.
Судебная реформа 1922 года, определив полномочия каждой судебной инстанции, упорядочила их прохождение, а также способствовала ускорению их раскрытия. Очередным шагом судебной реформы явилось Постановление ВЦИК от 16 октября 1924 года, по которому были внесены существенные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В соответствии со ст. 105 УПК РСФСР в редакции 1924 года следователь решал вопросы по определению психического состояния подозреваемого, обеспечению гражданского иска, отстранению обвиняемого от должности, прекращал уголовные дела, предварительное расследование по которым проводили органы дознания, либо составлял по ним постановление о предании суду и направлял в суд. В УПК отсутствовала норма о присутствии обвиняемого при проведении следственных действий. Обвиняемый получал права стороны только в судебном разбирательстве, поскольку не мог принимать участия в стадии предания суду. Следователь стал непосредственно руководить дознанием под общим надзором прокуратуры, став органом уголовного преследования. Такое положение в уголовном судопроизводстве «давало полную возможность органам прокуратуры, следствия и суда выполнять поставленные партией задачи по борьбе со всеми классово враждебными элементами».
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР был принят ВЦИК 25 мая 1922 года. Он учитывал произошедшие в стране изменения, значительно демократизировал судебный процесс и был ориентирован на смешанную форму процесса, допускающую элементы состязательности на предварительном следствии. Это прослеживалось в организационной и в определенной мере процессуальной независимости следователя, находившегося в судебном ведомстве, от прокурора и органов дознания, поскольку назначение следователей на должность, передача дел из одного следственного участка в другой и отстранение следователя от производства по делу осуществлялись губернскими судами (ст. 127 УПК РСФСР 1922 года), жалобы на действия следователя также рассматривались судом (ст. 216 УПК РСФСР), указания прокурора могли быть обжалованы следователем в суд (ст. 151 УПК РСФСР). Прокурор и органы дознания выполняли функцию обвинения, а следователь был носителем судебной функции, поскольку обладал относительной независимостью.
По УПК 1922 года устанавливались новые принципы судопроизводства: неприкосновенность личности, гласность и публичность заседаний, участие защитника и представителей общественности, объективное расследование и т. д. Уголовное судопроизводство было упорядочено. УПК определял стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие, предание суду, судебное разбирательство, вынесение приговора, кассационное рассмотрение, исполнение приговора.
УПК регламентировал действия следователя в процессе дознания и следствия. Адвокат на предварительное следствие не допускался. Прокуратура должна была обеспечивать контроль за соблюдением законности. Определялись кассационный и надзорный порядки обжалования приговоров.
В феврале 1923 года в связи с отменой революционных трибуналов ВЦИК утвердил новую редакцию Уголовно-процессуального кодекса, в которой произведено фактическое включение следователя в состав органов уголовного преследования, по которой прокурор был уполномочен передавать дело от одного следователя к другому, а также решать споры о подследственности и рассматривать жалобы по действиям следователя (ст. 118, 124, 127, 212 УПК РСФСР 1923 года).
Уголовно-процессуальный кодекс 1923 года при проведении судебного разбирательства полностью придерживался классовых позиции, установив два порядка производства в суде в зависимости от социальной (классовой) принадлежности подсудимого. И если уголовные дела в отношении трудящихся рассматривали народные суды с соблюдением таких принципов как гласность, состязательность и обеспечение права на защиту, то уголовные дела в отношении «враждебных классов» рассматривались в губернских судах, где «допущение зашиты не обязательно» (ст. 38 УПК РСФСР 1923 года).
После образования СССР в декабре 1924 года ЦИК СССР принял Основы уголовного судопроизводства СССР и Союзных республик, закрепив основные принципы Кодекса 1923 года применительно к СССР. Этот Кодекс с изменениями и дополнениями действовал до вступления в действие УПК РСФСР 1960 года. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса
Рекомендуем ознакомится: http://www.labex.ru