Соотношение международного и национального права


Международное право как право межгосударственной системы отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, объекту регулирования, способам функционирования.
Эти две самостоятельные системы права оказывают влияние друг на друга. Норма международного права создает права и обязанности только для его субъектов, т. е. прежде всего для государств. Органы государства, его юридические и физические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются.
Для того чтобы нормы международного права действовали на национальном уровне, осуществляется имплементация международного права. Имплементация (англ. implementation) — это фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. Осуществляется имплементация путем, например, трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. Трансформация (лат. transformatio — преобразование, превращение) — одна из существующих в правоведении точек зрения, согласно которой принципы и нормы международного права должны войти в правовую систему конкретного государства в установленном им порядке, т. е. пройти процедуру преобразования в положения национального законодательства.
Однако в ряде государств для этого применятся ратификация. В этом случае ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в РФ (в соответствии с Конституцией, ст. 15, часть 4) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора.
Тем не менее Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» предусматривается упомянутая выше возможность трансформации.
    1. Нормообразование в международном праве

Норма международного права — правило поведения, имеющее общеобязательный характер и обращенное к персонально неопределенному кругу субъектов международного права. Нормы международного права делятся на диспозитивные и императивные. Диспозитивные нормы — нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Императивные нормы — это нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению, и договор между государствами, противоречащий таким нормам, является юридически ничтожным.
Особенность нормообразования международной правовой системы состоит в том, что в этом процессе участвуют сами ее субъекты путем добровольного волеизъявления. Иначе говоря, никто не вправе установить правила поведения субъектов данной системы вопреки их согласию.
Нормотворческий процесс в международном праве происходит посредством заключения международных договоров и формирования обычаев. Большое значение приобрели резолюции и решения международных организации, в первую очередь — акты ООН и ее специализированных учреждений. В них нередко фиксируются уже сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются определенные действия субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых норм и обычаев.
В международном праве существуют санкции. В случае нарушения норм международного права возникает ответственность субъектов международного права. Характер санкций своеобразен. К ним, в частности, относятся: дипломатические демарши, разрыв дипломатических отношений, различные ограничения экономических, научнотехнических и других связей с государством-нарушителем и др. Применение вооруженной силы недопустимо. Исключением является использование права на самооборону против государства-агрессора в случае его вооруженного нападения, а также по постановлению Совета Безопасности ООН.
    1. Система и основные принципы международного права

Система международного права — это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычноправовых), решений международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права (института международного признания, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и др.).
К основным принципам международного права, закрепленным прежде всего в Уставе ООН (Декларация о принципах международного права была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 году), относятся:
  1. принцип неприменения силы или угрозы силой;
  2. принцип мирного разрешения международных споров;
  3. принцип суверенного равенства государств;
  4. принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства;
  5. принцип сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН;
  6. принцип равноправия и самоопределения народов;
  7. принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

В 1975 году в Заключительном акте Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству и Европе к ним были добавлены еще три:
  1. принцип нерушимости границ;
  2. принцип территориальной целостности государств;
  3. принцип уважения прав человека и его основных свобод.

Международное право оказывает непосредственное влияние
на внешнюю политику государств. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия, которая есть важнейший инструмент создания норм международного права.
  1. Соотношение международного и национального права

    1. Вопрос № 5.Теории соотношения национального и международного публичного права
      дуалистическая (Триппель) – национальное и международное публичное право - две самостоятельные системы права, которые находятся в отрыве друг от друга; примат международного публичного права над национальным правом (Кельзен) – международное публичное право более высокого порядка, определяющее действительность норм национального права (сферу его действия); примат национального права над
    2. Имплементация норм международного права в национальное законодательство
      Имплементация в буквальном смысле означает обеспечение практического результата и фактического выполнения конкретными средствами. Большой юридический словарь определяет ее как фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международноправовых норм в национальные законы и подзаконные акты2. Данный термин получил отражение в многочисленных
    3. Конкуренция норм международного и национального уголовного права
      регулируется международными договорами (о правовой помощи, о выдаче преступников и т. п.). В случае отсутствия ясного решения вопроса в договоре действуют общие принципы кон- 1 ВВС РФ. 1993. № 2. С. 6–7. 2 См. например: Кудрявцев В. Н. Указ. соч. С. 258; Куриное Б. А. Указ. соч. С. 173–174. 3 ВВС РСФСР. 1990. № 7. С. 6; ВВС РФ. 1993. № 2. С. 5, 6. § 5. Особенности применения оценочных признаков
    4. СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОГО развития корпораций
      Начиная с 1980-х годов глобальная конкуренция становится столь важным фактором развития мировой и национальных экономик, что она начинает решающим образом влиять на стратегическое планирование и управление не только в крупнейших транснациональных корпорациях (ТНК), но и в компаниях, которые традиционно ориентировались на национальный рынок. Компании прямо или косвенно (через интересы своих
    5. Принципы международной политики
      - национальный интерес; национальная безопасность; всеобщая
    6. ОГЛАВЛЕНИЕ
      Введение…………………………………………………………. 5 Глава I Теоретико-методологические аспекты административно-правового исследования национальной безопасности………………………………………………………….…10 §1 Национальная безопасность как предмет административно-правового исследования……………………….10 §2 Международно-правовой опыт административно-правового обеспечения национальной безопасности……………26 §3 Федеральное законодательство в
    7. ПРАВО КОСМИЧЕСКОЕ
      - совокупность норм международного права, регулирующих деятельность государств и международных межправительственных организаций в космосе и устанавливающих международно-правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел. Национальная программа космических исследований и ее осуществления входят в сферу внутренней компетенции каждого государства, регулируемой нормами его
    8. БИРЖА ВАЛЮТНАЯ
      - организованный рынок национальных валют. На БИРЖЕ ВАЛЮТНОЙ осуществляется свободная купля-продажа национальных валют исходя из курсового соотношения между ними (котировки), складывающегося на рынке под воздействием спроса и
    9. Международные договоры
      Международный договор приобретает юридическую силу национального права после издания специального закона (Великобритания, Индия, Норвегия). Положения договора должны быть ратифицированы представительным органом государства и официально
    10. КВОТИРОВАНИЕ
      - разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства страны по международным соглашениям, а также необходимость соблюдать национальные
    11. Система науки международного частного права
      Наука международного частного права имеет систему, которая состоит из двух частей - общей и особенной. В общей части рассматриваются вопросы, которые имеют основополагающее значение для международного частного права в целом. Ее содержание включает анализ источников международного частного права, некоторых общих понятий и принципов международного частного права (предмет и методы правового
    12. Национальное право и международное публичное право.
      Имплементация (трансформация) – процесс вхождения норм международного права в правовую систему государства (норма сохраняет свой статус, а ее содержание становится частью национального права. Имплементация бывает: а) общая – государство устанавливает, что все или только определенные виды международно-правовых норм являются частью права страны; б) индивидуальная – в каждом случае нормы
    13. D. Усиление международного сотрудничества Административное сотрудничество Обмен общей информацией
      30. Национальные исполнительные власти должны рассмотреть возможность регистрации (по крайней мере, общего объема) международных перемещений денежных средств в любом валютном выражении таким образом, чтобы после соотнесения этих данных с информацией Центрального банка иметь возможность оценить объем поступающей и отправляемой из различных зарубежных источников наличности. Эту информацию следует
    14. Международное публичное право и национальное право.
      Принципы международного публичного права должны исполняться, так как каждое государство обязано выполнять свое международное обязательство. В случае расхождения международного обязательства и национального права государство не может ссылаться в качестве оправдания невыполнения обязательств на свое право. Исключение: согласие на выполнение обязательств по договору было выражено в нарушении
    15. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫ
      Й - соглашение между государствами и другими субъектами международного права по различным вопросам их взаимных и международных отношений, устанавливающее для его участников международные права и обязанности; главный источник международного права. В зависимости от органов, заключающих ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНЫЙ различаются договоры межгосударственные, межправительственные и
    16. Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг в целях регистрации товарных знаков
      Большинство организаций, занимающихся товарными знаками, организуют свои регистрационные реестры в соответствии с международными классификаторами товаров и услуг. В заключенном в Ницце Соглашении установлены стандарты классификации товаров. Во многих странах, включая и те, что формально не стали участниками Соглашения, действует правило, согласно которому в каждой заявке на регистрацию должны
    17. Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество
      Российская Федерация осуществляет международное военное (военно- политическое) и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество является прерогативой государства. Российская Федерация осуществляет
    18. Преступность
      Международная преступная деятельность все больше угрожает мирной жизни людей и социальной, экономической и политической стабильности как на национальном, так и на международном уровне. В этой связи мы призываем принять Конвенцию ООН по борьбе с транснациональной организованной преступностью и относящиеся к ней протоколы к концу текущего года. Коррупция также подрывает демократические институты и
    19. Соотношение национального и международного права
      Различают право: -внутригосударственное («национальное»); -международное («наднациональное», « надгосударственное»). Национальное право Украины представлено его отраслями, к которым относится, например, конституционное (государственное), гражданское,трудовое, уголовное, административное, экологическое право.Ведущей формой национального права Украины является законодательство, т.е.
    20. Международные факторы.
      Действие предприятия на международном рынке вызывает необходимость отслеживать сферу международного сотрудничества. Угрозы и новые возможности здесь могут возникнуть в результате: облегчения доступа к сырьевым ресурсам иностранных компаний или отечественных за рубежом; деятельности иностранных фирм; создания иностранных картелей (например, ОПЕК); изменения валютного курса; принятия политических

    Рекомендуем ознакомится: http://sci.house