Жилые местности


Жилые местности в старой Руси были: город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, починок.


Название "город" принималось в различных смыслах. Первоначально это слово значило огороженное место, т. е. то, что ныне ограда, огорожа. В старые богатырские времена людским жилищам часто угрожали то нашествия чужих, то свои домашние неприятели, при частых неурядицах и междоусобиях, поэтому их старались укреплять — огораживать. Для такой важной цели достаточно было тогда плетня или частокола, поэтому одно и то же слово "город" (огород, город) в смысле огорожи означало и огорожу, охранявшую домашнее жилье от животных, и твердыню от неприятельского нашествия. Местности, где укрепления представляли больше надежды на безопасность в случае внешних нападений, сделались центрами прилива народонаселения: одни селились в самих городах, другие — поблизости к ним, чтоб иметь возможность убежать в охранное место, когда наступит опасность. Все больше или меньше имели нужду в городах; отсюда возникло, что города получили значение преимущества пред неукрепленными поселениями и последние подпадали им в зависимость, которая, по духу того времени, когда владычествовала сила, заменялась часто и легко порабощением. Но не все города имели равное достоинство по своей крепости: крепчайшие делались центром власти и им подчинялись другие. Тогда между городами образовались два рода — старшие и младшие, сильнейшие и слабейшие, или города и пригороды. В связи со стратегическими условиями подчинению меньших городов большим способствовали исторические обстоятельства народной жизни. Таким образом, собственно слово "город" начало означать господствующее место — столицу над краем, заключавшим несколько пригородов, сел, деревень. Так, Киев был городом земли полян или земли Русской, Чернигов — городом земли Северской, Новгород — земли Новгородской, Псков — земли Псковской, Хлынов — земли Вятской, а Вышгород, Белгород — были пригороды Киева, Ладога — пригород Новгорода, Изборск — пригород Пскова и т. д. Когда раздельные части Восточной Руси сплотились между собою, Москва получила смысл города всей Русской земли, — но тогда самое слово "город" изменило прежнее значение. Городом не называлось уже главное правительственное место, где находился центр правления, напротив, это слово начали употреблять в обратном смысле. Москва называлась Москвою: собственное имя ее нередко принималось нарицательным именем русской столицы; говорилось: "на Москве и в городах", как теперь говорится: "в столице и провинциях". В XVI и XVII веках название "город" сохраняло два значения: укрепленной местности и административного провинциального пункта. В городах происходило соприкосновение народа с властью; там была складка военной силы, которой поручен край для охранения; туда стекались государственные доходы, вносимые краем, наконец, там жители края искали убежища во время военных опасностей. По мере расширения народонаселения возникали города один за другим и, сообразно благоприятным условиям, одни получали пред другими преимущества в отношении важности своей. Таким образом, города были большие и меньшие, и большие начальствовали над последними. Кроме городов постоянно населенных, существовали еще укрепленные места, называемые острогами; они находились преимущественно в отдаленных от средоточия власти пограничных и малонаселенных областях, были вообще меньше городов и часто не имели постоянного населения: из городов посылались туда служилые люди, для стражи, на переменку. Мало-помалу, смотря по надобности, эти остроги или острожки обращались в города.

Поселения и жилища Брянской области в X-XV вв

Феодалы проживали либо в городах, на территориях их "окольного города", если это были столицы княжеств, либо в детинцах малых городов. Есть такие детинцы - резиденции князей в Кветуни, Трубчевске, Вщиже, Стародубе. В Брянске им являлась с середины XIII в. Покровская гора. В предшествующий период, но не ранее конца XI в. это была кольцевая небольшая крепость на возникшем в X в. поселении в урочище "Чашин Курган". Во второй части города (если он имел трехчастное деление, как все княжеские столицы) - "окольном" - проживали бояре и старшие дружинники (младшие - "детские" или "отроки" составляли охрану детинца), а в третьей его части - на посаде - находились более скромные жилища купцов и ремесленников.

Источник: CD- диск Брянский край. Гипертекстовое мультимедийное пособие, 2004 г.


Посадом называлось то, что теперь мы привыкли называть городом, и название "посадский человек" означало то же, что теперь "мещанин". Посады были пунктами торговой и промышленной деятельности. Они строились близ городов, так что город находился посреди посада и в этом смысле назывался кремлем, а посад раскидывался около него. Часто город был на горе, а посад внизу. В местах, где жителям посада опасно было оставаться в своих жилищах без защиты, посады обводились валами, стенами и рвами. У нас в отношении посада к городу было то же, что на Западе; то, что у нас называлось посад — на Западе было city, cite, Stadt, miasto, mesto, и то, что на Западе было Bourg, borgo, bourgh, barg, hrad, grod, у нас называлось город, а в древности град. То же было в древнем классическом мире: так акрополис был град Афин, а самые Афины около него — посадом. В нашей старой Руси поселение, подобное тому, что в настоящее время называется городом, состояло нередко из трех частей: град, или город, посад и слободы. Посад разделяется на две части: острог, или укрепленная часть окологородного поселения, и поселок вне острога, или собственно посад, а за ним слободы. И теперь в землях турецких славян та же троичность: град, соответствующий нашему городу, варош — острог и паланка — поселение за укреплением, которое может, смотря по местным обстоятельствам, соответствовать нашему посаду или слободам.


Слободами первоначально назывались поселения, которых жители пользовались какими-нибудь особенными условиями; но так как эти условия давались обществам, которых деятельность посвящена была определительно каким-нибудь особым занятиям, то за такими обществами преимущественно удерживались названия слобод. Они были большею частью около посадов и городов.


Погост, село, сельцо, деревня, поселок, займище были поселения земледельческого класса. В древности погостом называлось поселение с церковью, при которой всегда сосредоточивались сношения окрестных жителей и установлялся административный центр. Но когда число церквей умножилось и таких поселений стало много, они, естественно, начали утрачивать прежнее преимущественное значение и назывались вообще только селами.

По пути "Большого полюдья"

Первой формой и управления и сбора налогов было " полюдье ", описанное в середине X в. византийским императором Константином VII. Дань собирали зимой, передвигались по льду рек (других дорог не было). Киевский князь с дружинниками-русами, купцами шёл сначала на север до Смоленска через земли древлян и дреговичей, затем через земли кривичей и северян возвращался в Чернигов и Киев. Значительная часть пути полюдья проходила по территории современной Брянщины, по пограничью кривичей, вятичей, северян и радимичей. Для охраны пути с сер. X в. князья создавали заставы (станы и погосты, такие, как Левенка под Стародубом). Вокруг застав селились ремесленники, под защиту стен приходили купцы. Из некоторых из них позднее возникали средневековые города. "Станы" и "погосты" послужили также опорными пунктами для покорения и государственного освоения племенных территорий.

Источник: CD- диск Брянский край. Гипертекстовое мультимедийное пособие, 2004 г.

Слово погост. бывшее некогда в повсеместном употреблении, в XVI и XVII веках сохранилось только в Новгородской земле, в смысле большого села со средоточием администрации для окрестного края. Различие между селом и сельцом заключалось только в величине их. Деревни были поселения без церквей.

Починки были маленькие деревушки, недавно заселенные.

Займище было небольшое поселение на дикой земле, занятое обыкновенно одним двором. Когда к этому двору присоединялись другие, то из займища образовывался починок; починок по прошествии времени, которое лишало его значения новизны, и по мере возраставшего населения переименовывался в деревню; а, наконец, с постройкою церкви деревня изменялась в сельцо и, с умножением народонаселения, в село.

Жилые земледельческие местности без церквей и даже небольшие сельца принадлежали к селам. Такая принадлежность одних местностей другим не была только административным распоряжением, а истекала из образа их основания, ибо новые поселения основывались посредством выселков из старых. Из сел выходило несколько семейств; основывали деревню; когда она значительно возрастала или же находились в ней зажиточные люди, чтоб построить церковь (так как в то время это было нетрудно по обилию леса и по невзыскательности церковной архитектуры), деревня превращалась в сельцо, потом в село. В свою очередь, из нового села выходили жители и основывали починки и деревни, превращавшиеся, в свою очередь, в сельца и села, и так далее. Первое родоначальное село удерживало старшинство над своими выселками и оставалось между ними центром сношений по крайней мере до тех пор, пока время не изглаживало из памяти этой старинной исторической связи. Таким образом, в Новгородской земле погосты, в смысле первенствующих поселений, были старые поселения с старыми церквами, а села с новопостроенными церквами были их выселками. Смотря по историческим обстоятельствам, изменявшим движение народонаселения, и по относительной быстроте его размножения, эта связь поселений удерживалась долее или ослаблялась скорее.

Источник: Н. И. Костомаров «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях», - М. Республика, 1992. - 303 с.

Рекомендуем ознакомится: http://old.mglin-krai.ru