Народы закавказья
1) Кавказская семья Картвельская группа - грузины, Адыго-абхазская - абхазы,
2) Индонвропейская семья: армянская группа - армяне, греческая группа - греки.
3) Алтайская семья: тюркская группа - азербайджанцы
История и этногенез.
(Кавказ) Грузинский народ сформировался на занимаемой им территории из местных племён.
После нашествия в 11 веке в Азербайджан тюрок-сельджуков был массированный приток тюркского населения, стал формироваться современный азербайджанский язык.
Земледелие. Скотоводство отгонное. Виноградорство. Садоводство. Иногда делали искусственные пашни на склонах гор. Пчеловодство. Шелководство.
Ковроткачество, ювелирное дело, изготовление оружия, производство гончарной посуды, бурок, ткачество, вышивка. - ремесло.
Дома - сооружения из камня, углублённые в землю, крыша -деревянное ступенчатое перекрытие, которое засыпалось снаружи землёй. Другой вариант - жилище из камня с плоской или двухскатной крышей. В вост. азербайджане - саманные, обмазанные глиной дома.
Мужской костюм - рубахи, широкие или узкие штаны, сапоги, распашная верхняя одежда подпоясанная поясом. Женская одежда:
грузинки - длинная рубаха, распашное приталенное платье, обтянутый материей обруч.
армянки - яркие рубахи(жёлтые или красные, на голове маленькие твёрдые шапочки, распашная на подкладке одежда, часто использ. платок прикрывающий лицо.
азербайджанки - рубахи, штаны, короткие кофты и юбки.
Патриархальный уклад, важность родственных связей, моногамия(кроме привелигированных слоёв азербайджана),
Религия - христианство(с 301 года у армян, с 6 века армянская церковь самостоятельна) и мусульманство в азербйджане.
Жители закавказья наделены:
- высоко развитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбия и самоуважения, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
- главным образом, чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
- большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
- подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
- достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительна слабым знанием русского языка;
- стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также образованию многочисленных микрогрупп по земляческому признаку.
В условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая достаточно хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.
В данном случае проявляются особенности воспитания мальчиков в семьях, принятые на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата; их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось, по сути дела, в национальную потребность и традицию. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.
На Кавказе у всех народов популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей различных народов Закавказья позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.
Армянский народ (хайк) сформировался на Армянском нагорье в своих основных качествах еще в IV веке до нашей эры. Государство армян было частью политического пейзажа Древнего Востока, и в конце XX века оно снова появилось на карте мира. Мечта о его восстановлении сотнями лет была частью национального сознания армян, рассеянных по всему обитаемому пространству земного шара. В числе многих особенностей поведения армян присутствует сложившаяся в диаспоре способность приспосабливаться к различному в национальном и религиозном отношении окружению и существовать в нем. В сознании армян стойко держится представление о древности и богатстве национальных традиций, возвеличиваются события прошлого, имена исторических деятелей, художников, писателей. Культивируется и память о драматических событиях, обидах, причиненных соседями. Среди наиболее трагических воспоминаний самыми сильными являются воспоминания о "днях геноцида" массовой резни армян на территории Турции в 1915 г. По языковым и культурным особенностям выделяется восточная зона, охватывавшая и территорию современной республики Армения, и западная, т.н. турецкая Армения.
Грузины (картвели) занимают горные долины, высокогорные участки и плоскогорья между Большим и Малым Кавказом, являясь стратегическим центром всего кавказского края. Состоящий из большого числа этнографических групп народ отличается и единством общего сознания и индивидуализмом каждого отдельного человека. Гордый, независимый и одновременно тонкий, артистический нрав грузина знают все, кто, так или иначе, связан с Кавказом. Считается, что основной костяк древнегрузинских племен сложился на местной основе. Пламенная любовь к своему государству и его героической истории составляет важную черту сознания грузин. Грузины всегда ощущали себя форпостом православного мира среди восточных народов. Под российской властью в XIX веке были собраны почти все грузинские земли. Некоторое число грузин-лазов и месхов живет в пограничных районах Турции. С XVI века в результате насильственного переселения изолированно существует грузинская этническая общность в центральном Иране.
Между Грузией и адыгскими землями по побережью Черного моря лежит земля абхазов, которую называли "страной души", этногенез абхазов (апсуа) связывает их с древним населением земель к югу от Кавказа. В средние века государство абхазов существовало в одном ряду с Аланским и Грузинским государствами. В бытовой культуре абхазов ее аборигенный потенциал соединился с влияниями со стороны родственных адыгских народов и соседней Западной Грузии. Абхазия выступает во многих проявлениях как заповедник ранних традиций кавказской общности, особенно той ее горной части, которая связана с Черным морем.
Среди относительно крупных народов Закавказья проживают несколько относительно малочисленных. Такими могут быть названы курды, айсоры, удины, таты, талыши. На Западном Кавказе есть селения греков, часть из которых появилась на Кавказе давно, а другая переселилась из Анатолии во второй половине XIX века.
В горах Восточного Кавказа и в грузинских городах и селах проживают евреи, составляющие в своей цивилизации особую ветвь восточных евреев, связанных с Месопотамией и Ираном, об их происхождении существует легенда, связывающая евреев Кавказа с десятью исчезнувшими племенами Израиля.
Болезненный процесс присоединения Кавказа к России в XIX веке вызвал волну переселения части горского населения в Османскую Турцию. Составляя заметную по своей активности часть населения Турции, Сирии, Иордании и др. стран, выходцы из Абхазии, Северного Кавказа, Дагестана фигурируют на Ближнем Востоке под собирательным названием черкесы. Часть их вместе с турецкими переселенцами после Второй Мировой войны обосновалась в Западной Европе.
Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru