§ 48. Духовный мир и повседневный быт советского человека
Эволюция представлений о смысле жизни. Представления о смысле жизни формировались властью при помощи идеологических институтов и средств массовой информации. Эти представления первоначально зеркально отражали политические и идеологические лозунги партии и государства. В предвоенные годы — установку любой ценой построить социализм; в годы войны — разгромить ненавистного врага; в первые послевоенные годы — восстановить разрушенную экономику; с начала 60-х гг. — в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм. Уже перед войной был сделан вывод о построении в СССР социалистического общества, а нехватка элементарных товаров и услуг объяснялась внешней угрозой.
По мере нарастания экономических трудностей и разрыва между обещаниями властей и реалиями жизни вера людей в возможность достижения коммунистической перспективы сменилась скептицизмом. К середине 70-х гг. согласно данным социологических опросов, почти 70% взрослого населения видело смысл жизни в достижении не столько идеологических, сколько сугубо жизненных целей — получении детьми полноценного образования, их хорошего трудоустройства и т. п.
Кратковременные перемены в эти настроения внесла перестройка. С ее началом оживились надежды значительной части населения на «обновление социализма». Однако неспособность высшего руководства добиться реальных перемен в жизни людей к лучшему привела к формированию устойчиво негативного отношения населения к коммунистической идеологии, поиску смысла жизни в непривычных ценностях и прежде всего в стремлении больше заработать. 2.
Атеизм и религиозность. Несмотря на насильственное внедрение атеизма и официальные гонения властей на церковь, религиозные настроения в советском обществе были традиционно весьма распространены. Они еще более усилились в годы войны, когда человек в экстремальной ситуации обращался с мольбой о помощи и поддержке не к власти, а к Богу, а партийно-государственное руководство активно использовало авторитет и поддержку духовенства различных конфессий в организации отпора врагу. Порой казалось, что и высшие лица страны обратились в самые трудные дни войны к вере отцов. Очевидцы рассказывают о том, как по приказу Сталина в самые сложные дни обороны Москвы осенью 1941 г. самолет с иконой Тихвинской Божией Матери совершил облет Москвы с целью не допустить падения столицы.
Заключенный в годы войны «конкордат» власти и церкви сохранялся не только до самой смерти Сталина, но практически до конца 50-х гг. С постановкой перехода к «развернутому коммунистическому строительству» власти начали новый этап борьбы с «религиозными пережитками», вновь начав разрушение церквей и установив партийно-государственный контроль над конфессиями. Верующие были вынуждены скрывать свои религиозные чувства и отправление обрядов.
По мере нарастания кризисных явлений в коммунистической идеологии, неспособной объяснить новые условия жизни, интерес людей к религии вновь возрос и приобрел открытые формы.
К концу же перестройки в условиях глубокого кризиса официальной идеологии религиозность населения страны стала впервые за все послереволюционные годы носить массовый характер. По данным опросов, о своей принадлежности к различным конфессиям заявляли в 1991 г. почти 75% опрошенных.
ИЗ ОТЧЕТНОГО ДОКЛАДА ЦК КПСС XXII СЪЕЗДУ (1961)
Наше продвижение к коммунизму предполагает освобождение сознания от религиозных предрассудков и суеверий, которые все еще мешают отдельным советским людям полностью проявить свои творческие силы. Нам нужна такая система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, особенно среди детей и подростков. 3.
Изменение общекультурного и образовательного уровня.
Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР потребовало и нового уровня образования и культуры населения. 60—70-е годы стали периодом перехода к всеобщему среднему образованию. В результате к середине 80-х гг. среднее образование (полное и незаконченное) имели уже почти 94% молодежи. Правда, качественные показатели были иногда еще далеко не лучшими, а сама реализация этого курса напоминала шумные идеологические кампании 20—30-х гг. Заметно выросло и мастерство учительских кадров: удельный вес учителей, закончивших педагогические институты и университеты, вырос с 14% в 1952 г. до 74% в 1982 г.
Несмотря на определенную идеологизацию, содержание школьного образования позволяло достигать высокого уровня знаний у учащихся.
Изменился и уровень общекультурной подготовки. По данным официальной статистики, каждый взрослый городской житель по нескольку раз в год посещал театры, музеи, выставки. Важнейшим и самым массовым видом культурного досуга стало посещение кинотеатров, однако в условиях закрытости советского общества от остального мира интерес зрителей привлекали главным образом зарубежные фильмы.
Традиционная ставка властей на развитие массовых и военно-прикладных видов спорта неизбежно вела к поддержанию значительного интереса болельщиков и зрителей к таким его видам, как футбол, а позже хоккей, фигурное катание и др.
Доступность цен на зрелищные мероприятия (билет в кинотеатр стоил 25 копеек, а в театр — от 50 копеек) давала возможность их массового посещения и даже вела к дефициту билетов на популярные постановки.
Ежегодно зрителями театральных спектаклей становилось несколько миллионов человек.
В 70—80-е гг. одним из наиболее популярных жанров культуры стала эстрада. Концерты советских и зарубежных исполнителей (преимущественно из стран социалистического содружества), как правило, собирали полные залы.
Одним из важнейших завоеваний советской системы стала именно массовость культурных мероприятий и доступность учреждений культуры простому человеку. 4.
Семья. Значительные изменения в послевоенные годы претерпела советская семья. Гибель на фронтах войны миллионов мужчин привела к значительному росту числа неполных семей. Даже в начале 80-х гг. демографические последствия войны продолжали сказываться: на 100 мужчин в это время по статистике приходилось 115 женщин.
Не способствовали прочности советских семей и материальные условия жизни (отсутствие нормальных жилищных условий, достаточной заработной платы, необходимого ассортимента товаров и услуг в системе торговли и бытового обслуживания, элементарной бытовой техники и т. п.). В результате всего за неполных двадцать лет число разводов на каждую тысячу браков выросло втрое (в 1963 г. один развод приходился на девять браков, а в 1981 г. — на три).
Одной из самых острых проблем советской семьи стало пьянство. По официальным данным, в начале 80-х гг. до 10% доходов семей тратилось на покупку спиртного (а в селах этот показатель превышал третью часть семейного бюджета). Уже в начале 70-х гг. доходы государства от торговли спиртным составили 19 млрд рублей, что превышало все его расходы на здравоохранение и социальное обеспечение.
Все это вело к сокращению рождаемости и росту смертности. В СССР начала 80-х гг. она превышала аналогичный показатель США ровно вдвое (на 1000 человек здесь приходилось 10,2 умерших, а в Америке — 5,68).
Только за 1970—1975 гг. детская смертность в СССР выросла на треть.
Выход из создавшегося положения власти видели не в укреплении материально-бытовых условий жизни советской семьи, а в «повышении роли партийных организаций» в сфере быта и досуга граждан, попытках поставить под партийный контроль даже вопросы личной жизни: разводы и другие стороны личной жизни коммунистов стали обсуждаться на партийных бюро. 5.
Перемены в повседневном быте. Повседневный быт советского человека за послевоенные годы претерпел серьезные изменения.
В первые послевоенные годы решение жилищной проблемы (особенно в разрушенных районах европейской части страны) проходило путем предоставления места в землянках, вагончиках и в лучшем случае — в коммунальной квартире. Однако с середины 50-х гг. был взят курс на масштабное жилищное строительство, что дало возможность в короткий срок (лишь за 1958—1964 гг.) увеличить жилой фонд страны на 40%. Значительно обновилось и качество жилья — новоселам предоставляли преимущественно отдельные квартиры. Эта тенденция, несмотря на некоторое снижение валовых показателей, сохранилась и в последующие годы.
Вместе с тем принижение роли материальных стимулов к труду на селе, подрыв приусадебного хозяйства колхозников привели уже в начале 60-х гг. к перебоям в снабжении населения продуктами питания. В последующие годы, несмотря на принятые меры, перемен к лучшему не отмечалось. Дефицит продуктов питания стал хроническим. Закупки их за границей могли обеспечить потребности лишь Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик, куда устремились в поисках колбасы, масла, мяса миллионы жителей других регионов.
Неразвитость легкой промышленности вела к аналогичному положению дел с товарами повседневного спроса. В условиях тотального дефицита расцвели злоупотребления в сфере торговли.
Начало демонтажа планово-директивной экономики в годы перестройки и перехода на новую систему хозяйствования привело к обвальному нарушению снабжения населения товарами первой необходимости. В регионах (включая Москву) начала вводиться карточная система, отмененная в первые послевоенные годы.
Тем не менее, согласно официальной статистике, к концу 80-х гг. практически в каждой семье был не только минимальный набор мебели, но также телевизор, стиральная машина и холодильник отечественного производства.
Таким образом, завершение построения в СССР экономических основ индустриального общества сопровождалось ростом образовательного и общекультурного уровня населения страны. Вместе с тем общий кризис советской общественной системы нашел проявление в кризисе официальной идеологии, изменении представления советских людей о жизни, переменах в советской семье. 1.
Сравните представления о смысле жизни разных поколений советских людей: 30-х гг. периода войны, ц 1953—1964 гг. 70-х — начала 80-х гг. периода перестройки. Что их объединяет? В чем вы видите принципиальную разницу? Чем можно объяснить такую эволюцию? 2. В какие периоды истории общество переживает усиление интереса к религии? Почему в советском обществе кризис атеизма пришелся на вторую половину 80-х гг. 3. Чем можно объяснить, что темпы роста общекультурного и образовательного уровня населения, несмотря на очевидный прогресс, отставали от динамики экономического роста?
§ 48. Духовный мир и повседневный быт советского человека
Генезис феодализма в Западной Европе. Утверждение феодального строя в странах Западной Европы. Крестьянство. Феодалы, Феодальная иерархия. Феод, лен. Бароны, Рыцари, Степень активности феодального синтеза. Численное отношение варваров и римлян. Характер расселения варваров на территории империи. Сравнительный культурный уровень пришлого и местного населения. Скорость процесса феодального синтеза.
- советский историк и публицист, пропагандист марксистско-ленинской теории и этики, атеист, антифашист. Осн. Этические статьи: «О партэтике» (1925), «Мораль и быт пролетариата в переходный период» (1926). I. Классовые принципы воспитания. Светское и религиозное (конфессиональное) воспитание. Ф Надежда Константиновна Крупская (1869-1939) Н.К. Крупская обосновала и развивала ленинскую идею
В своей борьбе против каждого из нас "Дракон повседневности" опирается на самую близкую для него часть нашего сознания – наше суетное "я", живущее сиюминутными проблемами, исключительно внешними целями, мнениями других людей, вкусами толпы. Это его посадочная площадка в нашем сознании, куда он без всяких опасений может высаживать в нас свой десант. До тех пор, пока эта часть нас будет продолжать
Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы сложены как из видимой. так и невидимой. то есть духовной и чувственной природы, то и поклонение Творцу предлагаем двоякое, подобно тому как и поем умом и телесными устами, и крестимся как водою, так и Духом, и двояким образом соединяемся с Господом, имея участие в Таинствах и в благодати Духа. Итак, потому что Бог есть духовный
Проясняя смысл ситуации коммуникативного действия, Хабермас стал все более широко использовать и перетолковывать гуссерлевское понятие "Lebenswelt", "жизненный мир", объединив его с "символическим интеракционизмом" Дж.Мида. Lebenswelt в согласии с Гуссерлем понимается как "заслуживающая доверия почва повседневной жизненной практики и опыта относительно мира"; это также некоторое целостное знание,
Часть III. Психотерапия для повседневной
Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Мчч. Хрисанфа и Дарии (283) и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона. Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Св. Иоанна исп. (1932); прмц. Матроны (1938). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1521). Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской
Распятые. Писатели жертвы политических репрессий. Вып. 6. Слово, взятое в цепи / Автор-составитель З. Дичаров. - СПб. Издательство Русско-Балтийский информационный центр, БЛИЦ, 2000. С.17-18. 2. Прасолов Р.С. Серобабин А.И. Фирсов Б.М. Телевидение и обучение. М. Искусство, 1972. 3. Профессор Хильде Химмельвейт (Hilde Himmelweit, 1918-1989), известна своими работами в области социальной
§ 2. Почему категория "вещное право" постепенно из советского гражданского законодательства исчезла? Общий подход к изучению права собственности в советский
(1612). Сщмчч. Михаила, Павла пресвитеров (1938). Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обретение мощей мч. Мины Калликелада (867—889). На 6-м часе: Ис. II, 11-21. На веч. Быт. II, 4-19. Притч. III, 1-18. 2 МАРТА (18 ФЕВРАЛЯ СТ. СТ.), ПЯТНИЦА. Великий пост. Свт. Льва, папы Римского (461). Прп. Владимира исп. (1933); мц. Анны
Рекомендуем ознакомится: http://scibook.net