Попытка переворота 1957 г
В начале 1957 г. Хрущев дал новые поводы для разногласий в Президиуме ЦК. Он предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства (совнархозы) на местах вместо отраслевых министерств в центре. Члены Президиума начали обсуждение замысла, результаты которого не представлялись им однозначными. Не дожидаясь одобрения своих предложений, Хрущев 13 февраля вынес их на пленум ЦК, затем, игнорируя заключение Молотова о проекте, что он «явно недоработан», «может внести серьезные затруднения в аппарат управления», и, нарушая установленный порядок дальнейших согласований, добился утверждения предложений на сессии Верховного Совета СССР. 10 мая 1957 г. реформа стала законом. Он упразднил 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Подчиненные им предприятия были переданы в ведение совнархозов. Схожим образом Хрущев добился принятия решения об отмене внутренних государственных займов и выплат по ним.
22 мая 1957 г. без совета с Президиумом ЦК Хрущев от имени ЦК и Советского правительства поставил перед страной задачу догнать и перегнать Америку по производству мяса надушу населения в I960— 1961, по молоку — к 1958, пообещав колхозникам вскоре отменить обязательные поставки с подсобных хозяйств. Специалистам была ясна нереальность выдвинутой задачи, поскольку в 1956 г. США производили 16 млн. т мяса, а СССР — 7,5 млн. и для сокращения такого разрыва условий явно не было.
Уже в мае 1957 г. оппоненты Хрущева в Президиуме начали поговаривать, что пора бы избавиться от него: ликвидировать должность первого секретаря ЦК; произвести необходимую перестановку кадров. Хрущева предлагали отправить на должность министра сельского хозяйства, его сторонника Суслова назначить министром культуры, Серова заменить на посту председателя КГБ Булганиным или Патоличевым, Жукова же, напротив, повысить и перевести из кандидатов в члены Президиума ЦК. 18 июня, используя созыв Президиума ЦК для согласования выступлений его членов на предстоящем праздновании 250-летия Ленинграда, Маленков подверг резкой критике деятельность Хрущева и предложил отрешить его от должности. Большинство принадлежало противникам Хрущева, их голосов вполне хватало для принятия решения. Однако председательствовавший на собрании Булганин вел заседание нерешительно и согласился перенести его на следующий день, с тем, чтобы к собранию присоединились три отсутствовавших члена Президиума.
Возобновившееся обсуждение затянулось на несколько дней. Этим воспользовались сторонники Хрущева. Л. И. Брежнев, Ф. Р. Козлов, К. А. Фурцева стали обзванивать секретарей республиканских, краевых и областных комитетов партии, вызывая их в Москву, чтобы с их помощью настоять на переносе обсуждения вопроса о Хрущеве на пленум ЦК. Расчет делался на то, что большинство из 133 членов ЦК, значительно укреплявших свое положение на местах с переходом к совнархозам, не пожелают поддержать партийный переворот, грозивший им к тому же ликвидацией и должности первых секретарей. Расчет оказался верным. Открывшийся 22 июня пленум ЦК решительно поддержал Хрущева. Тогда начали каяться Булганин, Ворошилов, Первухин и Сабуров, утверждая, что они были в неведении относительно подлинных замыслов «тройки» (Маленкова, Кагановича, Молотова).
29 июня пленум вынес окончательный приговор. Деятельность «тройки» и «примкнувшего» к ней Шепилова была признана фракционной. Д. Т. Шепилов оказался принципиальным противником Хрущева не как сталинист, а как противник «культа личности», в том числе и его новом виде, поэтому и был назван «примкнувшим». Противников Хрущева лишили всех руководящих постов и вывели из состава членов ЦК. Покаявшийся Сабуров был выведен из Президиума, Первухин переведен из членов в кандидаты, Булганину объявлен строгий выговор с предупреждением. Состав Президиума ЦК был расширен 15 членов. В него введены сторонники Хрущева. Новыми членами Президиума стали Брежнев, Жуков, Козлов, Фурцева, Шверник, переведенные из кандидатов, и вновь избранные Аристов, Беляев, Игнатов и Куусинен.
Загрузка.
Воодушевленный победой Хрущев решил окончательно закрепить отставкой Г. К. Жукова. Министр обороны представлялся Хрущеву опасным (как в свое время Сталину) своим авторитетом, независимостью суждений и решений, способностью стать реальной альтерна-1ШЮЙ первому лицу в государстве. Многим из ближайшего окружения Хрущева казалось, что маршалу не дает покоя «корона Эйзенхауэра», нывшего Верховного главнокомандующего экспедиционными войсками союзников в Западной Европе, ставшего президентом США. Маршал Р. Я. Малиновский в 1955 г. предупреждал Хрущева: «Берегись Жукова, это растущий Бонапарт, он опасный человек, ни перед чем не остановится». Столь же категоричен был маршал И. X. Баграмян, полагавший, что Жуков «всегда стремился к личной власти и Слипе. Он просто больной человек. Властолюбие сидит у него в крови».
Хрущев знал о колебаниях Жукова, считавшего одно время целесообразным ликвидировать пост первого секретаря ЦК и обещавшего в случае чего «в два счета» снести КГБ и саму Лубянку. Известно было и о его пренебрежении армейскими политработниками, в отношении многих он заявил на большом собрании: «Привыкли за сорок лет лгать, потеряли всякий нюх, как старые коты. им только наклеить рыжие бороды и дать кинжалы — они перерезали бы командиров».
19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК в отсутствие Г. К. Жукова (он был отправлен с государственным визитом в Албанию и Югославию) было решено вывести его из Президиума ЦК и членов ЦК за недостатки партийно-политической работы в армии, преувеличение своей роли в истории Отечественной войны и бонапартизм. Армия с новым министром обороны маршалом Р. Я. Малиновским (назначен на этот пост 26 октября 1957) стала вновь полностью подконтрольной партийному аппарату. Опальному Жукову в отличие от практики прежних лет были сохранены комфортная жизнь и почет.
В конце 50-х годов от власти были отстранены и другие активные участники демарша 1957 г. против Хрущева. 27 марта 1958 г. Булганин был смещен с поста председателя правительства СССР, назначен главой Госбанка СССР и через несколько месяцев отправлен председателем совнархоза в Ставрополь, а 5 сентября 1958 г. освобожден от обязанностей члена Президиума ЦК. 7 мая 1960 г. К. Е. Ворошилов покинул пост председателя Президиума Верховного Совета СССР и 16 июля «по его личной просьбе» выведен из состава Президиума ЦК. Новым председателем Президиума Верховного Совета почти до конца хрущевского правления был Л. И. Брежнев.
Победив лидеров сопротивления курсу XX съезда партии, Хрущев форсировал разоблачение «культа личности». В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС Сталин и его защитники были в очередной раз резко осуждены за их преступления. По решению съезда тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлевской стены. Выпровоженные на обычную (не персональную) пенсию Каганович, Маленков и Молотов исключены из партии (декабрь 1961 — май 1962). Шепилов, поначалу отправленный в Киргизию руководить Институтом экономики местной Академии наук, в 1960 г. был лишен звания члена-корреспондента АН СССР и переведен на работу археографом в Главное архивное управление при Совмине СССР. В феврале 1962 г. он был тоже исключен из партии, однако, в отличие от «подельников», еще до выхода на пенсию (1982) восстановлен в рядах КПСС (1976).
В промежуток между XX и XXII съездами партии и позднее продолжалась работа по пересмотру дел репрессированных ранее «врагов народа». По завершении проверки дел, рассмотренных упраздненными внесудебными органами («тройками»), к 1990 г. реабилитированы 369 570 человек, но только в 1989 г. получили отказ 912, среди которых были не только изменники Родины, каратели, но и бывшие сотрудники органов госбезопасности, уличенные в фальсификации уголовных дел того времени.
Реорганизация управления в связи со «строительством коммунизма». По мере приближения сроков, когда СССР должен был догнать и перегнать США по важнейшим экономическим показателям, созревала идея организовать это соревнование по всем правилам. В январе 1959 г. был созван внеочередной XXI съезд партии, объявивший о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развернутого строительства коммунизма. Он обсудил перспективы развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. Заложенное в плане ежегодное ускорение темпов роста во всех отраслях экономики создавало иллюзию достижимости победы в экономическом соревновании с капиталистическими странами и выхода СССР к 1965 г. на первое место в мире по абсолютному объему производства.
Одновременно было решено ускорить подготовку новой, 3-й Программы партии, для работы над которой создавались специальные комиссии на XVIII, XIX и XX съездах партии. Ее проект был опубликован в печати летом 1961 г. для обсуждения и принятия созывался ХХ11 съезд КПСС. На состоявшемся в октябре форуме, нареченном Съездом строителей коммунизма, Программа КПСС была утверждена. Она определяла перспективы дальнейшего движения советского народа, а заодно и всего человеческого общества, к коммунизму.
В связи с разработкой новой программы плановые органы подготовили расчеты возможных уровней и темпов развития народного хозяйства СССР на 1961-1980 гг. Генеральная перспектива «показывали», что в ближайшее десятилетие Советский Союз превзойдет по производству продукции на душу населения США, а в итоге второго — «вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям. В своем выступлении по случаю полета первого космонавта Ю. А. Гагарина в апреле 1961 г. Хрущев говорил, что выполнение семилетнего плана «приблизит нас к тому, что мы переступим высший рубеж достижений капиталистического мира и вырвемся, как мы вырвались сейчас в космос, вперед в развитии нашей экономики, и удовлетворении запросов народа».
Однако уже на первых этапах «взлета» к коммунистическому изобилию стали возникать непредвиденные осложнения. 1 июня 1962 г. в обращении к народу пришлось откровенно сказать о трудностях, которые возникают в обеспечении населения городов мясными продукции, с изложением мер по преодолению в ближайшее время. Оказалось, что при существующем уровне механизации животноводства и производительности труда в колхозах и совхозах затраты на производство мяса и молока значительно превышают цены, по которым государство закупает эти продукты. Во многих колхозах животноводство приносит не прибыль, а убытки. Учитывая это, руководство страны решило повысить закупочные цены на мясо крупного рогатого скота, тилей, овец, коз и птицу в среднем на 35%. Одновременно решено было повысить розничные цены на мясо и мясные продукты в среднем на 30%, а на животное масло — на 25.
Для ликвидации перебоев со снабжением населения продуктами питания пришлось прибегнуть к импорту зерна и вводить нормирование ряда продуктов в виде «заказов» по предприятиям и организациям. Ситуация усугубилась в 1963 г. оказавшемся самым засушливым после 1946-го. Урожайность и валовые сборы зерна в этом году снизились почти на 30% по сравнению с предшествующим. Импорт зерна в 1963 г. составлял 3 млн. т при экспорте 6,2; в 1964 — 7,2 млн. т при экспорте 3,5 млн. К закупкам приходилось обращаться и позже, несмотря на рост валовых сборов и государственных заготовок зерна в стране. В 1985 г. СССР импортировал 45,6 млн. т зерна.
Значительное повышение розничных цен на мясо и масло вызвало волнения в ряде городов (Омск, Кемерово, Донецк, Артемьевск, Краматорск). Беспорядки в Новочеркасске 1—2 июня 1962 г. пришлось подавлять силой. В результате 24 демонстранта погибли, 70 ранены, 105 осуждены, семеро из них — к высшей мере наказания.
Возникшие экономические и социальные проблемы заставили Хрущева начать поиски новых возможностей совершенствования хозяйственного руководства. В частности — повести борьбу с «теневиками», занимавшимися вместо коммунистического строительства подпольной экономической деятельностью.
В ноябре 1962 г. пленум ЦК КПСС по настоянию Хрущева взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководящих органов сверху донизу. Партийные организации — от областных и ниже — делились на промышленные и сельские. По этому образцу пришлось создавать вместо единых отдельные сельские и промышленные Советы и исполкомы, а соответственно делить организации профсоюзов, комсомола. Лихорадочные меры привели лишь к росту численности и значительному увеличению расходов на содержание управленческого аппарата (например, в Самаркандской области — в 1,7 раза), но были неэффективными. Областные организации и управления связи, торговли, народного образования, здравоохранения, административные органы, подчинявшиеся и промышленным и сельским партийным и советским органам, стали ежедневно получать дублирующие постановления и распоряжения по одним и тем же вопросам. Вместо своей непосредственной работы их руководители и специалисты были вынуждены многие часы проводить на различных совещаниях и собраниях, число которых увеличилось по меньшей мере вдвое, нередко они и назначались на одно время.
Не оправдались расчеты придать ускорение экономическому развитию частичным восстановлением отраслевого управления хозяйством посредством образования системы отраслевых комитетов, укрупнением совнархозов (по решению ноябрьского, 1962, пленума ЦК их число было сокращено) и созданием республиканских, общесоюзных СНХ, а затем образованием (март 1963) Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), фактически восстанавливавших централизованную структуру управления экономикой. К концу 1964 г. в стране насчитывалось 47 совнархозов (вместо 100 до ноября 1962) и 19 крупных экономических районов, которые охватывали все (за исключением Молдавии) союзные республики.
В конце 50-х годов в связи с курсом на строительство коммунизма вновь ужесточились государственно-церковные отношения, по сути дела возобновились гонения на Русскую Православную Церковь. Секретарь ЦК Л. Ф. Ильичев в своем выступлении на совещании по идеологии (декабрь 1961) заявил: «Религия, которая всегда была в современных условиях анахронизмом, сейчас становится нетерпимой помехой на нашем пути к коммунизму». Атеистическая работа признавалась главным рычагом формирования научно-материалистического мировоззрения. Достижение «общества без религии», причем и самое ближайшее время, объявлялось программной целью. Наиболее явно она была обозначена в докладе Ильичева «Очередные задачи идеологической работы партии» на июньском (1963) пленуме ЦК партии. Новое наступление на Церковь выражалось не только в усилении атеистической пропаганды, но и в административном сокращении числа действующих религиозных объединений. В 1958 г. их насчитывалось 18,6 тыс. в том числе православных — 13,4; в 1961 — соответственно 16 и 11, в 1971 г. — 11,7 и 7,2 тыс. Противоречие между провозглашенной в Конституции СССР свободой совести и практикой ее реализации не было снято и в последующем. Однако с середины 70-х годов отношение к религии со стороны государства становилось более терпимым. Существование и деятельность религиозных объединений рассматривались как необходимое условие обеспечения свободы совести и прав человека.
Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru