Попытка переворота 1957 г

В начале 1957 г. Хрущев дал новые поводы для разногласий в Президиуме ЦК. Он предложил реорганизовать управление промышленностью и строительством, создав советы народного хозяйства (совнархо­зы) на местах вместо отраслевых министерств в центре. Члены Президи­ума начали обсуждение замысла, результаты которого не представлялись им однозначными. Не дожидаясь одобрения своих предложений, Хру­щев 13 февраля вынес их на пленум ЦК, затем, игнорируя заключение Молотова о проекте, что он «явно недоработан», «может внести серьез­ные затруднения в аппарат управления», и, нарушая установленный порядок дальнейших согласований, добился утверждения предложений на сессии Верховного Совета СССР. 10 мая 1957 г. реформа стала зако­ном. Он упразднил 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Подчиненные им предприятия были переданы в ведение совнархозов. Схожим образом Хрущев добился принятия решения об отмене внутренних государственных займов и выплат по ним.

22 мая 1957 г. без совета с Президиумом ЦК Хрущев от имени ЦК и Советского правительства поставил перед страной задачу догнать и перегнать Америку по производству мяса надушу населения в I960— 1961, по молоку — к 1958, пообещав колхозникам вскоре отменить обязательные поставки с подсобных хозяйств. Специалистам была ясна нереальность выдвинутой задачи, поскольку в 1956 г. США произво­дили 16 млн. т мяса, а СССР — 7,5 млн. и для сокращения такого разрыва условий явно не было.

Уже в мае 1957 г. оппоненты Хрущева в Президиуме начали пого­варивать, что пора бы избавиться от него: ликвидировать должность первого секретаря ЦК; произвести необходимую перестановку кадров. Хрущева предлагали отправить на должность министра сельского хо­зяйства, его сторонника Суслова назначить министром культуры, Серова заменить на посту председателя КГБ Булганиным или Патоличевым, Жукова же, напротив, повысить и перевести из кандидатов в члены Президиума ЦК. 18 июня, используя созыв Президиума ЦК для согласования выступлений его членов на предстоящем праздно­вании 250-летия Ленинграда, Маленков подверг резкой критике дея­тельность Хрущева и предложил отрешить его от должности. Боль­шинство принадлежало противникам Хрущева, их голосов вполне хва­тало для принятия решения. Однако председательствовавший на собрании Булганин вел заседание нерешительно и согласился пере­нести его на следующий день, с тем, чтобы к собранию присоедини­лись три отсутствовавших члена Президиума.

Возобновившееся обсуждение затянулось на несколько дней. Этим воспользовались сторонники Хрущева. Л. И. Брежнев, Ф. Р. Козлов, К. А. Фурцева стали обзванивать секретарей республиканских, краевых и областных комитетов партии, вызывая их в Москву, чтобы с их помощью настоять на переносе обсуждения вопроса о Хрущеве на пле­нум ЦК. Расчет делался на то, что большинство из 133 членов ЦК, значительно укреплявших свое положение на местах с переходом к сов­нархозам, не пожелают поддержать партийный переворот, грозивший им к тому же ликвидацией и должности первых секретарей. Расчет оказался верным. Открывшийся 22 июня пленум ЦК решительно поддер­жал Хрущева. Тогда начали каяться Булганин, Ворошилов, Первухин и Сабуров, утверждая, что они были в неведении относительно под­линных замыслов «тройки» (Маленкова, Кагановича, Молотова).

29 июня пленум вынес окончательный приговор. Деятельность «тройки» и «примкнувшего» к ней Шепилова была признана фракци­онной. Д. Т. Шепилов оказался принципиальным противником Хрущева не как сталинист, а как противник «культа личности», в том числе и его новом виде, поэтому и был назван «примкнувшим». Противни­ков Хрущева лишили всех руководящих постов и вывели из состава членов ЦК. Покаявшийся Сабуров был выведен из Президиума, Первухин переведен из членов в кандидаты, Булганину объявлен строгий выговор с предупреждением. Состав Президиума ЦК был расширен 15 членов. В него введены сторонники Хрущева. Новыми членами Президиума стали Брежнев, Жуков, Козлов, Фурцева, Шверник, переведенные из кандидатов, и вновь избранные Аристов, Беляев, Игнатов и Куусинен.


Загрузка.

Воодушевленный победой Хрущев решил окончательно закрепить отставкой Г. К. Жукова. Министр обороны представлялся Хрущеву опасным (как в свое время Сталину) своим авторитетом, независи­мостью суждений и решений, способностью стать реальной альтерна-1ШЮЙ первому лицу в государстве. Многим из ближайшего окружения Хрущева казалось, что маршалу не дает покоя «корона Эйзенхауэра», нывшего Верховного главнокомандующего экспедиционными войсками союзников в Западной Европе, ставшего президентом США. Маршал Р. Я. Малиновский в 1955 г. предупреждал Хрущева: «Берегись Жукова, это растущий Бонапарт, он опасный человек, ни перед чем не остановится». Столь же категоричен был маршал И. X. Баграмян, полагавший, что Жуков «всегда стремился к личной власти и Слипе. Он просто больной человек. Властолюбие сидит у него в крови».

Хрущев знал о колебаниях Жукова, считавшего одно время целесообразным ликвидировать пост первого секретаря ЦК и обещавшего в случае чего «в два счета» снести КГБ и саму Лубянку. Известно было и о его пренебрежении армейскими политработниками, в отношении многих он заявил на большом собрании: «Привыкли за сорок лет лгать, потеряли всякий нюх, как старые коты. им только наклеить рыжие бороды и дать кинжалы — они перерезали бы командиров».

19 октября 1957 г. на заседании Президиума ЦК в отсутствие Г. К. Жукова (он был отправлен с государственным визитом в Алба­нию и Югославию) было решено вывести его из Президиума ЦК и членов ЦК за недостатки партийно-политической работы в армии, преувеличение своей роли в истории Отечественной войны и бонапар­тизм. Армия с новым министром обороны маршалом Р. Я. Малиновским (назначен на этот пост 26 октября 1957) стала вновь полностью под­контрольной партийному аппарату. Опальному Жукову в отличие от практики прежних лет были сохранены комфортная жизнь и почет.

В конце 50-х годов от власти были отстранены и другие активные участники демарша 1957 г. против Хрущева. 27 марта 1958 г. Булганин был смещен с поста председателя правительства СССР, назначен гла­вой Госбанка СССР и через несколько месяцев отправлен председа­телем совнархоза в Ставрополь, а 5 сентября 1958 г. освобожден от обязанностей члена Президиума ЦК. 7 мая 1960 г. К. Е. Ворошилов покинул пост председателя Президиума Верховного Совета СССР и 16 июля «по его личной просьбе» выведен из состава Президиума ЦК. Новым председателем Президиума Верховного Совета почти до кон­ца хрущевского правления был Л. И. Брежнев.

Победив лидеров сопротивления курсу XX съезда партии, Хрущев форсировал разоблачение «культа личности». В октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС Сталин и его защитники были в очередной раз резко осуждены за их преступления. По решению съезда тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено у Кремлевской стены. Выпрово­женные на обычную (не персональную) пенсию Каганович, Мален­ков и Молотов исключены из партии (декабрь 1961 — май 1962). Шепилов, поначалу отправленный в Киргизию руководить Институтом экономики местной Академии наук, в 1960 г. был лишен звания чле­на-корреспондента АН СССР и переведен на работу археографом в Главное архивное управление при Совмине СССР. В феврале 1962 г. он был тоже исключен из партии, однако, в отличие от «подельников», еще до выхода на пенсию (1982) восстановлен в рядах КПСС (1976).

В промежуток между XX и XXII съездами партии и позднее про­должалась работа по пересмотру дел репрессированных ранее «врагов народа». По завершении проверки дел, рассмотренных упраздненны­ми внесудебными органами («тройками»), к 1990 г. реабилитированы 369 570 человек, но только в 1989 г. получили отказ 912, среди кото­рых были не только изменники Родины, каратели, но и бывшие со­трудники органов госбезопасности, уличенные в фальсификации уго­ловных дел того времени.

Реорганизация управления в связи со «строительством коммунизма». По мере приближения сроков, когда СССР должен был догнать и перегнать США по важнейшим экономическим показателям, со­зревала идея организовать это соревнование по всем правилам. В янва­ре 1959 г. был созван внеочередной XXI съезд партии, объявивший о полной и окончательной победе социализма в СССР и начале развер­нутого строительства коммунизма. Он обсудил перспективы развития народного хозяйства на 1959—1965 гг. Заложенное в плане ежегодное ускорение темпов роста во всех отраслях экономики создавало иллюзию достижимости победы в экономическом соревновании с капита­листическими странами и выхода СССР к 1965 г. на первое место в мире по абсолютному объему производства.

Одновременно было решено ускорить подготовку новой, 3-й Про­граммы партии, для работы над которой создавались специальные комиссии на XVIII, XIX и XX съездах партии. Ее проект был опубликован в печати летом 1961 г. для обсуждения и принятия созывался ХХ11 съезд КПСС. На состоявшемся в октябре форуме, нареченном Съездом строителей коммунизма, Программа КПСС была утверждена. Она определяла перспективы дальнейшего движения советского на­рода, а заодно и всего человеческого общества, к коммунизму.

В связи с разработкой новой программы плановые органы подго­товили расчеты возможных уровней и темпов развития народного хозяйства СССР на 1961-1980 гг. Генеральная перспектива «показыва­ли», что в ближайшее десятилетие Советский Союз превзойдет по производству продукции на душу населения США, а в итоге второ­го — «вплотную подойдет к осуществлению принципа распределения по потребностям. В своем выступлении по случаю полета первого кос­монавта Ю. А. Гагарина в апреле 1961 г. Хрущев говорил, что выполне­ние семилетнего плана «приблизит нас к тому, что мы переступим высший рубеж достижений капиталистического мира и вырвемся, как мы вырвались сейчас в космос, вперед в развитии нашей экономики, и удовлетворении запросов народа».

Однако уже на первых этапах «взлета» к коммунистическому изобилию стали возникать непредвиденные осложнения. 1 июня 1962 г. в обращении к народу пришлось откровенно сказать о трудностях, которые возникают в обеспечении населения городов мясными продук­ции, с изложением мер по преодолению в ближайшее время. Оказа­лось, что при существующем уровне механизации животноводства и производительности труда в колхозах и совхозах затраты на производство мяса и молока значительно превышают цены, по которым госу­дарство закупает эти продукты. Во многих колхозах животноводство приносит не прибыль, а убытки. Учитывая это, руководство страны решило повысить закупочные цены на мясо крупного рогатого скота, тилей, овец, коз и птицу в среднем на 35%. Одновременно решено было повысить розничные цены на мясо и мясные продукты в сред­нем на 30%, а на животное масло — на 25.

Для ликвидации перебоев со снабжением населения продуктами питания пришлось прибегнуть к импорту зерна и вводить нормирова­ние ряда продуктов в виде «заказов» по предприятиям и организаци­ям. Ситуация усугубилась в 1963 г. оказавшемся самым засушливым после 1946-го. Урожайность и валовые сборы зерна в этом году снизи­лись почти на 30% по сравнению с предшествующим. Импорт зерна в 1963 г. составлял 3 млн. т при экспорте 6,2; в 1964 — 7,2 млн. т при экспорте 3,5 млн. К закупкам приходилось обращаться и позже, не­смотря на рост валовых сборов и государственных заготовок зерна в стране. В 1985 г. СССР импортировал 45,6 млн. т зерна.

Значительное повышение розничных цен на мясо и масло вызва­ло волнения в ряде городов (Омск, Кемерово, Донецк, Артемьевск, Краматорск). Беспорядки в Новочеркасске 1—2 июня 1962 г. пришлось подавлять силой. В результате 24 демонстранта погибли, 70 ранены, 105 осуждены, семеро из них — к высшей мере наказания.

Возникшие экономические и социальные проблемы заставили Хрущева начать поиски новых возможностей совершенствования хо­зяйственного руководства. В частности — повести борьбу с «теневика­ми», занимавшимися вместо коммунистического строительства под­польной экономической деятельностью.

В ноябре 1962 г. пленум ЦК КПСС по настоянию Хрущева взял курс на перестройку по производственному принципу всех руководя­щих органов сверху донизу. Партийные организации — от областных и ниже — делились на промышленные и сельские. По этому образцу пришлось создавать вместо единых отдельные сельские и промыш­ленные Советы и исполкомы, а соответственно делить организации профсоюзов, комсомола. Лихорадочные меры привели лишь к росту численности и значительному увеличению расходов на содержание управленческого аппарата (например, в Самаркандской области — в 1,7 раза), но были неэффективными. Областные организации и уп­равления связи, торговли, народного образования, здравоохранения, административные органы, подчинявшиеся и промышленным и сель­ским партийным и советским органам, стали ежедневно получать дуб­лирующие постановления и распоряжения по одним и тем же вопро­сам. Вместо своей непосредственной работы их руководители и специ­алисты были вынуждены многие часы проводить на различных совещаниях и собраниях, число которых увеличилось по меньшей мере вдвое, нередко они и назначались на одно время.

Не оправдались расчеты придать ускорение экономическому раз­витию частичным восстановлением отраслевого управления хозяйством посредством образования системы отраслевых комитетов, укрупне­нием совнархозов (по решению ноябрьского, 1962, пленума ЦК их число было сокращено) и созданием республиканских, общесоюз­ных СНХ, а затем образованием (март 1963) Высшего совета народ­ного хозяйства (ВСНХ), фактически восстанавливавших централизо­ванную структуру управления экономикой. К концу 1964 г. в стране насчитывалось 47 совнархозов (вместо 100 до ноября 1962) и 19 круп­ных экономических районов, которые охватывали все (за исключени­ем Молдавии) союзные республики.

В конце 50-х годов в связи с курсом на строительство коммунизма вновь ужесточились государственно-церковные отношения, по сути дела возобновились гонения на Русскую Православную Церковь. Сек­ретарь ЦК Л. Ф. Ильичев в своем выступлении на совещании по идео­логии (декабрь 1961) заявил: «Религия, которая всегда была в совре­менных условиях анахронизмом, сейчас становится нетерпимой по­мехой на нашем пути к коммунизму». Атеистическая работа признавалась главным рычагом формирования научно-материалисти­ческого мировоззрения. Достижение «общества без религии», причем и самое ближайшее время, объявлялось программной целью. Наибо­лее явно она была обозначена в докладе Ильичева «Очередные задачи идеологической работы партии» на июньском (1963) пленуме ЦК партии. Новое наступление на Церковь выражалось не только в усиле­нии атеистической пропаганды, но и в административном сокраще­нии числа действующих религиозных объединений. В 1958 г. их насчи­тывалось 18,6 тыс. в том числе православных — 13,4; в 1961 — соот­ветственно 16 и 11, в 1971 г. — 11,7 и 7,2 тыс. Противоречие между провозглашенной в Конституции СССР свободой совести и практи­кой ее реализации не было снято и в последующем. Однако с середи­ны 70-х годов отношение к религии со стороны государства станови­лось более терпимым. Существование и деятельность религиозных объе­динений рассматривались как необходимое условие обеспечения свободы совести и прав человека.

Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru