Распространение христианства в Римской империи
Распространение христианства в Римской империи. Учение Христово распространялось сначала на востоке, среди евреев и греков, в странах греческой речи. Евангелия были написаны на греческом языке.
В первые полтораста лет в Риме и западной части империи было мало последователей христианства. Греки принимали христианство скорее, потому что они были мягче нравами и образованнее.
Христианское учение не делало различия между людьми по их происхождению. Апостол говорит, что нет ни эллина, ни иудея, ни свободного, ни раба, а все - одно во Христе. Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обыкновенно вечером, в память Тайной вечери Христовой.
Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Потом стали переносить причащение на следующее за трапезой утро Трапезы составлялись на общие взносы, к своему взносу многие прибавляли дары в пользу бедных, милостыней и благотворительным делом они хотели очистить душу свою. Бедных называли драгоценными сокровищами церкви. Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. Раба выкупить - значит душу спасти. Христианский епископ Киприан учил В плененных братьях вы должны видеть Христа и выкупать Того, Кто нас выкупил от смерти, вы должны вырвать из рук варваров Того, кто нас вырвал у диавола.
Христиане праздновали три дня в неделе среду, пятницу и воскресенье, в память о пленении Христа, мученичестве Его и воскресении. В праздники они не украшали дверей и улиц цветами, не водили хороводов, и это бросалось в глаза окружающим К середине I в. в христианстве отчетливо выявилось множество различных направлений, которые вели горячие споры друг с другом и внешними идейными конкурентами.
Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между Богом и человеком В христианской общине можно было заметит различие между особыми ревнителями веры, совершенными христианами, и множеством непосвященных.
От совершенных христиан требовалось много стойкости, они не должны были впадать в тяжкий грех, поэтому их называли святыми и священниками. Они были окрещены, им были открыты главные тайны веры. Крещение считалось равным большому покаянию, душевному просветлению и давалось лишь после долгой подготовки Большинство состояло из оглашенных, т.е. готовящихся к крещению. Если посвященных впадал в грех, его отлучали от общины и принимали вновь лишь после долгого покаяния.
Когда общины стали велики и христиане стали собираться в больших церквах, различие между совершенными и всеми остальными было ясно видно в богослужении. Для оглашенных и касающихся отводили особое большое место в передней части церкви. Они слушали только часть службы считалось, что пастве нельзя с ними молиться, чтобы не осквернить себя. Касающиеся стояли в дурной одежде среди нищих, у церковной двери По мере роста христианского космополитизма и формирования основных догматических представлений усилился процесс отхода от иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в в особенности после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления Иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин.
Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать.
Состоятельная часть христиан постепенно сосредотачивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков пророков и сосредотачивают в своих руках всю полноту власти Изменение социального состава общин определило и эволюцию их социальной направленности. Наблюдается все больший отход от прежних демократических тенденций, все настойчивее становится стремление к союзу с императорской властью Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необходимость дополнить мировую империю мировой религией.
Попытки превратить в таковую одну из национальных религий, в частности римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем народам империи Между христианами были люди строгого обычая, которые считали невозможным входить в какое-либо общение с поклонниками богов.
Они говорили, что надо избегать театра и игр, потому что это - дело дьявола, пышность идолослужения. Христианин не должен быть скульптором, потому что ему придется изображать богов, не должен держать школы, потому что придется объяснять мифы о богах. Ему нельзя быть солдатом, потому что знамена освящены нечестивыми обрядами. Нельзя занимать какую-либо должность, потому что иначе пришлось бы совершать перед народом жертву, присягать перед статуей императора и т.д Когда христиане-ревнители громко отказывались от жертв, от поклона перед изображением императора, их брали под стражу и осуждали на казнь.
Иногда народная толпа под впечатлением какой-нибудь беды, например землетрясения, обрушивалась на христиан, избивала их. Народ готов был видеть причину несчастья в безбожии христиан, в том, что христиане, отрицая богов, навлекли грев на всех. Былые гонения христианства римским государством в начале VI в. сменились активной поддержкой этой новой религии. Император Константин ок. 285-337 своим эдиктом от 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.
Через год, в 325г под его председательством собрался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей См. Гл. Никейский собор, сыгравший важную роль в утверждении христианского вероучения. 5.
Рекомендуем ознакомится: http://allrefs.net