Украинские Карпаты - Страница 7

2. Схема обменно-торговых путей Карпатского региона.

Века в Прикарпатье, Волыни и в Юго-Восточной Польше: высоцкой, бе-логрудовской и лужицкой, продолжающих праславянскую линию развития этих земель.

К основным культурам, распространенным в конце среднебронзового периода в Карпатском бассейне, относятся представленная - выше культура Отомань, а также Виттенберг, пилин-ская и карпатская культура курганных погребений. В восточной части Карпатской котловины произошло смешение элементов этих культур, что в результате привело к образованию нового культурного явления, получившего в археологической литературе разные названия: в румынской и чехословацкой — культура Сучью-де-Сус, в венгерской — Фельсешевц, в отечественной — становская культура (от первого, широко исследованного памятника у с. Станово Мукачевского района) 2. Племена, создавшие эту культуру, занимали территорию Румынского Под-карпатья, Словацкой и Венгерской низменности, Закарпатскую область УССР, включая горные районы. Поселения расположены на возвышенностях. Развалы наземных или слегка углубленных в землю жилищ и хозяйственных объектов, а также бытовые отложения образовали толстые скопления культурных остатков. Неподалеку от поселений находятся могильники, где сожженные останки покойников захоронены в урнах. Племена этой культуры оставили в Закарпатье много кладов (Клячаново, Малая Бегань, Дяково, Медведевцы, Квасово и др.). В их составе имеются бронзовые орудия (серпы, топоры, ножи, долота, проколки), вооружение (мечи, чекапо-мо-лоты, наконечники копий), узда и декоры конской сбруи (псалии, бляхи, подвески) и многочисленные художественно оформленные бронзовые и золотые украшения (разного типа подвески, диадемы, булавки, браслеты, кольца и т. д.). Культура этого типа сохранила свой облик до XII в. до н. э. В результате исторических перемен, произошедших в Карпатском бассейне, ее носители были втянуты в новые культурные смешения. Они приняли участие в процессе образования северофракийской этнокультурной зоны.

Изменения в соотношениях политических и культурных сил Европы в конце бронзового века повлияли на весь дальнейший ход ее развития. После 3-тысячелетнего преимущества цивилизации «Старого Света» ее центр переместился на континент. Влияние новых греческой, этрусской цивилизаций, а также восточных культур, в частности кочевнических, способствовало формированию галыптатской культуры, наименование которой распространено на один из этапов развития Европы. Для него характерен экономический и культурный подъем, связанный с дальнейшим усовершенствованием общинного ремесла и углублением имущественного неравенства. Имеются памятники, свидетельствующие об огромном богатстве отдельных общин или людей. Например, украшения из знатного погребения в Бычьей Скале в Моравии, золотые культовые сакралии жреца или вождя племени из с. Михалкова на Днестре Тернопольской области и много других. Развитие культур галь-штатского периода Центральной Европы совпадает со временем развития предскифских земледельческих культур лесостепной Украины и киммерийским периодом Северного Причерноморья. Это было время наиболее активных связей населения восточных и центральноевропейских цивилизаций. Их контактной зоной являлся Карпатский регион.

Галыптатский период — решающий в развитии культуры фракийцев. В бассейне Карпат, в том числе в самих горах, формируется несколько северофракийских групп, известных под названием первых местонахождений их памятников на территории Румынии (Лепуш и Речь), Венгрии (Гава), Словакии (Сомотор), или под общим названием — культура фракийского галъштата. Уже на раннем этапе развития носители этой культуры мигрируют в восточном и северном направлениях, заселяют земли культуры Ноа и вклиниваются в праславянскую среду проживавших в Верхнем Подпе-стровье тшцинецко-комаровских групп и новых, образовавшихся на их основе, высоцкой и лужицкой культур. С момента распространения культуры фракийского галынтата, получившей в Прикарпатье название «голиградского типа» (от с. Голиграды), здесь меняется стиль застройки поселений: на смену преимущественно наземным сооружениям приходят большие овальные или прямоугольные полуземлянки; прежние погребальные традиции подменяются ритуалом кремации покойников с захоронениями в урнах; появляются новые типы керамики (чернолощенные, украшенные канелюрами амфоровидные вазы), бронзового орудия, оружия и украшений. Самые ранние памятники фракийского галь-штата расположены в предгорье и в самих Карпатах. Это поселения, связанные с солеварением (Лоева, Текуча, Назаренкове), а также поселения в селах Бовшев, Крылос Ивано-Фран-ковской, Магала Черновицкой областей, ряд погребений в с. Сопот Львовской области и др. Вдоль дорог, ведущих с двух сторон к Карпатским перевалам, найдены многочисленные клады, часть из которых принадлежала литейщикам (со слитками бронзового сырья и литейными формами). Важное значение в обменной торговле приобрела соль. Возможно, она была первопричиной проникновения в Прикарпатье первых групп культуры фракийского галынтата. Особый интерес представляют упомянутые солеварные поселения в Лоевой и Текучей, достигшие в галыптатском периоде наибольшего развития. Поселение в Лоевой расположено у подножья главного хребта Восточных Карпат на небольшой, защищенной болотами и речкой возвышенности, в центре которой сохранился деревянный колодец соляной рапы. Здесь выявлены также остатки деревянного сооружения, большого костра и огромное количество побитых горшков, использованных для солеварения. Анализ массивного развала глиняной обмазки и камней построек в

Рекомендуем ознакомится: http://www.istmira.com