С 1940-х начинает исследование богатого музыкального наследия Хакасии. В 1942 году открывается первая семилетняя ДМШ, в 1944 организуется Хак. научно-иссл. институт языка, л-ры и истории, в фондах которого насчитывается большое кол-во рукописей и изданий, посвященных изучению музыкального наследия хакасов. В театре поставлена драма М.С. Кокова «Акын», что позволило зрителям услышать хакасскую музыку в исполнении симфонического оркестра. Музыка к спектаклям была написана Л.Л. Кенелем одним из первых профессиональных музыкантов, изучавших хакасскую музыку. Его имя носит ДМШ № 1 г. Абакана, а также республиканские конкурсы. Композитором осуществлен синтез национального и интернационального в различных музыкальных жанрах (опера, соната, песня, инструментальная миниатюра и пр.), Позже Д. Куц создаст композиции, в которых традиционная музыка сплетена с джазом.
С конца 1950-х начался процесс становления композиторской школы Хакасии (А. Кенель, Г. Челбораков, П. Катаева, А. Стоянов и др., а также композиторы «любители» Г. Колмаков, Н. Косовненко, А. Файт. М. Морозов, позже Н. Ковалев. В. Мартынов, М. Першин). Этот период отмечен стремительным ростом профессионального музыкального образования (открытие классов баяна, домры и балалайки, духовых инструментов, скрипки на базе ДМШ № 1 г. Абакана.
В 1960 открыто Абаканское музыкальное училище первым директором которого стал Л.Г. Ревич, а с 1971 — Л.А. Спивак. Они заложили прочные традиции педагогики, исполнительства, просветительства, науч.-иссл. базы. Создавались классы хакасских народных инструментов. В 1960-е открыты классы чатхана на базе областной национальной школы (ныне Хак. нац. респ. гимназии им. Н.Ф. Катанова, рук. А.А. Кенель и А.В. Янгулов), с 1977 в Абаканском муз. уч-ще (руководитель Г.И. Челбораков). Активная подготовка проф. муз. кадров благоприятствовала росту инструментального исполнительства, созданию творческих коллективов: симфонический оркестр музыкального колледжа (руководители Б. Нухов, А. Пронин, А. Цаца), духовой оркестр (руководитель Г. Жульмин).
Настоящий прорыв в развитии музыкальной культуры Хакасии произошел в конце 1980 х, с открытием Хакасской Республиканской государственной филармонии...
Ярким событием в музыкальной жизни Хакасии явилось создание симфонического оркестра Республиканской филармонии (руководитель В. Инкижеков), муниципального духового оркестра г. Абакана (руководитель А. Штарк), инструментального квартета «Аллегро», фольклорного ансамбля «Звоны», инструментального ансамбля «Виола».
В вокальном искусстве широкое признание получила деятельность К. Сунчугашевой, В. Чаптыкова, В. Терешкова, Е. Кыштымовой, Л. Третьякова, молодых исполнителей Е. Монисовой, В. Владимировой, Д. Тарасова. Исполнит, мастерство демонстрировали В. Глаголев, Н. Кондратова, Г. Куц, М. Усольцева, Т. Подстрелова, А. и И. Никифоровы, Ю. Трошкина, Е. Чалкина (ф-но), А. Глухов (кларнет), Т. Павленко, Е. Кулигина, Л. Вайнер (виолончель), А. Кноблох, В. Фомченкова, Е. Адьянова, Н. Ситникова, Е. Павловская (скрипка) и др.
В 1990-е изменения в культурной жизни Хакасии прослеживаются и на образовательном уровне. Отделение хакасских народных инструментов было открыто в ДМШ № 1 г. Абакана (руководитель Ю.Е. Киштеев), в Хакасской республиканской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова, в Детской школе искусств № 2 и в др. учебных учреждениях. В эти же годы в Абаканском музыкальном колледже открывается отделение хакасских народных инструментов. Сегодня студенты продолжают обучение в Хакасском государственном университе им. Н.Ф. Катанова на кафедре народно-художественного творчества (зав. кафедрой Н.Т. Ултургашева, П.М. Ким, Л.В. Кирбижекова).
В 2000-е в музыкальных школах Абакана и школах искусств значительно возросло кол-во школьников, обучающихся игре на народных инструментах. Номинация «Хакасские народные инструменты» включена в городские и республиканские конкурсы. В 1995 в Хак. гос. ун-те им. Н.Ф. Катанова открыта кафедра музыки и музыкального образования Института искусств (зав. кафедрой В.В. Глаголев, Н.П. Шишлянникова). Выпускники данного вуза успешно работают в общеобразовательных школах, ДМШ, домах творчества, в муз. учреждениях ср. и высшего звена РХ и др. регионов.
Совершенствуется профессиональная композиторская школа. В 1996 организовывается Союз композиторов РХ (пред. Н.В. Катаева, с 2007 — О. Алахтаева). Современная. хакасская музыка представлена творчеством многих композиторов. Развитие получила оперная музыка (А. Кенель, А. Токмашов, Г. Челбораков), симфоническая музыка (А. Стоянов Г. Челбораков, А. Кенель), балет (Г. Челбораков), камерно-инструментальная музыка (А. Стоянов, П. Ким), вокально-инструментальная музыка (Г. Челбораков, А. Стоянов и др.). Ведущими жанрами в музыкальной культуре хакасов являются: 1) жанр песни (вокальное творчество А. Кенеля, Г. Челборакова, П. Боргоякова, О. Токоякова, А. Токмашова, Н. Катаевой, И. Боргоякова, О. Алахтаевой, А. Аршановой, Т. Маганаковой, Г. Танбаева) и переложения сочинений для хора; 2) инструментальная миниатюра, представленная в музыке Ю. Киштеева, В. Галочкина, А. Токмашова, П. Кима, Т. Шалгиновой, О. Алахтаевой, И. Карамчаков; А. Попова.
Развитие получает эстрадная музык; Для молодых исполнителей композиторами РХ создано большое количество песен и романсов (И. Боргоякова, Г. Танбаева, Н. Барановой, А. Ерахтина И. Шашкина, С. Волошанина, В. Раздобурдина др.). Одним из образцов сплетения хакасской культуры с традициями мирового музыкального письма можно назвать «Саянский реквием». Это музыкально - поэтическая поэма, в которой А. Михайлов свой авторский текст с образами из истории хакасского народа переложил на музыку А. Шнитке, включив наигрыши на чатхане.
Разрабатываются и утверждаются программы, авторские методические разработки, издаются репертуарные сборники композиторов Хакасии. За последние 5 лет при поддержке методического центра РХ вышли в печать нотные издания В. Галочкина, Т. Шалгиновой, П. Ким и др. В Хакасии стало традицией проведение международного симпозиума «Чатхан: история и современность», научных конференций посвященных проблемам муз. педагогики и исполнительства, сохранения фольклора. Мн. преподаватели имеют достижения в научной деятельности, удостоены звания кандидата, доктора наук.
В целом состояние современной музыкальной культуры Хакасии может быть определено как выбор путей развития. С одной стороны, наблюдаются инновации во всех ведущих направлениях современной музыкальной культуры. С другой — возрождается традиционное вокальное и инструментальное интонирование с характерными мелодическими оборотам, умение импровизировать. Музыканты смогли сохранить традиции муз. письма, исполнительства, обогатив их новыми приёмами, что позволило создать фольклорные ансамбли, сформировать в республике проф. композиторскую школу, открыть лирику нар. инструментов на всех уровнях образовательной системы.