Способы добывания огня без спичек.
В каких бы климато-географических зонах не находился человек, он всегда испытывает потребность в огне.
Если в условиях теплого климата огонь необходим для приготовления пищи и кипячения воды, то в северных и высокогорных районах, а также в средней полосе в холодное время он нужен еще и для обогрева, просушки промокшей одежды и т.п.
В особо сложном положении могут оказаться потерпевшие, если у них нет ни спичек, ни других средств для получения огня. Поэтому каждый должен обучиться добыванию огня без спичек, используя для этого примитивные способы и подручные материалы.
Опыт разведения огня без спичек дастся далеко не сразу. Добывание его с помощью примитивных средств - своего рода искусство, требующее практики. Существует много различных способов добывания и сохранения огня, однако каждый должен выбрать для себя наиболее подходящий или выработать свой и применять его при необходимости на практике.
Каким путем был найден способ получения искусственного огня? До 1951 года в отечественной науке доминировала точка зрения, согласно которой добывание огня связывалось с трением дерева о дерево. В 1951 году появилась статья М.С. Андреева, суммирующая опросы и литературные данные о древнем способе добывания огня в Средней Азии, а затем и статьи Б.Ф. Поршнева, доказывающие, что в древности преобладал способ добывания огня ударом камня о камень.
По сведениям, собранным М.С. Андреевым, этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к состоянию атмосферы.
Правда, имеются указания на добывание огня таким способом и в тропических странах. Однако это, как и у М.С. Андреева, большей частью косвенные данные, не подкрепленные непосредственными наблюдениями. Например, по свидетельству этнографов, добывание огня путем удара кремня о кремень существует у охотничьеземледельческих групп ягуа, обитающих в верховьях Амазонки. Добывают огонь мужчины, но женщины носят топливо и поддерживают пламя в очаге. Процесс получения огня очень трудный и требует при благоприятных условиях от получаса до часа времени. Подробностей, как это делается, этнографы не указывают. Они отмечают лишь, что, когда дерево затлеет, пламя раздувают веером из хвостовых перьев дикого индюка. Люди ягуа всячески избегают добывать огонь таким способом и пользуются головешками из очагов соседей или из общественного очага, постоянно поддерживаемого в родовом доме с особой заботой. По утрам оттуда женщины выносят головешки для своих очагов. Охотники во время походов берут огонь, зажигая долго тлеющие палочки длиной от 35 до 45 см и 1 см в диаметре.
Ниже перечислены основные примитивные способы получения огня без использования спичек.
Добывание огня ударами стали о кремень.
Можно добыть огонь, нанося по камню твердой породы (лучше всего по кремню) соскальзывающие удары кресалом - напильником, обратной стороной ножа, лезвием топора - таким образом, чтобы искры попадали на уложенный под камнем трут. От найденного камня надо отколоть несколько продолговатых кусков, которые удобно носить с собой и использовать по мере надобности.
Добывание огня ударами кремня о рудные минералы.
Из рудных минералов необходимо назвать следующие: пирит (серный или железный колчедан), марказит (лучистый колчедан), халькопирит (медный колчедан), сфалерит (цинковая обманка). Искра в этом случае не белая, как при ударе сталью о кремень, а желтая, даже красная и несколько более короткая, чем от удара сталью. В качестве трута можно использовать вату, слегка пропитанную раствором марганцовки.
Крупным недостатком высекания искры из рудных минералов является их хрупкость, способность сильно крошиться под ударами. Трут скоро покрывается мелким рудным порошком и утрачивает способность возгорания. Тонкая минеральная пыль гасит искру. Искры хотя и достигают от 4 до 10 см длины, но падают очень жидко, редко давая пучок, что столь характерно для удара сталью о кремень.
Добывание огня трением дерева о дерево.
Известно три способа добывания огня трением дерева о дерево: пиление, вспахивание (огневойплуг) и сверление.
Добывание огня способом "пиления " известно у многих отсталых народов, в том числе и у негритосов о. Люсон, использующих две половинки расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племени куку-куку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучинкой, снятой с верхнего слоя бамбука. Эластичность такой лучинки, скорее ленты, позволяла действовать ею как веревкой, взятой за оба конца руками. Она подводилась под трут, прижатый к земле левой ногой, и мастер поочередно натягивал концы, пока в точке трения не возникала критическая температура. Трут был зажат в расщепе сухой веточки или куска бамбука. При таком способе дым появлялся через 4 сек. а через 8 сек. обуглившаяся бамбуковая лента разрывалась и одновременно на трут падали искры огня. Иногда огонь добывали два человека. Один держал огниво, а другой производил пилящие движения, натягивал поочередно то один, то другой конец.
При хождении по лесу в ночное время люди племени куку-куку брали с собой факел из бамбука до 3 м длины. Верхние секции бамбука были наполнены смолой араукарии. Факел горел несколько часов.
Для реализации другого варианта получения огня способом "пиления " нужно сухой, очищенной от коры и заостренной по ребру палкой очень быстро с сильным нажимом пилить сухое полено. Можно в сухом полене вырезать длинный желобок и быстро, с сильным нажимом водя по нему вперед-назад сухой палочкой, добиться нагрева древесины до такой степени, чтобы начал тлеть накопившийся древесный порошок (способ "вспахивания" ). Однако, как показывает практика, в данных способах дерево нагревается недостаточно быстро вследствие того, что трение не концентрирует тепло в одной точке и распределяет его по большой площади, хотя и на одном из трущихся предметов.
Что же касается "огневого плуга". применяемого у океанийцев, то здесь вероятно, мы имеем дело с особым видом древесины. Ботаники указывают на древовидное растение из семейства мареновых (Cuetlarda uruguensis), способное давать искру через 2-3 минуты.
Добывание огня "сверлением " без лучка. т.е. вращением стержня между ладонями, применялось австралийцами, индейцами Южной Америки и другими народами, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал второму, а если был третий - он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз от давления. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.
Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня не занимал более одной минуты, хотя за это время человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливались к земле ногой. У индейцев шингу воспламеняющимся веществом часто служило волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.
Получение огня сверлением было делом трудным для неопытного человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны, способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась древесная мука. Переноска огня с помощью древесной муки производилась в куске тростника с отверстиями, которыми махали время от времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и воспламеняющиеся вещества.
Неплохие результаты дает способ получения огня "сверлением " при помощи лучка. Однако нужно заметить, что непрерывно водить лучком здоровый, сильный человек может только 3 минуты, после чего требуется передышка.
С внешней стороны процесс возгорания от сверления лучком выглядит следующим образом. Вначале появляются клубы дыма. Затем можно наблюдать, как вокруг быстро вращающегося сверла начинает накапливаться древесный порошок шоколадного цвета. Отдельные частицы этого порошка, увлекаемые быстрым движением, выбрасываются дальше. Можно отчетливо видеть, как они падают, дымясь, хотя искр не видно.
Очаг горения возникает не под сверлом, где развивается высокая температура, но нет воздуха, и не вокруг сверла, а возле боковой прорези, где накапливается кучкой горячий порошок, куда свободно поступает воздух и поддерживает горение. Кучка порошка продолжает дымиться даже тогда, когда прекращается сверление. Это - верный признак горения. Под черным слоем порошка сохраняется очажок из раскаленных пламенеющих микроугольков. Очаг горения сохраняется минут 10-15. От него можно спокойно зажигать любой воспламеняющийся материал: тонкую бересту, сухой мох, паклю, древесные стружки и пр. Трут здесь не нужен. Если очаг горения крупный (при сверлении толстым сверлом - около 40 мм в диаметре) и продуктов горения много, то он может воспламениться от сильного притока воздуха во время работы на ветру.
Обычно принято считать, если судить по описаниям этнографов, что огонь сверлением можно добыть в том случае, когда планка состоит из более мягкого дерева, чем сверло. Однако опыты показывают, что это правило не подтверждается, точнее - не вполне подтверждается. Можно добыть огонь, когда и планка и сверло состоят из одной породы, например ольхи, сосны или дуба. Более того, огонь можно получить, когда планка выполнена из более твердого дерева, чем сверло. Например, в качестве планки может быть сосна или береза, а в качестве сверла - ольха.
При очень твердой планке (из дуба) и при мягком сверле (из ольхи) огонь, как показывают опыты, получить не удается. При обратном соотношении: планка из ольхи, а сверло из дуба - можно получить положительный результат с возникновением возгорания через 1.5-2 минуты. Практически невозможно получить положительный результат, если сверлить дуб буком или дуб кизилем. В других условиях опыта успех не исключен.
При сверлении дуба дубом огонь можно добыть через 2 мин. 30 секунд, ольхи ольхой - через 20 секунд. Однако этими данными нельзя руководствоваться как справочными.
Наилучшие результаты по времени дает сверление сосны буком. При диаметре сверла 15 мм, огонь можно добыть уже через 8-10 секунд.
Какие породы дерева пригодны для добывания огня? Весьма различные: сосна, береза, ольха, орех, дуб, бук, бамбук и др. Не рекомендуется применять в этих целях липу и осину.
Большая часть неудач при добывании огня данным способом объясняется недостатком сухости дерева. Сыроватое дерево дает много дыма. смешанного с испаряющейся водой, но не загорается. Обугленный порошок, образовавшийся от трения в виде кучки, при рассматривании в лупу выглядит крупными спекшимися частицами или очень твердыми угольками, сварившимися в парах. Внешние признаки влажности дерева хорошо видны на сверле в виде каемки темного цвета, расположенной выше обугленного конца. Однако на вопрос - "можно ли получить огонь из сухостойного дерева, найденного в лесу, без дополнительной сушки у огня?" - можно дать положительный ответ. Очевидно, при определенных погодных условиях дерево может иметь достаточную сухость (для применения данного метода получения огня).
Представляет интерес вопрос о влиянии диаметра сверла на скорость получения огня и затраты энергии. Выяснилось, что при малом диаметре сверла (7 мм) огонь можно добыть за 50 секунд. Но для этого требуются определенные материалы: сверло из бука, планка из ольхи или березы. Тонкие сверла из ольхи или сосны (т.е. из мягких пород) быстро деформируются, не давая огня. Волокна скручиваются на них по спирали, винтообразно. Сверла большого диаметра, например 40 мм, требуют усилий двух человек. Каждый берется за один конец лука и кладет свою левую руку на подпятник. Сверление толстым сверлом может дать огонь через 30-40 секунд и более крупный очаг горящих угольков.
Существенную роль в добывании огня способом сверления играют некоторые детали самого прибора, например, подпятник и тетива лучка. Прежде всего важен материал, из которого состоит подпятник. Последний накладывается сверху человеком на ось сверла и нажимается с большой силой. Он не может быть сделан из дерева. В процессе сверления он нагревается от вращения оси и начинает дымиться. Костяной подпятник тоже нагревается и обугливается, но значительно меньше, особенно при смазке. Камень - наилучший материал для подпятника. Это могут быть небольшие гальки с выбитой на одной из сторон ямкой для оси. Тетива для лучка может быть из растительного волокна, но больше подходит кожаная, из сыромятного ремня. Она долговечнее и имеет большое сцепление с осью. Тетива из бечевки скорее стирается и обладает меньшим сцеплением с осью.
Рекомендуем ознакомится: http://alexeyk1.narod.ru