Физико-географическое районирование
Физико-географическое районирование – система территориальных подразделений земной поверхности (регионов), обладающих внутренним единством и своеобразными чертами природы; процесс их выявления – одна из форм синтеза в физической географии. Физико-географическое районирование можно определить как особый род систематики природных территориальных комплексов и как метод выявления индивидуальной специфики отдельных частей географической оболочки (в то время как типологический подход в физической географии способствует установлению сходства природных территориальных комплексов, что позволяет свести их в классификационные группы – типы, классы, виды и т.д.).
Физико-географическое районирование включает изучение соподчинённых природных территориальных комплексов (физико-географических стран, зон, районов и др.) и составление их всесторонних характеристик; исследование малых территориальных комплексов, входящих в состав ландшафта географического (уровень, фаций), обычно не относится к физико-географическому районированию, но некоторые исследователи включают в сферу физико-географического районирования природные территориальные комплексы всех рангов.
Районирование может производиться по комплексу признаков, охватывающих все или почти все компоненты природной среды (комплексное физико-географическое, или ландшафтное, районирование), и по каким-либо частным признакам – рельефу, климату, почвам и т.п. (частное, или отраслевое, природное районирование).
Завершающей ступенью районирования во многих схемах физико-географического районирования служит физико-географический район, отвечающий условию однородности как в зональном, так и в азональном отношении. На практике в региональных физико-географических характеристиках, содержащих схемы районирования, обычно применяются системы единиц районирования, при которых поочерёдно используются зональные и азональные признаки (например, страна – зона – область – провинция – район).
Физико-географический район – низшая таксономическая единица физико-географического районирования; некоторыми исследователями отождествляется с географическим ландшафтом. Существенные признаки физико-географического района: однородность геологического строения, преобладание одного типа рельефа, единый климат и однотипное сочетание гидротермических условий, почв, биоценозов. Физико-географический район может охватывать систему высотных ландшафтных поясов, свойственную той или иной части горной физико-географической области или провинции, а также отдельные орографические обособленные массивы (например, Хибины) и межгорные впадины. В принципе, в физико-географическом районе совмещаются все виды отраслевого природного районирования, т.е. физико-географический район одновременно является районом почвенным, геоморфологическим, климатическим и т.д.
Компоненты и факторы развития природно-территориального комплекса, могут быть зональными и незональнимы. К зональным относятся те, которые распространены на земной поверхности согласно закономерностям географической (широтной) зональности - полосами, сменяют друг друга от экватора к полюсам. Зонально изменяется количество солнечной радиации, распределение тепла и влаги, почвенно-растительный покров. Незональнимы (азональный), есть те факторы и компоненты ПТК, размещение которых не зависит от географической зональности. Это, прежде всего, геологическое строение и рельеф, а также некоторые климатические особенности. Согласно этому региональные ПТК также делятся на зональные и азональные.
Итак, зональные ПТК - Это природные комплексы, образовавшиеся в результате широтного проявления природных процессов и явлений. К ним относятся географические пояса, природные зоны и подзоны. Крупнейшими азональный ПТК есть природные комплексы материков и океанов, а в их пределах - физико-географические страны и природно-аквальных комплексы морей. Физико-географические страны делятся на меньшие азональные ПТК - физико-географические края, области и районы.
Первые работы по районированию появились в XVIII столетии. В них крупные регионы выделялись с учетом природных условий и сельского хозяйства.
Со второй половины XIX в. дифференциация наук в рамках географии и накопление фактического материала уже обеспечили возможность районирования по отдельным компонентам природы, т.е. отраслевого (частного) районирования. Лучше других компонентов к этому времени была изучена растительность, поэтому первые схемы природного районирования Европейской России строились на различиях в растительном покрове (Р. Траутфеттер, 1850; А.Н. Бекетов, 1874; Ф.П. Кеппен, 1885). В связи с тем что растительность — индикатор всего комплекса природных условий, эти схемы районирования правильно отражали закономерную смену природных условий в направлении с севера на юго-восток, т.е. зональность как одну из основных закономерностей пространственной дифференциации географической оболочки.
Отраслевым по сути своей является и районирование Европейской России В.П. Семенова-Тянь-Шанского (1915). Хотя оно и проводилось с учетом происхождения поверхностных отложений и связи с ними рельефа, климата и растительности, но выделенные автором единицы — пояса (пояс рыхлых накоплений, пояс приморских южных низин и др.) и области (область Глинта, Полесское водное скопление, Днепровская низина, Заволжская овражная область и др.) являются не комплексными физико-географическими, а геоморфологическими образованиями. Следовательно, простой учет ряда факторов еще не гарантирует комплексного физико-географического районирования. В его основе лежит идея существования ПТК — исторически обусловленных и территориально ограниченных закономерных сочетаний взаимосвязанных компонентов природы.
Эта идея впервые была четко сформулирована на рубеже XIX и XX столетий В.В. Докучаевым. Ею были проникнуты и выполненные в это же время первые опыты комплексного физико-географического районирования. Районирование Г.И. Танфильева (1897) было разработано для Восточно-Европейской равнины на основе учета региональных различий климата, растительности и почв. В 1907 г. А.А. Крубер строит свою схему районирования этой же территории, исходя прежде всего из особенностей ее рельефа, но учитывая также и зональные различия. Выделенные этими авторами единицы трех рангов — области, полосы (зоны) и округа — отличаются друг от друга по целому комплексу признаков и являются различными ПТК.
Особую роль в районировании сыграло учение В.В. Докучаева о зонах природы (1898-1900), основные положения которого стали отправными для разработки комплексного районирования. Он доказал, что зональность присуща не отдельным компонентам (о чем было известно и раньше), а всей природе в целом, что каждая зона является комплексом взаимосвязанных компонентов, географическим комплексом. Первую схему ландшафтных зон Азиатской России составил Л.С. Берг (1913). Каждую зону он рассматривал как область развития одних и тех же ландшафтов, т.е. распространения однотипных ландшафтов. Л.С. Берг дал краткое описание зон, отмечая иногда наличие провинциальных различий внутри них. Позднее он детально характеризует природные зоны страны в монографиях "Ландшафтно-географические зоны СССР" (1930), "Физико-географические (ландшафтные) зоны СССР" (1936, 1938) и "Географические зоны Советского Союза".
Выделяя ландшафтные зоны, Л.С. Берг одновременно разделил территорию Азиатской России по особенностям рельефа на 14 морфологических областей, т.е. дал две различных схемы районирования (по зональному и азональному признаку) и не пытался даже сопоставить их. Необходимо отметить, что работа Л.С. Берга "Опыт разделения Сибири и Туркестана на ландшафтные и морфологические области" (1913) была практически первым опытом районирования Азиатской России. В ней четко отразились два подхода к районированию, обусловленные существованием двух основных закономерностей пространственной дифференциации географической оболочки: зональности и азональности (провинциальности). Отсюда, по сути дела, пошла двухрядная система единиц районирования.
Рекомендуем ознакомится: http://biofile.ru