Сурки и суслики вместе с белками и бурундуками объединяются в одно семейство - семейство беличьих. У систематиков свои законы. Они берут в основу строение черепа зверьков, количество, форму и расположение зубов и другие признаки, которые сразу и не заметишь.
А если говорить о внешности или повадках сурков и белок, то можно сказать: Ничего похожего! и даже: Совсем наоборот! Белки - маленькие, подвижные, веселые, прыгают по деревьям и летом, и зимой, делают кладовки с большими запасами на зиму. А сурки - толстые увальни с короткой шеей, маленькими усами, сильными короткими лапами, никаких запасов не делают, живут в норах и спят, "как сурки", почти по восемь месяцев в году.
Живут сурки в степях, пустынях, горах. О байбаках - степных сурках и тарбаганах - монгольских сурках мы сейчас говорить не будем. Численность их пока не вызывает тревоги. Мы познакомимся с горным сурком, который живет только в нашей стране высоко-высоко в горах Западного Тянь-Шаня на очень ограниченной территории - всего каких-нибудь 200 квадратных километров. Численность его очень невелика и продолжает сокращаться.
Это сурок Мензбира, таласский сурок. Самое характерное его отличие от других видов сурков контрастная окраска. Верх головы, туловища, боков тела окрашен у него в темный, почти черный цвет. А щеки, вся нижняя часть тела, лапы - в светлый, желтовато-серый. Окраска меха очень меняется в зависимости от времени года. Недаром киргизы называют этого сурка весной - желтая мышь, а осенью, когда он в темном наряде, - черная мышь.
Чтобы увидеть этого симпатичного зверька, надо приехать в поселок Паркент, что недалеко от Ташкента, пройти в управление Чаткальского заповедника, договориться с сотрудниками о совместном походе по территории заповедника и верхом на лошадях ехать долго-долго по узким горным тропам Чаткальского хребта. Еще этот сурок водится на очень небольших участках горных районов или предгорьях Киргизии и в отрогах Угамского хребта Казахстана. Больше его нет нигде. В зоопарках он не живет, а в научных коллекциях зоомузеев - единичные экземпляры.
Итак, нам очень повезло, и мы едем на лошадях в горы. Там, где кончается граница лиственных лесов, где осыпаются и нагромождаются камни, где понемногу и арча становится редкой и появляются альпийские лужайки (высота здесь уже 2200 - 2500 метров над уровнем моря), можно сойти с лошадей, дать им отдохнуть после трудного подъема, а самим подняться еще немного - туда, где все лето в расщелинах скал лежит снег. Здесь надо остановиться и внимательно прислушаться. Тотчас вы услышите отрывистые, резкие крики сурков. Это сигнал опасности. Издают их зверьки-сторожа, которые зорко несут свою вахту. В это время другие кормятся или просто отдыхают на солнышке. Услышав такой сигнал, все зверьки прячутся в норы. Если никак себя не выдавать, сурки постепенно успокоятся и снова выйдут из нор. Перед этим сторожа подадут другой сигнал - протяжные, не такие резкие звуки. Это значит - все спокойно, можно заниматься своими делами.
В плохую погоду, когда солнце прячется за тучами, идет дождь, у сурков снижается активность, у них "плохое настроение", им скучно, они издают унылые, протяжные звуки, говорящие о том, что не мешало бы соседям и всем родственникам собраться вместе, поболтать, развлечься. Вот из одной норы слышен унылый крик, из другой, третьей. Проходит несколько минут - и можно видеть, как сурки перебегают по тропам из норы в нору, бегут в гости к соседу. Сурки очень общительны. Особенно они любят встречаться с родственниками своей многочисленной семьи, Вот тут-то их и можно рассмотреть, если бинокль есть: ближе, чем на 40 - 50 метров, сурок к себе человека не подпустит.
В сравнении с другими видами сурок Мензбира самый мелкий. Длина его не более 50 сантиметров, а вес около 4 килограммов. Зверек приземистый, немного неуклюжий. Но это только на первый взгляд. Его ловкость удивляет, стоит лишь взглянуть, как он прячется в нору, как легко протискивается в щель его гибкое тело.
Рекомендуем ознакомится: http://www.zooclub.ru