Автор: Алексей Шакиров Просмотров: 4489
Рано утром сюда приходят те, кто уже много лет питает нежные чувства к самарской набережной. В часы, пока не открылись кафе, не гремит музыка и на пешеходных дорожках пустынно, можно увидеть и оценить её во всей красе. Не зря горожане так и говорят: «Волжский берег – это драгоценная оправа города».
Рассказывает Любовь Телицина – жительница Самары:- Моя прабабушка говорила, что это рай земной. Здесь было много цветов и зелени. Можно было наслаждаться свежим воздухом и удивительными волжскими пейзажами.
То, что сейчас кажется неотъемлемой частью города и его визитной карточкой – было в Самаре не всегда. Впервые об устройстве набережной заговорили в середине 30-х годов прошлого века. Тогда прибрежная полоса представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни. Требовалось снести все постройки, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи. Впрочем, мечтать о том, чтобы волжский берег видоизменился, горожане начали её раньше.
Ещё Алабин мечтал о набережной, которая стала бы местом отдыха, улучшила санитарное состояние города, избавила бы его от наводнений. Он предполагал сдавать в аренду территорию, что освободило бы город от нечистот, потому что сюда для укрепления берега свозили навоз. Это избавило бы город от «миазмов» и приносило большой доход…
Планомерное и последовательное обустройство волжских берегов в черте города началось в 30-х годах прошлого века. С улицы Максима Горького. На месте, где когда-то стояли хибары и ночлежные дома, были построены первые четырёхэтажные дома. Их было три. Они и сейчас здесь стоят и называются «Дома грузчиков». Предназначались эти сооружения для работников речного порта. Но началась война и внесла свои коррективы в планы строителей. Продолжились работы по благоустройству набережной только в 1954-м году.
Первой очередью набережной стал отрезок берега от улицы Некрасовской до Вилоновской. Здесь разбили бульвар, соорудили капитальную подпорную стенку. Для красоты установили бетонные скульптуры, которые не сохранились до наших дней. В результате город впервые получил великолепную зону отдыха. Горожан особенно притягивал широкий песчаный пляж. А пассажиры проплывающих по Волге судов неизменно аплодисментами выражали восхищение новой набережной.
Рассказывает Ваган Каркарьян – заслуженный архитектор России:- В 1958 году после окончания Московского архитектурного института я приехал в Куйбышев и увидел первую очередь набережной. Это был ещё небольшой участок, с деревянным речным вокзалом. Здесь красовались типовые гипсовые фигуры. И прогуливалось много горожан.
Набережная привлекала горожан и туристов своей красотой, уникальными ковровыми клумбами, которые были здесь в большом количестве.
Вторую очередь набережной – участок от Студенческого спуска до завода КИНАП – завершили к 1961 году. Здесь раскинулся широкий парк-бульвар со спортивными площадками, кафе. В аллеях появились три скульптуры, которые сохранились до наших дней. За ними группа куйбышевских архитекторов была командирована начальством в Москву.
Рассказывает Ваган Каркарьян:- В Манеже на выставке украинского искусства я увидел скульптуры, которые находятся сейчас на второй очереди набережной. Это «Девушка на водных лыжах», «Девушка-аквалангистка» и рабочий со спутником в руках – «Покорителю космоса». Эти работы были приобретены, они стоят до сих пор и являются украшением нашей набережной.
Третья очередь набережной протянулась от Некрасовского спуска до современного речного вокзала. Строили её всем городом. Здесь трудились студенты, школьники, просто инициативные и неравнодушные люди. Они помогали высаживать деревья, кустарники, цветы. Затем работники Горзеленхоза доводили их до определённых стандартов.
Завершает череду городских зон четвёртая очередь, так называемая Октябрьская набережная. Даже визуально она отличается от остального волжского берега. Особенности рельефа позволили создать каскад зелёных террас. Главным акцентом стала смотровая площадка в виде Ладьи. Это подарок строителей к 400-летнему юбилею города. Множество деревьев, цветов и кустарников, которые украсили это место, специально вырастили в садоводческих питомниках. Общая протяжённость зелёной изгороди вдоль Волги – семь километров.
Рассказывает Анна Балыкова – специалист предприятия по озеленению набережной:- Я очень люблю сажать туи и ели. Люблю разбивать цветники, ведь это приносит людям заряд позитива, меняет настроение. И у меня большая просьба к жителям нашего города, чтобы они ценили наш труд, не рвали цветы, не выдёргивали кустарники, не ломали ели. Пусть у нас будет всё ухожено и красиво.
Особым украшением набережной стала знаменитая чугунная ограда, которая тянется вдоль берега много километров. Автор исторической части набережной Николай Власович Подовинников выбрал рисунок из пересекающихся колец, разработанный великим русским архитектором Михаилом Казаковым. Ограды с подобным узором можно увидеть и в Москве, и в Петербурге. Этот ажур и сейчас придаёт самарской набережной особое очарование.
Вспоминаются слова писателя Василия Аксёнова, который сказал, что нигде на Западе не видел такой благоустроенной набережной. Может быть, лишь у Женевского озера.
С образом нашего города набережная неразрывно связана уже более 50 лет. Возраст вполне солидный. Но её привычный облик не изменился, он по-прежнему радует гостей и жителей Самарской губернии.
Рекомендуем ознакомится: http://staraysamara.ru